Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текущее состояние химической, нефтехимической и топливной промышленности в России






Химическая, нефтехимическая промышленность и нефтепереработка как отрасль топливной промышленности неразрывно и органично связаны друг с другом, поэтому проблемы нефтеперерабатывающей промышленности, речь о которых идет ниже, находят свое отражение и в родственных с ней отраслях промышленности.

В России действуют 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятий с общей мощностью по переработке нефти 261, 6 млн. тонн (2009 год; в 2012 году 262, 65 млн. тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11, 3 млн тонн.

В 2011 году в России было произведено 36, 7 млн тонн автомобильного бензина, 70, 3 млн тонн дизельного топлива, 73, 2 млн тонн топочного мазута. Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб./месяц (март 2010).

Перечень нефтеперерабатывающих предприятий России приведен в таблице 13.

Таблица 13

НПЗ Контролирующий акционер Мощности по переработке (млн. тонн) Глубина переработки, (д.ед.) Федеральный округ Субъект РФ Год ввода в эксплуатацию
             
1. Киришинефтеоргсинтез Сургутнефтегаз   0.75 Северо-Западный ФО Ленинградская область  
2. Омский НПЗ Газпром нефть 19.5 0.85 Сибирский ФО Омская область  
3. Лукойл-НОРСИ Лукойл   0.66 Приволжский ФО Нижегородская область  
4. Рязанский НПЗ Роснефть   0.62 Центральный ФО Рязанская область  
5. ЯрославНОС Славнефть (50% Газпром, 50% Роснефть)   0.7 Центральный ФО Ярославская область  
6. Пермский НПЗ Лукойл 12.4 0.88 Приволжский ФО Пермская область  
7. Московский НПЗ МНГК (38 %), Газпром нефть (33 %), Татнефть 12.2 0.68 Центральный ФО г. Москва  
8. Волгоградский НПЗ Лукойл   0.84 Южный ФО Волгоградская область  
9. Ангарская НХК Роснефть 9.71 0.75 Сибирский ФО Иркутская область  
10. Новокуйбышевский НПЗ Роснефть 7.61 0.69 Приволжский ФО Самарская область  
11. Уфимский НПЗ Башнефть 7.6 0.71 Приволжский ФО Республика Башкортостан  
12. Уфанефтехим Башнефть 9.5 0.8 Приволжский ФО Республика Башкортостан  

Продолжение таблицы 13

НПЗ Контролирующий акционер Мощности по переработке (млн. тонн) Глубина переработки, (д.ед.) Федеральный округ Субъект РФ Год ввода в эксплуатацию
             
13. Салаватнефтеоргсинтез Газпром 9.1 0.81 Приволжский ФО Республика Башкортостан  
14. Сызранский НПЗ Роснефть 6.53 0.65 Приволжский ФО Самарская область      
15. Нижнекамский НПЗ ТАИФ (33 %)   0.7 Приволжский ФО Республика Татарстан  
16. Комсомольский НПЗ Роснефть 7.76 0.6 Дальневосточный ФО Хабаровский край  
17. Ново-Уфимский НПЗ (Новойл) Башнефть 7.1 0.8 Приволжский ФО Республика Башкортостан  
18. Куйбышевский НПЗ Роснефть 6.67 0.57 Приволжский ФО Самарская область  
19. Ачинский НПЗ Роснефть 7.46 0.62 Сибирский ФО Красноярский край  
20. Орскнефтеоргсинтез РуссНефть 6.6 0.55 Приволжский ФО Оренбургская область  
21. Саратовский НПЗ Роснефть 6.5 0.69 Приволжский ФО Саратовская область  
22. Туапсинский НПЗ Роснефть 4.51 0.53 Южный ФО Краснодарский край  
23. Ильский НПЗ Кубанская нефтегазовая компания   0.63 Южный ФО Краснодарский край  
24. Хабаровский НПЗ НК Альянс 4.4 0.61 Дальневосточный ФО Хабаровский край  

 

Окончание таблицы 13

НПЗ Контролирующий акционер Мощности по переработке (млн. тонн) Глубина переработки, (д.ед.) Федеральный округ Субъект РФ Год ввода в эксплуатацию
             
25. Антипинский НПЗ Холдинг " Нефтегазохимические технологии" 3.5 0.60 Уральский ФО Тюменская область  
26. Сургутский ЗСК Газпром   нет данных Уральский ФО ХМАО-Югра  
27. Афипский НПЗ НефтеГазИндустрия 4.8 нет данных Южный ФО Краснодарский край  
28. Астраханский ГПЗ Газпром 3.3 нет данных Южный ФО Астраханская область  
29. Ухтинский НПЗ Лукойл 3.2 0.71 Северо-Западный ФО Республика Коми  
30. Краснодарский НПЗ РуссНефть 3.0 нет данных Южный ФО Краснодарский край  
31. Новошахтинский ЗНП Юг Руси] 2.5 0.65 Южный ФО Ростовская область  
32. Марийский НПЗ Артур Перепелкин, Алексей Милеев, Николай Хватов и Сергей Корендович 1.2 нет данных Приволжский ФО Республика Марий Эл  

Реальной проблемой российских нефтеперерабатывающих заводов сегодня является высокий уровень выхода мазута, который на западных рынках стоит примерно на 30% дешевле сырой нефти. Выход высокооктанового бензина, реализуемого вдвое дороже, чем мазут, у нас крайне мал – 15-16%. Показатель же современных западных НПЗ – 45% - свидетельствует о том, что при коренной модернизации российская нефтепереработка вполне могла бы стать для добывающих компаний самостоятельным эффективным бизнесом, а не вторичным, как это представляется руководству некоторых вертикально интегрированных компаний (ВИНК).

