Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БРЕННСТНРМИНГ__ 2 страница






различные случаи девиантного поведения личности. По Фрейду, индивидуальное бессознательное пред­ставляет собой наиболее глубинный и генетически первичный уровень человеческой психики, имеющий частично биологическую и частично социальную при­роду, основными регуляторами которого являются половой и питательный инстинкты. Формой существо­вания и проявления последних в сознании являются глубинные ценностные ощущения индивида (как от­рицательные — дискомфорт, неуверенность, так и по­ложительные — ощущение защищенности, абсолют­ной уверенности, положительной предрасположенно­сти и др.). Бессознательное оказывает влияние на все другие уровни психики человека и сферы сознания (чувства, волю, познание). По аналогии с индивиду­альным бессознательным и в дополнение к нему К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного» как одного из уровней социального (общественного) со­знания. Оно активно используется в философии куль­туры, философской антропологии, истории. В частно­сти, в качестве его репрезентации в теории этносов может быть рассмотрено понятие «пассионарность». В концепциях философии науки-понятия «личностно­го знания» М. Полани, «психо-космо-логоса» Г. Гаче-ва и «неявного знания». (См. сознание, архетип).

БИОЛОГИЯ — совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802 г. выдающимся французским ученым Ж.Б. Ламарком и немецким натурфилософом Т.Р. Тревиранусом. Хотя биология относится к числу старейших научных дис­циплин, сложность и разнообразие форм живых орга­низмов долгое время были серьезным препятствием на пути формирования научного видения живой при­роды как единого целого. Только в 1735 г. К. Линней с помощью предложенной им бинарной номенклату­ры построил первую искусственную классификацию всех известных тогда растительных и животных орга­низмов. В XIX в. этот процесс был продолжен вначале Т. Шванном (1839) в его клеточной теории строения ZD живых организмов, а затем Ч. Дарвином (1859), дока-

завшим в теории естественного отбора историческое единство всего живого на Земле. Важным этапом на пути развития общей биологии стал 1900 год, когда независимо тремя авторами были переоткрыты зако­ны Г. Менделя и положено начало развития ГЕНЕТИ­КИ — науки, исходящей из положения о существова­нии единых материальных носителей наследственных свойств всех живых организмов и единого механизма их передачи по поколениям по линии «предок-пото­мок». В 1944 г. была раскрыта химическая природа «вещества наследственности» (ДНК), а в 1953 г. — рас­крыта его структура в виде известной теперь всем двой­ной спирали, благодаря которой ДНК выполняет свои уникальные информационно-управляющие функции (репликация, трансляция, транскрипция) в жизни лю­бой клетки, любого живого организма. Так началась эра «молекулярной биологии», добившейся с тех пор необычайных успехов, имеющих уже сейчас огромное практическое значение (развитие биотехнологии).

Наряду с этим в первой половине XX в. шла интен­сивная обобщающая работа и на «надорганизменных уровнях» организации живого. Осознание того обсто­ятельства, что именно популяция (т. е. группа близко­родственных организмов) является элементарной еди­ницей эволюции, а затем объединение в рамках тако­го подхода дарвиновской идеи естественного отбора и идей корпускулярной (менделеевской) генетики привели в конечном счете к современной синтетичес­кой теории эволюции — крупнейшему теоретическо­му достижению биологии наших дней. Параллельно шла разработка учения и о более высоких уровнях организации жизни на Земле: экосистемах (А. Тенс-ли, 1935), биогеоценозах (В.Н. Сукачев, 1942), о био­сфере в целом (В.И. Вернадский, 1926). В результате этих усилий было достигнуто понимание жизни как многоуровнего, но единого целого, а биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уров­нях их сложности — от макромолекул до биосферы в целом. Однако все попытки продвинуться в этом на­правлении еще глубже наталкиваются на факт непри­миримых разногласий в среде современных биологов по вопросам природы жизни, генеральных стратегий ее научного познания и путей формирования общей 21

