Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БРЕННСТНРМИНГ__ 4 страница






ДАРВИНИЗМ — учение Ч. Дарвина и его ближай­ших последователей (А. Уоллес, Т. Гексли, Э. Гекксль, К.А. Тимирязев и др.) о том, что, во-первых, вся ныне существующая живая природа (от одноклеточных бак­терий до человека включительно) есть продукт дли­тельного исторического развития, а, во-вторых, раз­витие это осуществляется таким образом, что необхо­димыми и достаточными условиями его являются наличие в живой природе наследственности, измен­чивости, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. При этом именно подчеркивание творческой роли есте­ственного отбора и его ведущей роли в процессе ис­торической трансформации видов живых организмов отличало собственно дарвинистическое понимание механизмов биологической эволюции от всех других вариантов эволюционных и трансформистских учений второй половины XIX — начала XX в. Однако истори­чески, в силу определенных научных и идеологичес­ких соображений, термину «дарвинизм» придавался различный смысл.

Впервые в научный обиход он был введен А. Уол­лесом в заглавии его монографии «Дарвинизм. Изло­жение теории естественного отбора и некоторых из ее приложений» (1889). Весь период от момента появ­ления первых работ Ч. Дарвина до выхода указанной монографии Уоллеса характеризовался не столько борьбой за «дарвинизм» в собственном смысле слова, сколько за идею исторического развития живой при­роды вообще. Поэтому на этом этапе «дарвинистами»

назывались часто просто защитники самого факта биологической эволюции, независимо от того, на­сколько последовательно они придерживались взгля­дов самого Ч. Дарвина. А с объединением идеи есте­ственного отбора с идеями дискретной менделевской генетики и формированием популяционной генетики и того, что стало потом называться «синтетической теорией эволюции» (30 - 40 гг. XX в.), в мировой ли­тературе, посвященной проблемам эволюции и эволю­ционной теории, термин «дарвинизм» вообще посте­пенно вышел из употребления. Это связано с тем, что наполнение общей схемы Ч. Дарвина конкретным генетическим содержанием не только позволило пре­вратить идею естественного отбора из гипотезы, ка­ковой она была еще в трудах как самого Ч. Дарвина, так и дарвинистов конца XIX — начала XX вв., в под­линную научную теорию, но и так переинтерпретиро­вать все основные понятия этой теории, что и по сво­ему объему, и по своему содержанию она вышла да­леко за рамки того, что еще целесообразно было бы называть «дарвинизмом».

Иначе сложилась судьба дарвинизма в нашей стра­не. Поскольку в виде «творческого дарвинизма» он был на долгие годы захвачен сторонниками лысенков-ской агробиологии, ничего общего с подлинным дар­винизмом не имевшей, то подлинные последователи Ч. Дарвина в нашей стране и активные творцы совре­менной биологической теории эволюции (например, академики Н.И. Вавилов, Н.П. Дубинин, И.И. Шмаль-гаузен и др.) сохранили за ней название «дарвинизм» и активно пользовались им в борьбе с различного рода анти- и псевдодарвинистичсскими концепциями. В на­стоящее время термин «дарвинизм» имеет в биологии лишь исторический смысл и всплывет лишь эпизоди­чески в связи с возникающими время от времени кам­паниями по очередному «опровержению» теории ес­тественного отбора. Имеется, правда, и другая, более веская причина для сохранения этого термина, непос­редственно связанная с проблемой происхождения че­ловека. Как известно, из теории эволюции Ч. Дарвина прямо следовал вывод о происхождении человека от какого-то ближайшего к нему обезьяноподобного 34 предка, вывод, который и был сделан самим творцом

теории естественного отбора. Это, как опять же хоро­шо известно, сразу же вызвало резко негативную реакцию со стороны сторонников идеи божественно­го творения мира и человека. С тех пор, с первого знаменитого диспута Т. Гексли с епископом Уилбер-форсом и не менее знаменитых «обезьяньих процес­сов» 20-х гг. в США, дарвинизм остается символом и бастионом научного подхода к решению вопроса о происхождении человека, о его глубоком внутреннем родстве со всем миром, живых организмов на Земле. (См. биология, эволюция, антропогенез).