27.08.2009 правительство утвердило «Энергостратегию РФ до 2030 года». В соответствии с документом за 22 года в развитие топливно-энергетического комплекса страны необходимо вложить от 1, 8 до 2, 1 трлн. долл. США. В стратегии говорится, что кроме наращивания добычи нефти и газа, на которые потребуется максимум 1, 2 трлн. долл. США, необходимо вложить 572-888 млрд. долл. США в энергогенерацию и сетевой комплекс. Энергстратегия состоит из 3 этапов: 2009-2015 годы, 2015-2022 годы и 2022-2030 годы. Большая часть вложений приходится на третий этап: на нефтяной комплекс в последние 8 лет стратегии предполагается потратить 313-321 млрд. долл. США, на газовую промышленность – 284-299 млрд. долл. США, на электроэнергетику 340-529 млрд. долл. США. В результате к 2030 году добыча газа в России должна вырасти по сравнению с 2008 годом на 33, 2-41, 5%, добыча нефти – на 8, 6-9, 7%. Показатели были сформированы на основе данных нефтяных и газовых компаний. В частности, прогноз добычи нефти был понижен на 6, 6%, а прогноз добычи газа был повышен на 4%.

Процесс нефтепереработки – это многоступенчатый процесс физической и химической обработки сырой нефти, результатом которого является получение целого спектра нефтепродуктов. Выбор конкретного направления переработки нефти и ассортимента выпускаемых нефтепродуктов определяется качеством сырой нефти. Нефтедобывающая промышленность относится к крупнейшему сегменту российской экономики, состоящей из цепочки нефтедобывающего, нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов.

В периоды времени роста цен на нефть для мировой нефтепереработки складывается благоприятная ситуация, при которой цены на светлые нефтепродукты растут вдвое быстрее, чем цены на сырую нефть. Увеличение прибыльности отрасли ведет к тому, что нефтедобывающие страны активно строят и вводят новые мощности по переработке, чтобы экспортировать не сырье, а нефтепродукты и товары нефтехимии. Это касается таких стран, как Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Венесуэла и т.д.

В условиях роста добычи нефти и роста потребления топочного мазута в теплоэнергетике, технологическая база нефтепереработки в советский период формировалась без достаточного развития процессов, определяющих глубину переработки нефтяного сырья и потребительские и экологические качества нефтепродуктов. В результате сейчас в большинстве российских нефтяных компаний переработка нефти не сбалансирована с ее добычей (объем переработки нефтяного сырья в 2014 году составил 249, 5 млн. т. – 47, 4% от объема добычи нефти (526, 7 млн. т в 2014 году). Такое положение дел вызвано чрезмерным стремлением компаний экспортировать сырую нефть. Несмотря на наличие больших запасов углеводородного сырья, по уровню развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Россия серьезно отстает от развитых стран, в первую очередь по качественным показателям и глубине переработки нефти.

Невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов обусловлено отсталой структурой нефтепереработки, в которой низка не только доля деструктивных углубляющих процессов, но и вторичных процессов, направленных на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов. Перед нефтяными компаниями стоит сложная задача: сохранить экспорт и переориентироваться на внутренний рынок. Выход из этой ситуации – одна из наиболее актуальных задач.

В настоящее время экономика России имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Приходится признать, что единственным фактором конкурентоспособности российской нефтепереработки на сегодняшний день является дешевое сырье, так как внутрироссийские цены на нефть значительно ниже мировых. При других ценах или достаточно высоких ставках налогообложения рентабельность отрасли может оказаться отрицательной. Или же цены на бензин и прочие светлые нефтепродукты поднимутся до социально опасного уровня и нанесут удар по потребителю. Продажа нефти на экспорт стала прибыльным бизнесом в нефтяных компаниях. В этой ситуации нефтеперерабатывающие заводы при вхождении в состав нефтяных копаний получили единственное преимущество – им не дали погибнуть.

Низкой эффективности отечественной нефтепереработки способствовал также резкий спад инвестиций в обновление основного капитала отрасли в период с 1992 года и по сей день. На сегодняшний день средний выход нефтепродуктов в совокупности не превышает 55%, глубина переработки в 2014 году составила 71, 5% против 87-95% на зарубежных заводах, в том числе, по выходу основных светлых нефтепродуктов (бензинов, керосинов, дизельных топлив)- всего 47, 4% против 75, 2% в США, получается, что этот показатель на российских НПЗ в среднем в 1, 3 раза ниже, чем в США и Западной Европе.