(теоретической) биологии. Так, одни авторы связыва­ют будущее теоретической биологии преимуществен­но с развитием комплекса наук, изучающих молеку­лярные, физико-химические основы жизни, и именно в физике1 видят теоретическую основу классической (описательной) биологии. Другие — с дальнейшей разработкой идеи системной организации живой при­роды, построением общей теории биологических систем как главной и завершающей цели всей рабо­ты по теоретизации биологических наук. Но подавля­ющее большинство практически работающих биоло­гов продолжает считать эволюционный подход и эво­люционную теорию (т. е. теорию естественного отбора Ч. Дарвина в ее современной генетической интерпре­тации) стержнем и основой уже созданной и существу­ющей теоретической биологии. (См. дарвинизм, жизнь, генетика, социобиология).

В.Г. Борзенков

БИОФИЛОСОФИЯ — вариант натуралистически ориентированной философии, исходящей из убежде­ния, что исходным и центральным при решении ми­ровоззренческих, нравственных и эпистемологичес­ких проблем должно быть понятие ЖИЗНИ в его научно-биологической интерпретации. Биофилософия в этом смысле достаточно четко обозначилась уже в конце XIX в. под влиянием и на базе дарвинизма. Не только вопрос о возникновении человека и человечес­кого общества был поставлен в контекст дарвиновс­кой теории эволюции путем естественного отбора, но и более тонкие вопросы, традиционно разрабатывав­шиеся как сугубо философские, например, вопрос о природе научной истины, о происхождении и приро­де морали и др., начали рассматриваться в контексте биологической теории адаптивной эволюции. Эта тен­денция, пережив в первой половине XX в. некоторое затишье, затем, под влиянием успехов развития био­логической науки середины века, с необычайной си­лой и размахом возродилась в последней трети XX в. В настоящее время имеются, по меньшей мере, три са­мостоятельные, но взаимосвязанные области иссле­дования, из которых складывается биофилософия: 1) исследования в области философских проблем

биологии, или философии биологии, со всей очевидно­стью демонстрирующие специфику этих проблем, вы­текающую из специфики жизни как предмета научно­го познания; 2) исследования в области биологических основ всего, что связано с человеком и человеческой культурой, опирающиеся на мощный аппарат совре­менной общей, молекулярной и популяционной гене­тики и синтетической теории эволюции (и, разумеет­ся, целого ряда других биологических дисциплин, осо­бенно, нейробиологии человеческого мозга), породивших такие дисциплины, как биополитика, биоэтика, биоэстетика, социобиология, эволюционная эпистемология и др.; и 3) направление, имеющее, в свою очередь, как бы два вектора интересов, один из кото­рых связан с исследованием феномена жизни под бо­лее общим углом, чем это характерно для самой биоло­гии (скажем, в рамках кибернетики и синергетики), а другой, напротив, с переносом понятий, наработанных при исследовании жизни, на весь класс сложных при­родных, социальных и культурных систем, в том числе и на Вселенную в целом. На этом пути возникли и продолжают продуцироваться различные концепции и модели «самоорганизующейся Вселенной», «глобально­го эволюционизма» и др. варианты современных уни­версалистских построений и мировых схематик, у ис­токов которых лежат результаты научного анализа и философского осмысления феномена жизни. (См. био­логия, философия, философия науки).

В.Г. Борзенков

БИОЭТИКА — область знания, изучающая этико-правовыс проблемы биомедицинской науки и практи­ческого здравоохранения. Термин впервые был пред­ложен в 1969 г. американским научным журналистом У. Поттером, понимавшим биоэтику в духе этическо­го натурализма, как доктрину, ставящую в качестве высшего морального требования сохранение жизни на Земле. Впоследствии, однако, этот термин, как и сход­ный с ним по значению термин «биомедицинская эти­ка», стал применяться главным образом для обозначе­ния медицинской (или врачебной) этики на современ­ном уровне ее развития. От традиционной медицинской этики биоэтику отличает то, что после-

