Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Развитие организационно-управленческой мысли






 

Рассмотрение эволюции теоретических подходов к отдельным аспектам функционирования организации позволяет не только оценить вклад различных школ, теорий и отдельных исследователей, но и получить представление об основных составляющих реструктуризации на современном этапе и определить логику собственного исследования.

 

Проблемы организации ставились в рамках еще экономической теории, где существовала теория поведения фирмы. Но основное развитие теория организации получила уже после выделения специальной науки об управлении.

Экономисты-классики (А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль) имели дело не с организациями, а с хозяйствующими субъектами. Компании обычно имели одного владельца, одновременно выступающего и в качестве управляющего, за счет этого организация отождествлялась со своим собственником и не являлась самостоятельным субъектом рынка.

В соответствии с неоклассической теорией организация стала выступать как «рыночный институт»1, поэтому период формирования ортодоксальной неоклассической теории организации с конца XIX в. до первой трети XX в. считается первым этапом теории организации.

 

Образование организаций связывалось с процессом промышленного производства, причем происходило укрупнение производства. А. Маршалл объяснял данный процесс концентрации преимуществами именно крупномасштабного производства, которые

заключаются в «экономии квалифицированного труда, экономии машин и экономии сырья»2.

 

Рональд Г. Коуз (Ronald H. Coase) в работе «Природа фирмы» (1937) связывает появление экономических организаций с возможностью сократить издержки использования механизма цен (внешние трансакционные издержки). Хотя с появлением организации контрактные отношения не исчезают полностью, их количество значительно уменьшается. Размер организации, по мнению Коуза, зависит от соотношения внешних и внутренних трансакционных издержек, а также технических нововведений.

Если первоначально рассматривался только вариант фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции (модель Л. Вальраса), то с 20-х годов ХХ в. в работах П. Сраффи, Э. Чемберлена, Дж. Робинсон, Г. Штаккельберга и др. рассматриваются и неконкурентные типы организаций. В этот же период для анализа организации разрабатываются производственные функции (Дж. Б. Кларк и др.), то есть впервые делаются попытки дать количественное описание организации.

В целом организации, построенные на основе классической теории, являлись достаточно консервативными, т. к. не учитывали изменения, происходящие во внешней среде (конкуренция, усложнение технологии и необходимость повышения квалификации каждого работника, повышение уровня образования и другие), а также структуру капитала.

Ко второму этапу истории развития теории организации относится период конца 40-х — середины 70-х годов ХХ века (так называемая неортодоксальная неоклассика). В это время меняется подход к организации: с целью приближения основных положений теории организации к действительности для анализа начинают использоваться методы исследования, заимствованные у других наук (психологии, социологии, математики). В отличие от ортодоксальной неоклассической теории организации перестает действовать постулат о совершенстве информации, которой обладают экономические агенты.

 

1 Шишкин М.В. Теория фирмы в западной экономической литературе: этапы развития и основные направления//Вестник Санкт-Петербургского Университета. 1999. Сер. 5. Вып. 3 (№ 19), с. 85

2 Маршалл А. Принципы политической экономии: в 2-х частях. Ч. 1. М., 1983, с. 360


Критикуется и тезис о том, что главной целью организации является максимизация прибыли. Так, Г. Саймон видит в нем 5 проблем: неясно, какая именно прибыль должна максимизироваться — краткосрочная или долгосрочная; предприниматель ориентируется не только на прибыль, но и на получение некоего удовлетворения от своей деятельности; предприниматель может стремиться не к максимальной прибыли, а к какой-то приемлемой для себя; зачастую организациями управляют не собственники, а менеджеры, и они могут быть вообще не заинтересованы в прибыли; в условиях несовершенной конкуренции максимизация прибыль зависит не только от предпринимателя, но и от действий конкурентов.

 

Другие ученые, такие как А. Алчиян и М. Фридман, подвергли идеи Саймона критике. Споры о целях организации продолжались до 1971 г., когда Р. Солоу в математической форме доказал, что вне зависимости от целевой установки организации идентичным образом реагируют на изменение цен факторов производства, налогов и т.д. Следовательно, определение цели организации практически не приближает к пониманию механизма ее функционирования.

