Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий конспект лекции. Наблюдение – специфический метод сбора первичной информации






Наблюдение – специфический метод сбора первичной информации. Наблюдение представляет собой целенаправленное непосредственное восприятие определенной ситуации (события), а также регистрацию результатов этого восприятия в соответствующих документах.

Специфика этого метода заложено несколько идей, характеризующих специфику метода.

Прежде всего, это идея целенаправленности. Наблюдение – это прежде всего метод научного познания в отличие от обыденного наблюдения, которое происходит непреднамеренно. Любое научное познание начинается с выделения объекта. Целенаправленность наблюдения предполагает четкое выделение его целей и задач.

Непосредственность восприятия. Оно означает одновременность и синхронность события и наблюдения, прямую регистрацию этого события. Наблюдение позволяет увидеть и понять наблюдаемое событие в его целостности, во всех красках и оттенках. Однако это целое фиксируется по-разному в количественной и качественной парадигмах. В количественной – через визуальную фиксацию выделенных исследователем переменных – элементов поведения; в качественной – через понимание нерасчлененного целостного, перед исследователем данного поведения, в том числе речевого.

В то же время непосредственность восприятия события означает, что события и ситуации невозможно повторить, они принципиально неповторимы: в другое время и событие, и наблюдатель будут другими.

Сегодня представлено несколько классификаций этого метода по разным основаниям:

По способу организации наблю дения можно выделить полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (наблюдение в экспериментальной ситуации). В рамках качественного подхода с его стремлением изучать людей в естественных условиях лабораторное наблюдение не используется. В рамках классического может использоваться и то и другое.

По степени формализованности выделяются структурированое и бесструктурное.

Структурированное предполагает представление наблюдаемого поведения в виде структуры, состоящей из совокупности элементов. Сами эти выделяемые исследователем элементы являются индикаторами более общих свойств (признаков), которые выделены в качестве предмета исследования. Такой вид наблюдения воплощает в себе методологию классического социологического исследования, т.к. предполагает количественную фиксацию выделенных элементов.

Бесструктурное наблюдение не предполагает расчленения наблюдаемого поведения на элементы с их четкой фиксацией. Здесь скорее регистрируются исследователем наиболее часто встречающиеся формы поведения или, напротив яркие, необычные.

По степени включенности наблюдателя в изучаемый процесс можно выделить резко полярные его виды: невключенное и включенное (участвующее) наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь не является участником изучаемой ситуации, наблюдает ее со стороны. При этом пространственно исследователь находится рядом с людьми, чье поведение изучает. Позиция исследователя в этом случае – отсутствие совместных действий, каких бы то ни было отношений с участниками наблюдаемой ситуации.

При включенном наблюдении – принципиально другая картина. Исследователь здесь старается стать своим, стать равноправным участником той ситуации, которую изучает. В идеальном варианте такого наблюдения изучаемые люди не догадываются о его исследовательской роли.

По степени контроля результатов выделяются контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

Контролируемым называется наблюдение, при котором осуществляется контроль за результатами. Главная идея такого контроля данных – повышение их достоверности, близости к реальности: одна и та же ситуация наблюдается несколькими наблюдателями, после чего полученные результаты перепроверяются; происходит интенсификация наблюдений за одни и тем же объектом: резко увеличивается их количество.

Перепроверка может происходить и в рамках бесструктурного наблюдения, когда разные исследователи «сверяют» свои впечатления, свое видение наблюдаемой ситуации с целью выявления общего, присутствующего в ряде исследовательских интерпретаций.

В широком смысле включенное наблюдение отождествляется либо с качественной методологией вообще, либо с одной из качественных исследовательских практики – этнографическим подходом.

В узком смысле включенное наблюдение рассматривается как метод сбора социологической информации. Второе значение является наиболее распространенным.

Использование включенного наблюдения в качественном исследовании означает, что социолог стремится понять точку зрения тех, кого исследует, реконструировать субъективный смысл, который люди вкладывают в свои поступки.

Возникают вопросы: что фиксировать из потока впечатлений, событий, слов, в которые исследователь сознательно погружается.

Один из вариантов такого структурирования включает: пространство: физическое месторасположение; людей – участников ситуации: их социально-демографические характеристики, содержание деятельности; официальный статус в группе; неофициальное положение в группе (дружеские связи, авторитет, неформальное лидерство); действия людей в изучаемой ситуации: их интенсивность, практические результаты; цель действий: то, что люди стремятся достичь; одобряемые и неодобряемые цели, согласованность целей участников или их конфликт; время: временное упорядочивание происходящего; чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции.