дняя не является корпоративной этикой профессио­нального сообщества, — на смену патерналистским установкам во взаимоотношениях между врачом и па­циентом, характерным для традиционной медицинс­кой этики, приходит принцип уважения личности пациента (или испытуемого, если речь идет о биоме­дицинском эксперименте на человеке). Этот принцип конкретизирует применительно к практике биомеди­цины идею Канта о том, что каждая личность — са­моцель и ни в коем случае она не должна рассматри­ваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Соответственно происходит перераспределе­ние прав и обязанностей во взаимоотношениях меж­ду врачом и пациентом. Так, принцип информирован­ного согласия требует, чтобы каждое медицинское вмешательство (диагностического, профилактическо­го, лечебного или исследовательского характера) проводилось на основе добровольного и осознанного согласия того, на кого оно направлено. Другой причи­ной появления биоэтики стало распространение но­вых медицинских технологий, позволяющих осуще­ствлять глубокие и интенсивные воздействия на те­лесность и психику человека. Трансплантация органов и тканей человека; современные методы искусствен­ной репродукции (оплодотворение в пробирке с пос­ледующей пересадкой эмбриона в утробу матери; т. наз. «суррогатное материнство» — вынашивание пло­да, зачатого от одной женщины в утробе другой); методы жизнеподдерживающего лечения, позволяю­щие продлевать в течение многих месяцев и даже лет основные жизненные процессы в теле человека на­всегда потерявшего сознание; перспективы вмеша­тельства в генетические структуры человека в целях генодиагностики и генотерапии и т. п. — все это ост­ро ставит новые филос. и этические проблемы. В их числе — идентичность человеческого существа, опре­деление начала и конца человеческой жизни, прием­лемость различных критериев смерти человека, в ча­стности критериев полной мозговой смерти и смерти высшего мозга при продолжающейся деятельности систем дыхания и кровообращения, право собствен- ности на генетическую информацию о человеке и

защита ее конфиденциальности. При решении всех этих и многих других биоэтических проблем, которые имеют общечеловеческую значимость, далеко выхо­дящую за рамки биомедицины, самую существенную роль играют культурно-исторические традиции, раз­нящиеся в разных странах и регионах мира, в разных религиозных учениях. Вследствие этого для поиска конкретных решений обычно бывает недостаточно опыта, знаний и компетенции одних лишь професси­оналов — социальна и культурно приемлемыми мо­гут стать только те решения, которые получены в ходе широких общественных дискуссий, позволяющих определить и согласовать ценности и интересы раз­личных социальных групп.

Биоэтика — это междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, био­логи, юристы, теологи, культурологи и т. п., ее высокая практическая действенность во многом обусловлена тем, что в ходе ее развития были предложены и отработаны доказавшие свою эффективность структуры и механиз­мы морально-этического контроля в сфере биомедици­ны, такие, например, как этические комитеты, которые создаются при научно-исследовательских учреждениях, проводящих эксперименты на человеке и на животных. Любое конкретное исследование, предполагающее та­кие эксперименты, в обязательном порядке должно по­лучить одобрение соответствующего этического коми­тета, в составе которого наряду с профессионалами должны быть представлены и тс, кто независим от инте­ресов профессионального сообщества. Биоэтическая проблематика занимает все более заметное место в де­ятельности международных организаций — не только медицинских, таких, как Всемирная Организация Здра­воохранения и Всемирная Медицинская Ассоциация, по и ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, которые разрабаты­вают нормативные документы, регулирующие практи­ку здравоохранения и проведение биомедицинских ис­следований. (См. этика науки, этос науки).

Б.Г. Юдин

БИФУРКАЦИЯ — нарушение устойчивости эволю­ционного режима системы, приводящее к возникно- 25

____________________________________________________________________________________ БНШУРККДЦНЯ

вению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Вследствие потери системой устойчивости в зоне би­фуркации фундаментальную роль приобретают слу­чайные факторы. Это обстоятельство имеет важное значение в процессах социокультурной динамики и приводит к новому, нелинейному пониманию соотно­шения необходимости и свободы воли. В рамках не­линейного мышления свободу следует понимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбо­ра среди виртуальных альтернатив, но одновременно и нравственную ответственность за этот выбор. (См. синергетика, нелинейное мышление).

