Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы налоговой политики в Российской Федерации






Возьмем простой, взятый из жизни, пример. Так, находящийся в Канаде и принадлежащий объединению Ростсельмаш тракторный завод, который по итогам 2012 года имел прибыль в размере 16, 4 млн. долларов США, в российских условиях имел бы чистый убыток в сумме 21, 7 млн. долларов США. И главные статьи, определяющие невозможность работы аналогичного предприятия России, это – налоги (завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов 47, 9 млн. долларов США; в России такой завод должен заплатить 74 млн. долларов США, то есть на 26, 1 млн. долларов США больше).

К этому можно добавить, что в Канаде банковские кредиты предоставляются под 2, 3% годовых, электроэнергия вдвое дешевле, лучше и общий предпринимательский климат. Но главное – это налоги, а также и различия в составе общих издержек предприятий, связанных с выполнением различного рода государственных правил и составлением отчетности. Отсюда – на тракторном заводе в Канаде со всей этой работой вполне справляются 14 бухгалтеров, а для такого же завода в России потребовалось бы таких работников в 4 раза больше.

Распространенным самообманом является и убеждение в том, что по показателю общего налогового бремени (доля налогов в ВВП) мы якобы где-то близки к другим странам мира. Наши официальные органы дают по этому показателю уровень около 40%, учитывая, что и по странам ОЭСР средней показатель как раз и есть 40%.

Но вот данные по странам, с которыми нам приходится реально конкурировать, то есть которые сравнимы с нами по уровню экономического развития: Турция – 27, 7%, Польша – 32, 3%, Чили – 20, 8%, Мексика – 19, 6%. А если взять такие разные страны, как США, Канада, Швейцария, Япония и КНР, то их успешное развитие несомненно связано с тем фактом, что все они постоянно держат этот показатель на уровне ниже 30%.

Речь идет именно о среднем показателе. Полным набором налогов (налог на прибыль, НДС и налог на имущество) у нас – единственной стране в мире – облагается только производственный сектор; банки и любые спекулятивные финансовые сделки от НДС полностью освобождены. Малый бизнес платит налог по ставке 6%, а экспортеры сырья получают огромные возмещения НДС из сумм налога, уплаченных другими секторами и отраслями экономики. Таким образом, для предприятий, производящих материальные товары, эффективное налоговое бремя превышает 50%.

Анализ систем налогообложения США и России позволяет сделать следующие выводы:

1. В США стимулируется полезная производственная деятельность: налоги на доходы от трудовой и предпринимательской деятельности всегда ниже, чем налоги на доходы от капитала и разного рода «даровые» доходы. У нас - ровно наоборот. Налог на трудовые доходы – 13%, налог на дивиденды – 9%, а дарение налогами не облагается.

2. Рисковая частная предпринимательская деятельность в США попадает под льготный налоговый режим (более низкие ставки налога, больше льгот), чем личные доходы граждан. Обычное правило – ставка налога на прибыль всегда ниже маржинальных ставок подоходного налога. У нас – ровно наоборот.

3. В США стимулируется благотворительная и другая полезная деятельность, которая может выступать заменой бюджетных расходов государства. Механизм следующий: устанавливаются намеренно высокие ставки подоходного налога и налогов на дары и наследство, но взамен предлагаются налоговые льготы в виде «налогового кредита», которые позволяют налогоплательщикам свои пожертвования на содержание больниц, школ, вузов, культурных и научных учреждений вычитать из непосредственно суммы начисленного налога. У нас нет ни прогрессии при обложении высоких личных доходов, ни льгот такого характера.

4. В США стимулируется реинвестирование прибыли предприятий на цели их развития и модернизации. Механизмы: пониженная ставка налога на прибыль для ее реинвестированной части (Германия), режим ускоренной амортизации (США), режим обложения исключительно доходов, выводимых из оборота предприятия (Эстония). У нас: дифференциации налогообложения между реинвестируемой частью прибыли и ее выплачиваемой частью нет, амортизационные начисления применяются только в учетном смысле, их использование со стороны налоговых органов никак не контролируется. А во всех развитых странах нецелевое использование средств из амортизационных фондов карается доначислением налога и серьезными штрафами.

5. В развитых странах банки и иные финансовые учреждения несут прямую ответственность за удержание налога с выплачиваемых ими или через них доходы граждан и предприятий. Кроме того, для них применяются более высокие налоговые ставки или действуют ограничения на использование определенных налоговых льгот.

6. В развитых странах не допускается использование НДС для стимулирования нежелательного экспорта. У нас НДС активно используется для налогового стимулирования экспорта необработанного сырья, при этом отечественные пользователи такого сырья должны платить за него дороже, чем иностранные покупатели.

7. Во всех развитых странах активно стимулируется трудовая деятельность своих граждан и постоянных жителей по сравнению с деятельностью мигрантов. Для мигрантов действуют ограничения на использование льгот по налогам и автоматическое удержание налога по повышенным ставкам со всех переводимых и вывозимых ими за рубеж доходов.

Таким образом, сложившая в России налоговая система отходит от общепризнанных принципов налогообложения; в ней вообще не присутствует или присутствует в явно искаженном виде опыт стран, успешно применяющих налоги для стимулирования экономического развития; многие из применяемых инструментов налогового регулирования явно противоречат национальным интересам России. А главный недостаток нашей налоговой системы - это игнорирование стимулирующей роли и функции налогообложения. В упорядочении и усовершенствовании нуждается вся система налогового администрирования, составления и контроля налоговой отчётности, налогового надзора за вывозом капитала и доходов в зарубежные страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.