Другой проблемой является наращивание доли деструктивных процессов. Речь идет о процессах, основанных на крекинге тяжелых углеводородов с получением более легких, относящихся к светлым нефтепродуктам. Доля углубляющих процессов по России составляет всего 20, 3% против 73, 3% в США, где деструктирующие углубляющие процессы составляют основу технологических схем производства, против 42, 9% - в Западной Европе и 32, 6% - в Японии. В результате российские НПЗ из тонны сырой нефти получают примерно 140 литров бензина, в США свыше 450 литров. Интересно, что аналитики фирмы Solomon Brothers Inc. считают, что в зависимости от загрузки производственных мощностей именно деструктивные углубляющие процессы обеспечивают от 77 до 94% прибыли на нефтеперерабатывающих заводах.

Помимо снижения инвестиций ключевым фактором также следует считать сложившееся еще в эпоху советского гигантизма нерациональное размещение НПЗ по территории России и чрезмерно высокую их среднюю мощность. В настоящее время она составляет около 11 млн. т (это без учета принадлежащих Газпрому мощностей и мини-заводов) против 6-7 млн. т в США и Западной Европе и 2, 4 млн. т в Китае.

Таким образом, если сравнивать заводы, размещенные внутри страны (а большинство размещены внутри страны, за исключением «Киришинефтеоргсинтез» и Туапсинского НПЗ) по средней мощности, у российских этот показатель в 2-3 раза выше. Но при этом среднегодовое использование производственных мощностей за последние 4 года не достигало и 70%, а в странах Запада этот показатель находился на уровне 97%. Также Россия заметно отстает от большинства индустриально развитых стран мира по числу заводов. На ее территории в 17 млн. км2 размещено 32 НПЗ, в США (территория в 2 раза меньше российской) – 133, в Западной Европе – 124, Китае – 95 (его территория также в два раза меньше), в Японии – 34 (территория меньше в 50 раз).

Россия – единственная страна, которой приходится перекачивать нефть на экспорт (общий годовой объем которого составляет порядка 11 млрд. долл.) на расстояние 2500-3000 км. Очевидно, что это принуждает российскую экономику нести огромные дополнительные затраты на сверхдальнюю транспортировку нефтепродуктов от производителей к потребителям (дополнительные затраты по экспорту нефтепродуктов с заводов европейской части России составляют 20-30 USD с тонны, а с Омского, Ачинского, Ангарского заводов – до 80 USD).

У всех остальных нефтедобывающих стран транспортное плечо по суше колеблется в диапазоне от 500 до 1000 км. А ведь транспортное плечо – один из основных факторов, препятствующих расширению экспорта нефтепродуктов из России.

Все эффективно развивающиеся страны большое внимание уделяют равномерному размещению заводов по территории страны. В России же ряд заводов размещен в практически одной географической точке, например, в Уфе имеются три крупных НПЗ и рядом распложен Салаватский завод, т.е. четыре завода, обладающие суммарной мощностью 40-45 млн. т в год. То же можно сказать и о самарской группе заводов: Новокуйбышевский, Куйбышевский и Сызранский. Все они находятся друг рядом с другом, их суммарная мощность составляет около 30 млн. т в год.

Большая часть предприятий (почти 50%) сосредоточена в Поволжье и на Западном Урале. Второе и третье место по обеспеченности НПЗ занимают Сибирь (18%) и центральные российские области (16%). Наиболее «бедными» оказались привлекательные сегодня с точки зрения экспортных потоков Южный, Северо-Западный и Дальневосточный федеральный округа. Одним из способов решения указанной проблемы может стать строительство новых НПЗ в увязке с новыми магистральными трубопроводами.

Из сказанного выше следует, что преодолеть сложившуюся ситуацию с транспортировкой российских нефтепродуктов можно лишь в том случае, если новые заводы не будут заводами-гигантами, а размещение их по территории России будет ориентировано на последовательное приближение к потребителям.

Распространено мнение, что в России нет необходимости в строительстве новых НПЗ, так как имеется достаточно мощностей по переработке нефти и при этом они не задействованы полностью. В действительности так оно и есть, но дело в том, что имеющиеся мощности – это мощности по процессу первичной перегонки нефти, заметно превышающие мощности по вторичной переработке. Но только последние, как известно, обеспечивают производство качественных нефтепродуктов.

Еще в 1990 году объем первичной переработки нефти в России достигал 295, 5 млн. т, и уже тогда ощущался дефицит мощностей по вторичной переработке нефти. За прошедшие годы требования к бензину и дизельных топлив существенно повысились. Существовавшая с советских времен диспропорция между мощностями по первичной перегонке и вторичной переработке нефти (включая облагораживание) резко обострилась. «Лишние» мощности по первичной перегонке нефти пришлось вывести из эксплуатации и загрузить их вновь можно лишь при условии соответствующего ввода мощностей по вторичной переработке, включая облагораживание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.