В.Г. Борзенков

ДВИЖЕНИЕ — любое изменение, связанное с пе­ремещением в пространстве. Предельные, идеальные случаи движения — покой и перемещение с беско­нечной скоростью. Современная физика (частная теория относительности) налагает ограничения на реальную скорость движения физических тел, счи­тая, что оно не может быть более скорости света (300000 км/сек) относительно покоящейся системы отсчета. С современной физической точки зрения любые количественные характеристики движения являются относительными и имеют операциональный (конкретный) смысл только по отношению к опреде­ленной (фиксированной) системе отсчета. (См. изме­нение, эволюция, покой).

ДЕДУКТИВИЗМ — методологическая концепция, согласно которой единственным методом доказатель­ства научного знания и его правильной развертки яв­ляется дедукция, понимаемая: 1) либо как вывод от об­щего к частному, 2) либо как конструктивное движе­ние мысли от фундаментальных и простых понятий к производным и более сложным (конструктивно-гене­тический метод), 3) либо как диалектическое восхож­дение от исходного (абстрактного) противоречия, од­носторонне представляющего объект, к конкретному (всестороннему или многогранному) противоречию, как изображению его развитого состояния (диалекти­ческая дедукция — Гегель), 4) либо как всякий логи­чески необходимый вывод от посылок (любой степе­ни общности и содержания) к следствиям (также UU

любой степени общности и содержания). Ограничен­ность дедуктивистской методологии состоит в том, что она не может объяснить происхождение и природу посылок дедукции (анпелируя часто либо к интуиции — Декарт, либо к априорному знанию — Кант), а также недооценивает роль эмпирического опыта и когнитив­ных коммуникаций в процессе научного познания. (См. дедукция, методология, метод).

ДЕДУКЦИЯ — категория философии и методоло­гии науки, имеющая два основных значения: 1) вы­вод от общего знания к менее общему, частному и даже единичному (с помощью правила подстановки вместо общих терминов их конкретных значений); 2) всякий логический вывод, т. е., когда независимо от степени общности посылок и заключения заключение следует с необходимостью из посылок (с точки зрения такого понимания как классическая полная индукция, а тем более — математическая индукция являются особы­ми формами дедуктивного вывода). Бинарной оппози­цией «дедукции» во втором значении является «индук­ция», понимаемая как любой не-необходимый, вероят­ный вывод (неполная индукция, аналогия, статистические выводы от образца к популяции и обратно и т. д.). (См. вывод, логика).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — актуализированное, яв­ное, фактически данное бытие в отличие от возмож­ного. По своей мощности всегда значительно меньше возможного бытия, представляя собой только реали­зованную часть последнего.

ДЕНОТАТ — объект (область значений), обознача­емый любым именем. Денотатом собственного имени является один-единственный предмет (например, со­здатель общей теории относительности, пятая пробле­ма Гильберта и т. д.). Денотатом общего имени явля­ется класс однородных предметов (электрон..... пря­мая линия и т. д.). Имеются имена, у которых денотат отсутствует (например, «круглый квадрат», «совер­шенное общество» и т. д.). Денотаты могут быть как конкретно-чувственные (планета, протон и т. д.), так и

абстрактные (число, идеальный газ, теория и т. д.). (См. значение, смысл, язык).

ДЕТЕРМИНИЗМ — философско-научная концеп­ция о самодостаточности природы и регулировании всех отношений в мире объектов однозначными при­чинно-следственными и функциональными законами. Является альтернативной признанию фундаменталь­ной роли случайности в структуре, функционировании и эволюции мира объектов, а также креационистских концепций, исходящих из творческого характера бы­тия любого объекта. Впервые сформулированный Де­мокритом, получивший всестороннее обоснование во французском материализме (Гассенди, Ламетри, Лаплас и др.) и конкретную реализацию во многих теориях классического естествознания, детерминизм получил «первое серьезное предупреждение» от ста­тистической физики (Больцман, Гиббс) и генетики, второе — от квантовой механики и третье — от си­нергетики. Сегодня детерминизм рассматривается не как универсальная, а как одна из частных моделей закономерностей объективного мира. (См. необходи­мость, случайность, индетерминизм).

ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС - одно из фун­даментальных понятий синергетики как науки о са­моорганизующихся статистических системах (ансам­блях). Исходным понятием и элементом любой стати­стической системы является случайное, независимое событие (то, которое при наступлении определенных событий может произойти с некоторой вероятностью, а может и не произойти). Однако множество случай­ных событий уже не ведет себя абсолютно случайным образом. Благодаря принадлежности одной системе и резонированию друг с другом, эти элементы усилива­ют одни возможности системы и ослабляют другие. Причем частично этот процесс может регулироваться извне, с помощью воздействия на так называемые контрольные (существенные для бытия данной систе­мы) параметры. Таким образом, необходимо различать абсолютный хаос и управляемый (детерминирован­ный) хаос. Наука имеет дело только с последним ти­пом хаоса. (См. хаос, детерминизм, синергетика). и/

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — структурно и операционально-организованная активность любых систем для дости­жения определенных целей. Такая активность харак­терна для живых (органических) систем, но прежде всего для человека и различного рода социальных систем. Структура любой деятельности состоит из четырех основных компонентов: предмет, средства, цель и результат, которые органически взаимосвяза­ны между собой в рамках определенного вида деятель­ности. Главное назначение и смысл взаимосвязи — обеспечение эффективного характера осуществляе­мой деятельности. Эффективность — высший крите­рий оценки деятельности. Эффективность включает в себя такие параметры: полезность, экономичность, адаптивность. Возможны и существуют различные классификации видов деятельности в зависимости от того, какой из основных компонентов деятельности (предмет, средства, цель или результат) взят в каче­стве основания классификации. Например, среди ос­новных предметных видов человеческой деятельнос­ти выделяют практическую, познавательную, духов­ную. Среди основных видов познавательной деятельности различают в зависимости от используе­мых средств эмпирическую и теоретическую, дискур-сную и интуитивную, рассудочную и разумную и т. д. Еще более разнообразны классификации различных видов деятельности в зависимости от целей и резуль­татов. Общее понятие деятельности необходимо раз­личать от более узкого понятия «конструктивная дея­тельность». Последняя представляет собой жестко детерминированную последовательность шагов (дей­ствий) в соответствии с некоторым стандартным пра­вилом (алгоритмом), однозначно приводящим к опре­деленному результату. Бинарными оппозициями по­нятию «деятельность» выступают понятия «недеяние» (пассивность, созерцание), «беспорядочная актив­ность» и «игра» (в последнем случае результат имеет случайный характер). (См. жизнь, научная деятель­ность, практика, цель).

ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМ - один из вариантов

философии логического эмпиризма (позитивизма),

U0 считавшего эмпирический опыт источником, основой

и критерием истинности научного знания. С точки зрения джастификационистов (Р. Карнап, Г. Рейхен-бах, К. Гемпель и др.) главное назначение опыта — утверждение истинности научных гипотез и теорий, а задача философии науки — выработка метода опре­деления степени этого подтверждения, которая долж­на служить главным основанием выбора наилучшей из гипотез. С этой точки зрения наилучшая гипотеза или теория — та, которая имеет наибольшую степень подтверждения опыто.м. Поскольку отношение под­тверждения мыслилось как логическое отношение между отдельной гипотезой и эмпирическими данны­ми в ее поддержку, постольку были предприняты мно­гочисленные попытки создания логической теории подтверждения в виде одного из вариантов современ­ной индуктивной логики. Однако все подобного рода попытки оказались несостоятельными по целому ряду оснований. Однако решающий удар джастификацио-нистской версии логического позитивизма был нане­сен К. Поппером, который выдвинул и обосновал ра­дикальную идею, что назначение эмпирического опы­та в науке состоит вовсе не в том, чтобы подтверждать и утверждать истинные или наиболее вероятно-истин­ные теории, а в том, чтобы опровергать ложные. Эта версия логического эмпиризма получила название «фальсификационизм», которая является бинарной оппозицией «джастификационизму». (См. подтверж­дение, вероятностная логика, неоиндуктивизм).

ДИАЛЕКТИКА — категория философии, имеющая два основных значения: 1) искусство обсуждения про­блем, взвешивания аргументов pro и contra в защиту или опровержение предлагаемых решений и вынесе­ние на этом основании итогового суждения. Это по­нимание «диалектики» родилось в Древней Греции и рассматривалось как оппозиция, с одной стороны, дог­матическому мнению, а с другой — логическому до­казательству; 2) философское учение о всеобщем ха­рактере развития, его основных закономерностях и их проявлении в различных сферах (мышлении, приро­де, обществе, духе). Это понимание диалектики было введено и систематически развито Гегелем, а впослед-ствии было закреплено в марксистско-ленинской фило- ии

_____________________________________________________________________________________________ ДИДАЕКТЯКД

софии. Бинарной оппозицией «диалектики» во втором значении этого слова является категория «метафизика». (См. развитие, научная критика).