Л.В. Лесков

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ — сингулярность простран­ства — времени, приведшая к возникновению 13, 7 мил­лиардов лет назад и последующей эволюции нашей Вселенной. Согласно стандартной космологической модели, Вселенная возникла как результат этой син­гулярности. Теоретическим обоснованием этой теории явилось решение нестационарных уравнений отно­сительности, полученное в 1922 г. А.А. Фридманом. В пользу этой теории свидетельствуют два экспери­ментальных факта. Во-первых, это открытие разбега-ния далеких галактик, сделанное в 1929 г. на основа­нии регистрации красного смещения в спектрах их из­лучений. Во-вторых, это открытие реликтового фонового излучения с температурой 3, 5° К, равномер­но заполняющего космос. Это открытие было сдела­но в 1964 г. А. Пензисом и Р. Вильсоном. В 1948 г. Г. Гамов теоретически показал, что если на ранних ста­диях после Большого взрыва Вселенная была очень го­рячей, то впоследствии в процессе ее расширения сво­бодный фотонный газ должен был охладиться пример­но до 5" К, что и наблюдалось в экспериментах. Согласно современным космологическим теориям воз­никновение Вселенной явилось следствием фазового перехода квантового вакуума. Ее первоначальные размеры соответствовали планковским масштабам — 10~33 см., 10~43 см. А. Гут, С. Хокинг, А.Д. Линде пока- зали, что в промежуток времени от 10~34 сек. до 10~32 сек. Вселенная испытывала стадию сверхбыстрого, или ин-

БРЕННСТНРМИНГ__________________________________________________________________________________

фляционного, расширения, когда ее размеры увели­чились в 1030 раз. В процессе расширения Вселенной началось формирование элементарных частиц, а ко времени порядка 100 миллионов лет — звезд и галак­тик. (См. эволюция, космос, космология).

Л.В. Лесков

БРЕЙНСТОРМИНГ («мозговой штурм») — один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, разработанной А. Осборном. Широко применяется для решения сложных проблем, осо­бенно технических изобретений.В основу данно­го метода положен принцип разведения во време­ни двух фаз творческого процесса: генерирования идей и их критической оценки, которые обычно бывают слиты. В классическом «мозговом штурме» группа специалистов делится на две команды: ге­нераторов и критиков. Участники «мозгового штурма» должны придерживаться следующих пра­вил: 1) строго соблюдать двухфазность процесса; 2) предлагать как можно больше идей; 3) настраи­ваться на генерирование самых «диких предложе­ний»; 4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, считать все высказанные идеи до­стоянием команды. За соблюдением этих достаточно жестких правил следит специально обу­ченный (или прирожденно-способный к этому) ве­дущий, от которого во многом зависит окончатель­ный успех. Было установлено, что наилучшая про­дуктивность в использовании данного метода достигается при решении изобретательских задач. А также тех, которые имеют одно правильное ре­шение. При этом эффективность метода возраста­ет is научных коллективах, в составе которых есть полный набор основных научных ролей: эрудит, критик, генератор, систематизатор, а также в груп­пах, состоящих из специалистов, работающих в смежных областях и дополняющих друг друга по своим знаниям и профессиональному опыту. (См. психология науки, научное творчество). 2/

