Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имамиты






 

Имамиты — те, кто признает имамат Али после Пророка как ясное указание и достоверное назначение. Это назначение было сделано не путем намека на какое-то определенное качество, а путем указания на него лично.

Имамиты считают, что в религии нет более важного дела, чем имамат. Они говорят, что Пророк не мог оставить этот мир, не указав на своего наследника и заместителя. Поскольку Пророк был послан для устранения разногласий и установления единогласия, то он не мог покинуть общину, оставив людей предоставленными самим себе, чтобы каждый из них придерживался собственного мнения и шел своим путем, не согласуясь в этом с другими. Нет, Пророк должен был определить человека, к которому следует обращаться, которому следует доверять, и на которого следует полагаться. И действительно, Пророк определил в качестве такого человека Али. В одних местах он сделал это намеком, в других — ясным указанием.

Что касается намеков Пророка, то например, он послал Абу Бакра читать суру «Отречение» перед людьми на собрании в Мекке, но после него послал Али, чтобы именно он прочитал эту суру. Пророк сказал при этом: «Спустился ко мне Джабраил и сказал: “Это должен сообщит человек от тебя” или: “… от твоего рода”». Это доказательство того, что он предпочел Али Абу Бакру.

Далее, Пророк Мухаммад в военные отряды назначал амиров над Абу Бакром, Умаром и другими своими сподвижниками. В одном из походов Пророк назначил амиром над ними обоими Амра ибн аль-Аса, в другом — Усаму ибн Зайда, в то время как над Али он никогда никого амиром не ставил.

Что касается ясных указаний, то примером может служить следующий случай, имевший место в первые годы Ислама, тогда Пророк сказал: «Кто присягнет мне своим имуществом?» — и собравшиеся люди присягнули ему. Затем он сказал: «Кто присягнет мне своей душой и станет моим исполнителем завещания и наследником этого дела после меня?» Никто не присягнул ему, пока эмир верующих Али не протянул ему руку, присягнув ему душой своей. И тот отплатил за это сполна, так что курайшиты стали издеваться над Абу Талибом, говоря: «Он поставил начальником над тобой твоего сына!» [По некоторым данным это событие произошло в первые годы призыва к Исламу, когда Пророк собрал в своем доме всех видных представителей семейства Хашим. Тогда он спросил, кто готов поддержать его своим имуществом и душой. Никто не согласился, кроме Али.]

Другим примером может служить случай, произошедший в последний год жизни Посланника Аллаха. Об этом ниспосланы такие слова Аллаха: «О Посланник! Передай, что ниспослано тебе от твоего Господа. А если ты не сделаешь этого, то не передашь Его послание…» [Коран, сура 5 «Аль-Маида», аят 67.] Когда Пророк прибыл к местечку Хумм, то приказал подмести под большими ветвистыми деревьями и призвал людей к общей молитве. Затем Пророк, находясь на верблюжьих седлах, сказал: «Кому я был покровителем, тому Али покровитель. О Боже! Будь покровителем тому, кто был его другом, будь врагом тому, кто был его врагом, помоги тому, кто помог ему, оставь без поддержки того, кто его оставил без поддержки, и пусть он будет прав, где бы он не находился! Разве я не сообщил это трижды?» [Этот случай произошел во время «прощального паломничества» Пророка. В тот день Пророк перед огромным количеством людей, около 100 000 человек, прочитал длинную проповедь, в ходе которой сказал: «Кому я был покровителем, тому Али покровитель». Выдержки из этой проповеди упоминаются в разных книгах суннитских авторов по хадисам, например, в Муснаде Ахмада ибн Ханбаля, Сунан ибн Маджа, Сахихе Муслима. Сунниты не признают, что это было назначение Али в качестве халифа. Они говорят, что слово «мауля» (покровитель) имеет множество значений, среди которых друг, помощник. Часть суннитов вообще отрицает достоверность этого хадиса, потому что он не упомянут в сборниках Бухари и Муслима. Я склоняюсь к точке зрения, что это событие действительно имело место быть, но не в том понимании, как об этом говорят шииты. Эта фраза была вырвана из контекста. Дело в том, что незадолго до этого Али вернулся из похода в Йемен, откуда он вез трофеи, но он запретил делить эти трофеи до возвращения и встречи с Пророком. Но часть людей ослушалась его приказа, из-за чего у него произошел с ними конфликт. Люди решили пожаловаться на это Пророку, но тем самым вызвали только гнев со стороны последнего. И читая свою последнюю проповедь, в которой было упомянуто об очень многих религиозных вопросах, таких как нравственность, богобоязненность, предостережение людей от грехов, запрет на кровную месть, повеление хорошо относиться к женам, Пророк отдельно остановился на том случае с Али, сказав примерно следующее: «Не спорьте с Али, кому я повелитель, тому и он повелитель!» — чтобы тем самым пресечь все разговоры о недовольстве решениями, принятыми в том походе Али.] Имамиты утверждают, что это явное указание. Если мы подумаем, в каком смысле Пророк был покровителем, то так же мы должны понимать это и в отношении Али. Сподвижники Пророка поняли под этим назначением покровителем то, что понимаем мы, так что Умар, встретив однажды Али, сказал: «Будь счастлив, Али! Ты стал покровителем каждого верующего и каждой верующей».