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки) — учение о взаимоотношении фи­лософии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждо­го из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутрен­ней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой — слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философ­ским и конкретно-научным знанием является историчес­ки подвижной и относительной. Однако она всегда име­ет место благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и цен­ностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультур­ную адаптивную функции. Это связано с тем, что наука есть органическая часть культуры, именно в философии культура рефлектирует себя как целое. Вторым конкрет­ным выражением необходимости внутренней взаимо­связи философии и науки является разработка такой «кентавровой» области знания как «философия науки». Большой вклад в ее становление и развитие внесли как крупные философы (Платон, Аристотель, Декарт, Спи­ноза, Лейбниц, Гегель, Кант, Рассел, Бергсон и др.), так и классики науки (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Пуан­каре, Гильберт, Бор, Гейзенбсрг, Пригожий, Моисеев и др.). (См. философия, наука, философия науки).

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - понятие, введенное в философию Гегелем в качестве бинарной оппозиции категории «метафизический метод». Впоследствии широко использовался в марксистско-ленинской фи­лософии в интерпретации «диалектико-материалис-ии тический метод» и считался единственно научным ме-

Mm_____________________________________

тодом адекватного познания не только социальной действительности, но и природной, не только в фи­лософии, но и во всех частных науках. Однако, как и всякий другой, диалектический метод, как в гегелев­ской, так и в «диаматовской» его интерпретации не является универсальным, а применим только в опре­деленном интервале абстракции, только по отноше­нию к определенным объектам и целям их познания. Диалектический метод применим тогда и поскольку, поскольку интересующий исследователя объект бы­стро изменяется во времени, когда можно более или менее определенно зафиксировать качественные из­менения его состояний, этапы его динамики. Учет таких изменений динамики чрезвычайно важен в практических, адаптационных целях, давая человеку возможность предсказывать будущее объектов и адекватно объяснять их прошлое. Диалектический метод познания объектов заключает в себе кроме учета количественных изменений требование нахож­дения его основных внутренних противоречий, а так­же его внешних противоречий с окружающей сре­дой, требование учета целостности системы и взаи­мосвязи всех ее сторон, возможных скачкообразных изменений ее состояний, связи этих изменений с теоретическими и практическими интересами иссле­дователя и общественных структур и др. (См. разви­тие, практика).

ДИАЛОГ— обмен мнениями (информацией) между субъектами познания о предмете познания. Диалог может быть дополняющим, кумулятивным, ре­зультатом которого является увеличение, рост пол­ноты информации о предмете, и альтернативным, дискуссионным, когда высказываются противопо­ложные суждения об одном и том же предмете по­знания или его сторонах (диалог в форме спора). Кон­структивной целью любого диалога является выработ­ка консенсуального когнитивного решения о предмете познания. В науке диалогичность процесса познания ярко проявляется в ситуации конкуренции предлагаемых научных решений, (См. выбор альтерна­тивной теории, эмпирический репертуар, социальный ре­пертуар, субъект научного познания). 01

ДИАХРОННЫЙ АНАЛИЗ - метод познания, состо­ящий в расчленении процесса эволюции изучаемого пред­мета (объекта) на ряд последовательно сменяющих друг друга в реальном историческом времени этапов и после­дующем сравнении этих временных состояний объекта по определенным признакам их структуры. Диахронный анализ, осуществляемый путем горизонтального времен­ного сечения, позволяет выявить определенные законо­мерности, тенденции в эволюции предмета познания. Бинарной оппозицией диахронному анализу является синхронный анализ объекта, а вместе они образуют не­обходимые стороны исторического метода познания. Активно используется во многих естественных науках (геологии, географии, космологии, биологии, антрополо­гии), но особенно в социальных науках (истории, социо­логии, культурологи и т. д.). (См. исторический метод, эволюция).