БЫТИЕ — одна из базовых категорий филосо­фии, обозначающая реальность, противостоящую сознанию, находящуюся вне его и являющуюся предметом его теоретического (познавательного) и практического освоения (присвоения). С гносеоло­гической точки зрения бытие — один из конструк­тов сознания, его абстрактных объектов, продукт самополагания сознанием своего собственного со­держания в качестве отчужденного от себя и само­стоятельного «в себе» объективного продукта. Со­держанием бытия является, прежде всего, объектив­ный, «внешний мир», данный в чувственном опыте субъекта познания. Этот вид бытия часто называет­ся «материей». Другим видом бытия является объек­тивированный «внутренний мир» субъекта, опыт его саморазличений, идентификаций и рефлексии. Этот вид бытия называется «психикой». Различают так­же имманентное (сознанию) и трансцендентное бытие. Имманентное бытие суть все то, что может быть или является результатом объективирования содержания чувственной или рациональной сфер сознания. Соответственно, это чувственно-наблюда­емая (материальная) или трансцендентальная, умо­постигаемая реальности. Все, что выходит за преде­лы возможностей и разрешающих способностей чувственной и рациональной ступеней сознания и, тем не менее, может обладать существованием, на­зывается трансцендентной реальностью (Бог, мир религиозной реальности и т. п.). Трансцендентная реальность создается актом веры, а способами кон­такта с ней и удостоверения ее существования вы­ступают не общезначимые познавательные проце­дуры, а внутреннее субъективное переживание, откровение, экстаз, мистические видения и оккуль­тная практика. Среди важнейших видов бытия раз­личают также мир вещей и мир идей (как проформ или возможностей мира вещей). Мир вещей измен­чив, текуч, временен, пространственен. Мир идей, напротив, инвариантен, устойчив, вечен, внепрост-ранственен. Установить корреляцию между элемен­тами этих двух миров — основная задача научного познания. Наконец, важнейшим различением в мире бытия выступают, с одной стороны, действительный,

актуальный, реализованный мир и мир, состоящий из объективных возможностей, мир потенций. Оче­видно, что действительный мир всегда есть лишь нич­тожно малая часть реализации мира возможностей, обладающего абсолютной полнотой бытия. (См. созна­ние, опыт, не-Я).

ВАКУУМ — в житейском понимании пустота, от­сутствие реальных частиц. В квантовой механике вво­дится понятие физического вакуума как основного со­стояния квантовых полей, обладающих минимальной энергией и нулевыми значениями импульса, углового момента, электрического заряда, спина и др.

Физический, или квантовый, вакуум также не яв­ляется пустотой: он содержит виртуальные частицы, которые рождаются в нем за промежутки времени порядка 10~22 сек., как следствие квантовых флуктуа­ции в соответствии с соотношениями неопределенно­сти Гейзенберга. Хотя индивидуально виртуальные ча­стицы (электроны, протоны и др.) наблюдать нельзя, как ансамбль они оказывают приборно регистрируе­мое воздействие на свойства реальных частиц.

Вакуум — фундаментальное понятие, т. к. его свой­ства определяют свойства всех относительных состо­яний материи. Все, что происходит в нашем мире, обусловлено, в конечном счете, изменениями геомет­рических характеристик квантового вакуума. (См. физика, картина мира).

Л.15. Лесков

ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ - одна из догм раннего логического позитивизма (Нейрат, ранний Витгенш­тейн, Шли к и др.), согласно которой любое научное понятие и любое научное высказывание должны вы­держивать независимую проверку на обладание науч­ным значением и истинностным содержанием. В ка­честве средства верификации предлагалась логичес-

для верификации научного значения различных эм­пирических и теоретических высказываний в науке путем редукции к элементарным, исходным эмпири­ческим высказываниям (протокольным предложени­ям). Методологический и логический анализ реально­го научного знания показал, что требование верифи­кации применимо к научным понятиям и высказываниям лишь частично, особенно к теорети­ческому знанию, многие объекты которого имеют идеализированный, а потому чувственно невоспри-нимасмый характер. (См. верификационизм, теорети­ческое и эмпирическое, джастификационизм, фальси-факиционизм).

ВЕЩЕСТВО — одна из разновидностей материи, главное свойство которой, согласно представлениям современной науки, заключается в том, что оно состо­ит из элементарных частиц. При этом структурными элементами самих элементарных частиц являются еще более фундаментальные объекты — кварки и лепто-ны. Кварки — это гипотетические материальные объекты, из которых состоят протоны и нейтроны, яв­ляющиеся наряду с электронами основным типом эле­ментарных материальных частиц. Кварки обладают спином S и дробным электрическим зарядом как по­ложительным, так и отрицательным. В свободном состоянии кварки не наблюдаются; они удерживают­ся внугри протонов и нейтронов посредством обмена глюонами (glue по-английски означает клей, склеи­вать) — безмассовыми частицами со спином 1. Тео­рия, описывающая свойства и поведение кварков, называется квантовой хромодинамикой, т. к. глюоны обладают специфическим квантовым числом — «цве­том». Эффект удержания кварков внутри элементар­ных частиц, или конфайнмента, — это принципиаль­но новое явление природы.