С 80-х гг. ХХ в. начинается третий этап в развитии теории организации, в основе которого лежит неоинституциональный подход, отраженный в работе Р. Коуза 1937 г. Начиная с 80-х годов неоинституциональное направление отрывается от неоклассического, в рамках которого оно возникло, и разделяется на две ветви: теорию институтов и институциональных изменений (Д. Норт и его последователи Ц. Хирш, Э. Кич и др.) и теорию способов управления (О. Уильямсон). Данные теории будут рассмотрены нами более подробно несколько позже.

Свое полное развитие теория организации получила в рамках теории менеджмента. В конце XIX — начале XXв. промышленная революция определила необходимость научного подхода к управлению. Фабричная система заставила руководителей сосредоточиться на разработке научных и рациональных принципов организации управления. Решение данной проблемы шло в двух направлениях: 1) повышение производительности за счет облегчения выполняемой работы; 2) мотивация работников, чтобы они пользовались новыми методами и приемами выполнения работы. Развитие менеджмента рассмотрено в табл. 1.

 

Таблица 1 Взгляды различных школ по теории организации

Название        
школы и Авторы Научный вклад Комментарий  
период  
       
времени        
Школа Ф.У. В качестве главных рассматривались проблемы Управление стало  
научного Тейлор, повышения эффективности и производительности признаваться  
управления Ф. рабочей силы, основным объектом исследования являлось самостоятельной  
— 1885- Гилбрет, низовое управленческое звено организации. Кроме того, областью  
1920 гг. Л. сторонники научного управления выступали за отделение исследований, а  
  Гилбрет, функции управления от исполнительной работы, за то, методы, прежде  
  Г. Гант и чтобы управленческой работой занимались специалисты. использовавшиеся  
  др.   только в науке и  
      технике, стали  
      применяться и для  
      управления  
      организацией.  

Классическ А. Рассматривали организацию в широкой перспективе, Акцент сместился к
ая или Файоль, пытаясь определить общие характеристики и организации труда
администра Л. Урвик, закономерности развития компаний, а также стремились к административного
тивная Д.Д. выработке универсальных принципов управления, персонала.
школа в Муни, которые должны были обеспечить успех организации  
управлении А.К. (сделать ее эффективной). Выделялись принципы двух  
— 1920- Рейли, видов: относящиеся к построению рациональной системы  
1950 гг. А.П. управления; а также принципы, относящиеся к  
  Слоун построению структуры организации и управления  
       
    работниками. Систему управления, по мнению  
    представителей данной школы, следует строить по  
    принципу функционального деления организации. Что  
    касается второй категории, то широкую известность  
    получили 14 принципов управления Файоля, а также  
    работы Л. Гьюлика, Л. Урвика и Г. Черча, послужившие  
    основой развития процессного подхода к управлению.  
Бюрократи Макс Подразделяет организации в зависимости от способа Реальная организация
ческая Вебер осуществления власти: харизматического, традиционного обычно представляет
теория (1864- и рационально-легального. Харизматическая организация из себя комбинацию
организаци 1920) основана на личности ее основателя и руководителя этих типов, поэтому в
и   (компания Г. Форда в начале своего существования). действительности
    Данный тип организации может существовать только до можно говорить о
    конца жизни своего основателя, после его смерти всегда преобладающем
    возникает вопрос о передаче власти. Редко в рамках той способе
    же организации находится вторая харизматическая осуществления
    личность, поэтому организация становится либо власти. Тем не менее
    традиционной, либо рационально-легальной. данная
    Если в организации власть передается по наследству, классификация
    организация становится традиционной. Если же является полезной
    преемственность определяется правилами, получается для руководителя.
    бюрократическая организация. Бюрократическая  
    организация основана на прошлом опыте и обычаях.  
    Традиции определяют пределы власти руководителя и его  
    статус. Традиционный тип власти имеет две формы:  
    патримониальная — сотрудники материально зависимы  
    от руководителя и являются его личными слугами,  
    феодальная — сотрудники менее зависимы, у них есть  
    свои источники дохода, а в организации их держит  
    чувство лояльности.  
    Бюрократической организации соответствует  
    рационально-легальный тип власти. Такая организация  
    создана для достижения определенной цели, поэтому  
    считается рациональной. В то же время власть обеспечена  
    системой правил и процедур, исполняемых сотрудниками  
    в установленное время, — отсюда название «легальная».  
    Вебер считает бюрократию самой эффективной формой  
    для организации, так как она не зависит от капризов  
    руководителя или устаревших традиций. Существующий  
    набор правил и процедур теоретически предусматривает  
    все возможные ситуации. Власть дается должностью, а  
    назначения происходят с учетом технической  
    квалификации.  
  Г. Сосредоточил свое внимание на организационных  
  Минцберг структурах и выделил пять типов организационных  
    структур: простая централизованная; механистическая  
    бюрократия; профессиональная бюрократия;  
    дивизиональная организация; адхократия (в такой  
    организации главную роль играет принцип взаимной  
    адаптации рабочих групп).  