Документом такого вида наблюдения выступает Дневник наблюдения, в котором в свободной форме исследователь записывает наблюдаемые события, реплики, обрывки разговоров, фрагменты интервью, а также свои впечатления, размышления, аналитические пометки. С одной стороны Дневник должен сохранять «естественный словарь» участников, т.е. реальный ситуативно-привязанный язык, которым участники наблюдаемой ситуации. Это дает возможность исследователю понять, как изучаемые люди категоризируют изучаемую реальность, какие они используют «ярлыки», классификации. С другой стороны, записывая фрагменты услышанного, исследователь всегда осуществляет отбор, всегда подправляет, подчищает их, т.е. так или иначе подвергает их интерпретации. Даже транскрибируя тексты, записанные на диктофон, социолог вольно или невольно неизбежно интерпретирует их.

При ведении полевых заметок Дневника наблюдения важную роль играет фиксация невербального поведения: мимики, жестов, позы. Зачастую именно такие формы лучше говорят о намерениях участников, смыслах их поступков, чем слова.

В Дневнике фиксируется также пространственное расположение, как участников наблюдаемой ситуации, так и отдельных ее вещественных элементов: рабочих зон, зон рекреации, картин, портретов, табличек и т.д. Все эти элементы могут рассказать о мотивах и предпочтениях людей больше, чем они сами.

Наблюдатель должен руководствоваться в своих действиях этическими нормами: полученное знание не использовать против изучаемых людей, не способствовать усилению контроля над ними, уменьшению их свободы и т.д.

В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении – как любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Любой документ – всегда репрезентация самого автора (или авторов), выраженная в содержании документа, его стиле и средствах выражения. Любой документ – всегда кодированная информация, вбирающая в себя цели и намерения коммуникатора, его видение, интерпретацию реальности.

Метод анализа документов практически так же универсален, как и опросные методы. С его помощью можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем (реконструировать значимые, но давно ушедшие события, описать будущее страны, поколения, социальной группы).

Документы содержат информацию о поведении и результатах деятельности людей, а также об их сознании: оценках, мотивах, жизненных планах, ценностных ориентаций.

В качественном социологическом исследовании могут использоваться любые документы. В то же время наиболее востребованными являются «человеческие документы»: письма, дневники, автобиографии, воспоминания. Как правило, «документы жизни» анализируются методом традиционного (качественного) анализа, «внимательного вглядывания» Результатом такого изучения чаще всего выступает комментарий, в котором теоретические понятия «переплетены» с метафорами, аналогиями, фрагментами «живого текста».

В качественном исследования, ориентированном на производство теоретического знания (мини-концепции), для обработки документальной информации могут использоваться методы «восхождения к теории» и «аналитической индукции». В качественном исследовании для поиска типических паттернов (образцов) поведения и сознания, а также их интерпретации на теоретическом языке могут использоваться достаточно разнообразные методы: иллюстративный, поступательную аппроксимацию, аналитическое сравнение (техники согласия и различия), анализ доменов и построение идеальных типов.

Иллюстративный метод используется для того, чтобы иллюстрировать или «привязать» теорию. При помощи такого метода исследователь примеривает теорию к конкретной социальной ситуации или организует данные, содержащиеся в документах в соответствии с предшествующей теорией.

Поступательная аппроксимация предполагает возобновляемые итерации (повторения) или циклические возвраты при прохождении шаг за шагом сквозь текстовую информацию к результату – мини-концепции.

Аналитическое сравнение было разработаны английским философом Дж. М. Миллем как возможные логические основания эксперимента (логика «единственного различия» и «единственного сходства»). Используя логический прием согласия, социолог акцентирует свое внимание на том, что является сходным во всех текстах. Он устанавливает тождественный результат, а затем пытается найти общие черты, которые можно было бы квалифицировать как причины. При этом типические черты ищутся путем исключения (элиминирования) тех возможных причин, которые не являются общими для всех анализируемых текстов. Затем те сходные моменты, которые могут быть причинами одинакового результата, могут объединяться в более общие термины. Смысл такой логики заключается в том, чтобы доказать, что в изучаемых документах, несмотря на некоторые различия, есть сходные типические черты, которые могут быть квалифицированы социологом как некоторые причины и их следствия (результаты). Логический прием различия состоит в том, что социолог классифицирует документы как по сходным чертам, так и по противоречащим им. Поиск сходства в альтернативных случаях.

Анализ доменов как метод обработки информации в качественном исследовании был разработан американским исследователем Дж. Спрэдли. Домены включают в себя три части: покрывающий термин или фразу, семантическое отношение и включенный термин.

Покрывающий термин – это просто название домена. Включенные термины – это подтипы или части доменов. Семантическое отношение показывает, каким образом включенный термин логически встраивается внутрь домена. В качестве семантического отношения могут быть использованы такие суждения: «такой стиль жизни, как», «человек подобного рода», «товары этого вида» и т.д.

Метод идеальных типов предполагает использование моделей, ментальных образований, описывающих то или иное социальное явление в качестве базы для сравнения с «живой» социальной реальностью. Модель представляет собой «чистый» образец, идеальную умозрительную конструкцию, созданную исследователем. Сравнение ее с конкретным случаем помогает исследователю понять специфические черты изучаемого объекта, его «особость», увидеть сходство или различие с подобными явлениями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.