Известно четыре типа фундаментальных взаи­модействий, которые связывают между собой эле­ментарные частицы (гравитационные, электромаг­нитные и ядерные — сильные и слабые). Но если протоны и нейтроны участвуют во всех четырех 32 типах взаимодействий, то леитоны (электроны,

мюоны, нейтрино и др.) сильным взаимодействием не обладают.

Объединяясь, прогоны, нейтроны и электроны образуют атомы — всем хорошо известный основной структурный элемент вещества. Масса протона равна 1.67Т0" -1 г., электрона 9, НО" -8 г., масса нейтрона от­личается от массы протона незначительно. Протоны и электроны являются стабильными частицами; вре­мя жизни свободного нейтрона, т. с. вне атомного ядра, около 15 мин. (См. материя, энергия, поле).

Л.В. Лесков

ВЕРОЯТНОСТЬ - степень (мера) возможности, точное определение которой задается в аксиоматичес­ком исчислении вероятностей, впервые построенным русским математиком А.Н. Колмогоровым. Имеет не­сколько содержательных интерпретаций, каждая из которых удовлетворяет аксиоматическому определе­нию вероятности. Это: 1) вероятность как значение частоты (или предела частоты) появления какого-либо определенного события среди класса других событий (Р. Мизес, Г. Рейхенбах); 2) вероятность как степень объективной возможности наступления некоторого события (степень его предрасположенности к этому) при реализации определенной ситуации (М. Смолу-ховский, В. Гейзенберг, К. Поппер); 3) вероятность как логическое отношение между высказываниями, как степень частичной выводимости одного из другого (в частности, как степень подтверждения некоторой гипотезы эмпирическими данными) — Р. Карнап и др.; 4) вероятность как степень уверенности рациональ­ного субъекта в наступлении какого-либо события или в истинность какой-либо гипотезы (Л. Сэвидж, Бруно дс Финетти). Каждая из этих интерпретаций является законной, так как удовлетворяет исчислению вероят­ностей. (См. возможность, интерпретация, случайность).

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА - магемагико-логи-ческая система, моделирующая традиционное понятие формальной логики — отношение подтверждения одного высказывания другим(и) как вероятностную функцию. Поскольку подтверждение теории данны­ми опыта есть индуктивное умозаключение от част­ного к общему, постольку вероятностная логика счи- 33

тается современной формой индуктивной логики. Одну из наиболее развитых систем вероятностной логики разработал Р. Карнап. В отличие от Рейхенба-ха, он строит ее как систему, оценивающую не сте­пень истинности, а степень выводимости с (h, с) одно­го высказывания h (называемого «гипотезой») по от­ношению к другому высказыванию е (называемого «данными»). Термины «гипотеза» и «данные» в систе­ме Кармана имеют не буквальный, а метафорический смысл, намекающие на возможную область примене­ния функции с. В принципе h и е — это любые два высказывания в некотором языке L. Карнап ввел но­вые, обобщенные понятия «дедукции» и «индукции». Дедукция, согласно Карнапу, это такой тип логичес­кого отношения между двумя высказываниями р и q, когда р или логически следует из q или противоречит ему. В первом случае степень выводимости р из q оценивается значением 1, во втором — 0. Все осталь­ные случаи логического отношения между высказы­ваниями р и q, когда ни одно из них не следует из другого, но и не противоречит одно другому, Карнап называет индуктивными. Индукция (или «степень подтверждения») — это обобщение понятия дедукции с помощью интерпретации отношения выводимости как вероятностной функции. Дедукция в таком слу­чае есть частный случай индукции, а дедуктивная логика — частный случай индуктивной логики. Зада­ча индуктивной логики — разработка чисто логичес­кого метода однозначной оценки степени выводимо­сти одного высказывания по отношению к любому другому. Хотя Карнап показал, что степень выводи­мости действительно может быть проинтерпретирова­на как одна из моделей формально-аксиоматического определения вероятности (для различения двух интер­претаций вероятности: как относительной частоты и как степени выводимости. Карнап даже предложил ввести для них специальные обозначения: «вероят-ность1» и «вероятность2»). Однако, ему не удалось решить ряд основных проблем индуктивной логики. Во-первых, предложенный Карнапом метод вычисле­ния степени подтверждения работает только в языках с одноместными предикатами и потому возможность его применения к реальным научным языкам для рс-