Имамиты говорили, что слова Пророка: «Лучший из вас судья — Али» — это еще одно ясное указание на имамат Али. Ведь имамат — это способность рассудить людей в любом деле. Таков смысл слов Аллаха Всеславного: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» [Коран, сура 4 «Ан-Ниса», аят 59.]. Они говорили, что достойнейший власти — тот, кто способен вершить справедливый суд. Когда мухаджиры и ансары спорили между собой, судьей в этом деле был именно эмир верующих Али, а не кто-то другой. Подобно тому, как Пророк для каждого из своих сподвижников определил его самое отличительное качество, сказав: «Лучший из вас знаток религиозных обязанностей — Зайд, лучший из вас чтец Корана — Убайй, лучший из вас знаток дозволенного и запретного — Муаз», — так и для Али он определил его самое отличительное качество, сказав: «Лучший из вас судья — Али».

Но так как сподвижники, после смерти Пророка, не присягнули Али, имамиты стали ругать их, пороча их и обвиняя в неверии [Смысл обвинения состоял в том, что сподвижники, зная, что Али должен был стать заместителем Пророка, не последовали приказу Пророка, а сами выбрали халифа. Этим они лишили Али его законного права.]. Они стали упрекать их, по меньшей мере, в несправедливости по отношению к Али. Но в Коране имеются ясные указания об их справедливости и богоугодности. Аллах сказал: «Был доволен Аллах верующими, когда они присягали тебе под деревом» [Коран, сура 48 «Аль-Фатх», аят 18.], — а было их тогда тысяча четыреста человек. Восхваляя мухаджиров, ансаров, и тех, кто последовал за ними в благих делах, Аллах сказал: «А опередившие, первые из мухаджиров и ансаров, и те, которые последовали за ними в благодеянии, — доволен ими Аллах, и они довольны Им» [Коран, сура 9 «Ат-Тауба», аят 100.], «Аллах принял раскаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час» [Коран, сура 9 «Ат-Тауба», аят 117.]. Еще Всевышний сказал: «Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что он оставит их преемниками на земле, как оставил тех, кто был до них» [Коран, сура 24 «Ан-Нур», аят 55.]. Это показывает степень величия сподвижников пред Аллахом и их достоинства пред Посланником.

О, если бы я знал, как можно верующему проклинать их и называть неверными! Ведь Пророк сказал: «Десять из моих сподвижников будут в раю: Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальха, аз-Зубайр, Саад ибн Абу Ваккас, Саид ибн Зайд, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Абу Убайда аль-Джаррах». Кроме того, имеются хадисы о достоинствах каждого из них в отдельности. Но если о некоторых из сподвижников передают что-то плохое, то надо задуматься, возможно, это клевета рафидитов или ошибка мухаддиса [Мухаддис — знаток или рассказчик хадисов.].

Имамиты единогласно признали имамат Али ибн Аби Талиба, аль-Хасана, аль-Хусайна, Али ибн аль-Хусайна, Мухаммада ибн Али аль-Бакира, Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка, но после смерти последнего среди них начались разногласия. Более того, их разногласия породили огромное количество сект. Один из имамитов даже сказал, что среди самих шиитов существует семьдесят с лишним сект, о которых говорит хадис Пророка. А все остальные вообще вышли из Ислама.

После Джафара ас-Садыка, имамиты разошлись во мнениях относительно того, на кого ас-Садык ясно указал как на преемника, поскольку у него было несколько сыновей: Мухаммад, Исхак, Абдаллах, Муса, Исмаил и Али. Из них на ясное указание и назначение претендовали: Мухаммад, Абдаллах, Муса и Исмаил. Некоторые из них умерли не оставив потомства, у других же потомки были.

Первоначально имамиты придерживались учения своих имамов в основах веры. Но спустя некоторое время хадисы со слов их имамов стали противоречивыми. После чего каждая из их сект избрала какое-то учение. Часть имамитов стала мутазилитами: ваидитами или тафдилитами, часть ахбаритами: антропоморфистами или салафитами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.