ДИСКУРС — понятие лингвистики и языкознания, обозначающее любой письменный текст (языковое зна­ние) в отличие от устной речи, устного диалога, устной языковой игры, а также от интуитивного мышления. Именно дискурс, по мнению ряда современных филосо­фов (структуралистов, постструктуралистов, постмодер­нистов), является непосредственным и главным предме­том философии вообще, философии науки (научный дискурс) в частности. (См. сознание, язык, текст).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — способ обоснования какого-либо утверждения, когда в пользу его принятия приво­дятся достоверные и достаточные основания. Существу­ют различные виды доказательств: практические, теоре­тические, эмпирические, логические. Разработкой теории логических доказательств, построением и анализом их многообразных форм и видов занимается специальная наука — логика. (См. логика, вывод, теория).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП - один из фун­даментальных принципов квантовой механики, сформу­лированный Н. Бором, согласно которому полное опи­сание поведения квантовых объектов (элементарных ча­стиц, фотонов, электронов) невозможно в рамках Ьс единого их представления. Внутренне присущий этим

объектам дуализм (каждый из них потенциально обла­дает и волновыми и корпускулярными свойствами) от­носительно различных экспериментальных условий их исследования («условий наблюдения») реализуется все­гда только одной стороной (либо как корпускула, либо как волна). Поэтому полное их описание на классичес­ком языке требует взаимодополняющих друг друга мо­делей. Важным философским выводом из введения это­го принципа является тот, что наше знание фундамен­тальных объектов микромира всегда принципиально зависит от условий их наблюдения, которые существен­но влияют на результат наблюдения. Принцип дополни­тельности может быть легко обобщен и на познание многих других объектов, также имеющих противоречи­вую или очень сложную природу, и быть серьезным аргументом в пользу субъект-объектной природы любо­го знания. Сегодня он активно используется в методоло­гическом арсенале многих наук (лингвистика, экономи­ка, социология, психология, математика и др.). (См. прин­цип, метатеоретическое знание).

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА - знания на Древнем Востоке, которые вырабатывались с помощью популяр­ных индуктивных обобщений непосредственного прак­тического опыта и циркулировали в социуме по прин­ципу наследственного профессионализма. Процессы из­менения знания протекали стихийно; отсутствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке генези­са познавательных результатов, их принятие осуществ­лялось на бездоказательной догматической основе в обход критического испытания; знание функциониро­вало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологичес-кого характера. Исторический тип познавательной дея­тельности, сложившейся на Древнем Востоке, соответ­ствует в целом донаучной стадии развития интеллекта и собственно научным еще не является. (См. истори­ческие формы науки).

В.В. Ильин

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, един­стве и целостности. Естествознание в этом смысле про­делало большой и сложный путь исторического разви­тия от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) ана­литического расчленения на десятки и сотни предмет­ных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирую­щего Космоса (вторая половина XX в.). Вопросы о вы­явлении подлинной внутренней связи между всеми ча­стными естественными науками (и прежде всего, меж­ду такими главнейшими разделами естествознания, как физика, химия, биология и психология), об их класси­фикации, о возможности (или невозможности) созда­ния их системы по принципам координации и субор­динации и пр. являются важнейшими вопросами со­временной философии науки. И надо сказать, что несмотря на наличие в литературе целого ряда инте­реснейших разработок по этим вопросам, в целом они не только далеки от сколь-нибудь общезначимого ре­шения, но и от ясности. По своему содержанию и ме­тодам изучения природных явлений естествознание может быть подразделено на эмпирическое (описатель­ное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаменталь­ное и прикладное; по типам своих познавательных уста-

новок на— аналитическое и синтетическое и пр., и т. д. Глубокие изменения, которые произошли в ес­тественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии есте­ствознания, как классическое, неклассичсское и по-стнеклассическое естествознание. Основания и кри­терии их выделения предлагаются разные. В частно­сти, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно-познавательной деятельности. Все классическое ес­тествознание исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного разли­чения. Природа как объект познания характеризует­ся с этой точки зрения набором различных, внутрен­не присущих ей свойств и законов, познать которые человек может полностью отвлекаясь от особеннос­тей самого процесса познания. Однако в XX в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (тео­рия относительности и, особенно, квантовая механи­ка), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманис­тическая психология). Еще более необходимость уче­та субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах со­временного естествознания, которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образова­ниями, в которые и сам человек входит на правах лишь части их органической целостности (например, эко­логия). Развитие естествознания к концу XX в. поста­вило много новых философских проблем, без глубо­кого изучения которых невозможно сегодня высве­тить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См. природа, наука).