шения проблемы подтверждения научных теорий фактами, то есть для решения подлинной проблемы индукции, является в высшей степени проблематич­ной. Во-вторых, предложенный Карнапом метод опре­деления с (h, с) даст разные ее значения для языков с разным количеством предикатов, а потому всегда под­нимает отнюдь не чисто логический вопрос об осно­ваниях выбора того или другого языка. При таком подходе не только неправомерно считать отношение степени выводимости чисто аналитическим, но и во­обще ставится под вопрос универсальность законов логики. Наконец, в-третьих, точное знание степени выводимости абсолютно ничего не говорит нам о сте­пени (вероятности) истинности «выводимого» выска­зывания из истинных посылок, так как никогда не позволяет нам отделять его от своих посылок. Каков тогда вообще практический смысл такой логики? Она оказалась теоретически интересным расширением (обобщением) дедуктивной логики, но абсолютно бес­сильной в решении традиционной гносеологической проблемы индукции и ее роли в научном познании. (См. логика, подтверждение, индукция).

ВНЕНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ - исторически сформированные и социально закрепленные формы дискурсной информации, не отвечающей в полной мере критериям научности, но имеющей не менее важ­ное, чем научное знание, практическое значение для адаптивного существования как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Это — обыден­ное знание, литература (проза, поэзия), мифология, как специфическая форма организации и функциони­рования ценностного сознания, религия, философия, идеология. Некоторые из них, такие как обыденное познание, хотя и имеют донаучное происхождение, но при этом более универсально используются в процессе познания и коммуникации, нежели наука. Другие, такие как искусство, философия, религия, столь же партикулярны, как наука, столь же важны как она и в принципе не сводимы друг к другу. Они отличаются от науки прежде всего тем, что репре­зентируют в отличие от нее не предметно-атрибу­тивную, а ценностную сферу сознания. Вненаучные ии

формв1 знания отличаются от науки и друг от друга прежде всего целями, средствами и способами репре­зентации и утверждения информации. Все они нахо­дятся друг по отношению к другу и к научному зна­нию в отношении дополнительности, выполняя свои необходимые функции в целостном ансамбле челове­ческого сознания. (См. знание, информация, созна­ние).

ВОЕННЫЕ НАУКИ — комплекс дисциплин, на­правленных на разработку военных доктрин, плани­рование и успешное проведение военных операций, строительство военной инфраструктуры, повышение боеготовности армии, качественную подготовку рядо­вого и командного состава, проектирование, разработ­ку и испытание новых образцов вооружения и воен­ной техники и др. Основные методологические кате­гории военных наук: планирование военных операций, эффективная защита от нападения вероятного против­ника, стратегия и тактика успешных военных дей­ствий, военная педагогика, военный конфликт и др. (См. государство, политика, техника, инженерные науки, управление).

ВОЗМОЖНОСТЬ — одна из важнейших категорий философии, имеющая в качестве своих бинарных оппозиций понятия «действительность» и «необходи­мость». По отношению к действительности, к тому, что актуально существует, возможность выступает как предшествующее ей состояние, как «додействитсль-ность». Будучи понимаема не в логически-виртуаль­ном, а в реальном, объективном смысле, возможность является специфическим видом объективного бытия, которое греки впервые обозначили как особый мир потенций, который первичен по отношению к действи­тельному, материальному миру, представляющему собой лишь ничтожно малую, реализованную часть бесконечного мира потенций, мира вечного, неизмен­ного, абсолютного в своей полноте, структурном и функциональном многообразии (В.В. Налимов). Воп­рос о возможности в науке интересен как в онтологи­ческом отношении, так и в гносеологическом — в 00 смысле разведения предметов эмпирического и тео-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.