Школа Э. Мэйо, Стали уделять внимание человеческому фактору как Хотя взгляды Мэйо
человеческ М. П. неотъемлемому слагаемому организационной подвергаются
их Фоллетт и эффективности. Так, Мэйо обнаружил в ходе проведения критике за то, что он
отношений др. знаменитых экспериментов в Хоторне, что работники не признает наличия
(неокласси   могут гораздо лучше реагировать на давление со стороны значимых причин для
ческая   коллег, чем на материальные стимулы и желания производственного
школа) —   руководства. Поэтому для повышения эффективности конфликта, мы не
1930-1950   компании менеджеры должны учитывать настрой можем не отметить,
гг.   отдельных групп работников и пользоваться этим. В что на принципах
    отличие от сторонников научного управления Мэйо группового
    считал, что мотивы поведения людей определяют не сотрудничества
    экономические силы, а потребности, причем не всегда успешно строились
    материальные. многие японские
    Пожалуй, особое внимание ученый уделял потребности компании.
    работников в причастности, принадлежности к Управление
    определенной группе. неформальными
    М. П. Фоллетт сконцентрировала внимание на проблемах отношениями —
    «власти» и «авторитета», пытаясь разграничить эти необходимое условие
    понятия. В противовес классической теории управления, выживания
    которой присуща идея о доминирующей власти, Фоллетт организации.
    выступает с концепцией совместной или интегрированной Указание М.П.
    власти, согласно которой власть для всех подразделений Фоллетт на то, что
    организации должна быть объединена в одну систему. руководители и
    Единая система власти, а также взаимодействие всех работники должны
    работников в организации и их участие в управлении действовать согласно
    делает власть легитимной (необходимость подчинения требованиям
    которой не вызывает сопротивления как внешнего, так и ситуации
    внутреннего), а также обеспечивает лояльность соответствует, на наш
    работников. взгляд, современным
      представлениям о
      том, что организация
      должна быть
      адаптивной. В
      отличие от Мэйо,
      больше настроенного
      на избежание
      конфликтов, Фоллетт
      признает роль
      конфликтов как
      двигателей прогресса
      в организации.