В.Г. Борзенков

ЖИЗНЬ — 1) высокоорганизованная форма (и еди­ница) бытия, способная к избирательному обмену ве­ществом и энергией с окружающей средой, их перера­боткой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в достаточно широком диапазоне. Простейшими форма­ми жизни выступают бактерии и микроорганизмы; 2) целесообразное бытие; 3) целостное и осмысленное бытие. (См. бытие, биология, целесообразность, смерть).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — оценка некоторого утвержде­ния (высказывания, концепции, теории), принимавше­гося ранее за истинное, как не соответствующего оп­ределенному пониманию «истины» и критериям ее ус­тановления. Как показывает история познания вообще, история научного познания в частности по­нятия «истина» и «заблуждение» являются относитель­ными, исторически изменчивыми и подвижными ха­рактеристиками (оценками) конкретных результатов познания. (См. истина, ложь).

ЗАКОН — существенная, повторяющаяся, устой­чивая связь между различного рода материальными и идеальными предметами (природными, социальными, психическими, мыслительными). Открытие, констру­ирование, формулировка и обоснование законов — одна из главных задач научного познания. В таких развитых науках как физика, статус ее теоретических законов обеспечивается принципом относительности (направленным на сохранение ковариантности зако­на по отношению к различным системам отсчета, не­зависимости закона от последних) и соответствующи­ми преобразованиями. (См. необходимость, научная теория, научное познание).

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО - один из основных законов классической двузначной логики, исходившей из наличия у суждений только двух ис­тинностных значений: истины или лжи. Его формаль­ная запись такова: А V А (где V — означает исключа- |]7

ющую дизъюнкцию: либо — либо). Согласно этому за­кону: любое суждение (высказывание вида «А есть В») либо истинно, либо ложно, третьего — не дано. Или: из двух противоречащих друг другу суждений одно не­пременно истинно. Развитие науки показало неуни­версальность этого закона формальной логики. С" од­ной стороны, создание квантовой механики показа­ло, что в ней не два, а три истинностных значения для ее высказываний («истинно», «ложно», «неопределен­но»), что наиболее подходящей (простой) логической основой для нее может быть скорее трехзначная, чем двухзначная логика. В системах трехзначной логики действует закон не исключенного третьего, а закон ис­ключенного четвертого, который, правда, может рас­сматриваться как обобщенная форма закона исклю­ченного третьего. Однако более радикальной критике универсальность закона исключенного третьего была подвергнута в интуиционистской логике и математи­ке (Брауэр, Рейтинг и др.), где была показана его не­применимость к рассуждениям о свойствах элементов бесконечных множеств в силу невозможности пере­бора всех элементов таких множеств на предмет уста­новления наличия или отсутствия у них определенно­го свойства. С точки зрения интуиционистов и конст­руктивистов закон исключенного третьего применим к рассуждениям только о конечно обозримых множе­ствах. (См. мышление, рассудок, логика).

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ - один из основных за­конов формальной логики и рассудочного мышления, запрещающий нечто утверждать, и в то же самое вре­мя и в том же самом смысле это же отрицать. Фор­мальная (синтаксическая) запись этого з акона-занре-та выглядит следующим образом: А & А (неверно «А и не А»). Другая формулировка этого закона гласит: не Moiyr быть оба истинными (иметь одно и то же истин­ностное значение) высказывание (А) и его отрицание (не-А). С гносеологической точки зрения наличие фор­мально-логического противоречия в любой когнитив­ной системе (в том числе и в научной) делает ее бес­конечно информативной и потому абсолютно неопре­деленной. В такой системе все выводимо, все возможно, она ничего не запрещает и, следовательно,

не может быть основой человеческого поведения, всегда основанного на выборе и предпочтении одной из возможностей. (См. мышление, рассудок, логика).

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА — один из фундаментальных законов формальной логики и рассудочного мышле­ния, запрещающий произвольно менять в ходе конк­ретного рассуждения и аргументации смысл и значе­ние используемых понятий (терминов). Императивно это означает соблюдение требования определенности мышления. Формальная запись закона тождества та­кова: А = А. Без соблюдения этого требования абсолют­но невозможно никакое рациональное рассуждение, а тем более — логическое доказательство. (См. мыш­ление, рассудок, логика).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.