Поведенчес Ч. Данный подход направлен в основном на повышение   Практика показывает,  
кая школа Барнард, эффективности организации за счет повышения     что изменение  
— 1950-по К. эффективности человеческих ресурсов. Его сторонники   содержания работы и  
настоящее Арджирис верили, что правильное использование науки о поведении участие работников в  
время , Р. может повысить эффективность как отдельного     управлении  
  Лайкерт, работника, так и эффективность организации в целом.   срабатывает не для  
  Д. Основатель поведенческого направления, Честер Барнард всех работников.  
  МакГрего (1886-1961), выдвинул теорию восприятия, согласно   Ч. Барнард уделял  
  р, Ф. которой руководитель получает власть от людей,   большое внимание  
  Герцберг желающих, чтобы ими управляли, поэтому власть в   проблеме  
    организации движется снизу вверх. Восприятие власти   сотрудничества и  
    зависит от степени понимания подчиненным     говорил о том, что  
    распоряжения менеджера; степени соответствия   эффективная система  
    распоряжения целям организации; соответствия     управления  
    распоряжения личным потребностям и интересам   обязательно должна  
    работников; ментальных и физических способностей   соответствовать  
    работников. Так как конечный результат применения   интересам отдельных  
    власти (подчинение или неподчинение) зависит от   работников. В  
    работников, Барнард полагал, что именно работники —   данном положении  
    реальные носители власти в компании, исходя из чего   можно найти зачатки  
    исследователь вывел теорию признания полномочий.   идеи о развитии  
    Одной из задач руководителя в свете теории признания   творческих  
    полномочий является расширение «области     организаций, не  
    безразличия»3.             обладающих строгой  
    Организации Барнард рассматривал как социальные   формальной  
    системы, и подразделял их на две группы: формальные – структурой и дающих  
    организации, имеющие конкретные цели и работникам  
    устанавливающие сознательно координируемые  
    социальные взаимодействия; неформальные возможность развить  
    организации, не имеющие общей или сознательно  
    координируемой совместной цели.       свои таланты.  
    Организационный процесс осуществляется с помощью    
    трех управленческих функций, предполагающих создание    
    и использование системы коммуникаций; эффективную      
    организацию работников, стимулирование карьерного   В рамках  
    роста и разработку программ подбора персонала и    
      поведенческой  
    стимулирования; формулировка целей и задач      
        школы выделяются  
    организации, при которой происходит делегирование    
      два основных  
    полномочий. Барнард понимал значимость      
        направления: первое  
    организационной системы коммуникаций и выработал ряд  
    принципов связи и передачи информации.     ориентировано на  
        изучение отдельного  
                   
                  человека, его  
                  мотивации.  
                  Компании состоят из  
                  индивидов, и задача  

 

 

3 Кузнецова Н.В. История менеджмента: формирование основных школ. Книга первая. Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001, с. 247


      Ренсис Лайкерт выделил 4 типа организаций. руководителя
    Первый тип — организации эксплуататорского и убедить их всех в
    авторитарного типа, в них отсутствует доверие, том, что они
    мотивация идет «от противного», то есть основана на являются частью
    страхе, угрозах, случайных поощрениях. Информация компании и могут
    идет сверху вниз, а информация снизу обычно неточная. удовлетворить свои
    Все решения принимаются наверху, мнения подчиненных потребности в рамках
    не учитываются. Организации второго типа является организации. Если
    авторитарными и доброжелательными. В отличие от снизить
    первого типа в данных организациях отмечается сопротивление и
    небольшая степень участия работников в делах уменьшить трения
    организации. Система мотивации основана на между работниками,
    вознаграждении за производительный труд. Информация можно добиться
    движется по вертикали в обоих направлениях. Третий тип существенного
    организации был назван консультативным, так как повышения
    руководители полностью контролируют организацию, но производительности.
    перед принятием решений консультируются с Второе направление
    подчиненными.             занимается
    Отдельного рассмотрения заслуживает организация 4-го исследованием
    типа («Система-4»), основанная на активном участии   поведения групп
    работников в принятии решений. Лайкерт считает, что   внутри организации.
    эффективная организация основана на человеческих   В данном случае
    мотивациях и подвергает критике организации,   руководитель должен
    построенные с точки зрения классического подхода, за   уметь
    консерватизм и пренебрежительное отношение к   взаимодействовать с
    изменениям окружающей среды: росту конкуренции,   группами чтобы их
    тенденции к большей свободе индивида и инициативе,   эффективно
    повышению общего уровня образования,     использовать,
    технологическим изменениям, повышенному вниманию к поэтому большое
    здоровью и развитию личности работника. Сравнение   внимание уделяется
    классической организации и организации «Системы-4»   изучению
    представлено в табл. 2.           неформальных
                    связей. Нельзя
                    сказать, что данные
                    направления
                    являются
                    взаимоисключающим
                    и. Группа состоит из
                    людей,
                    индивидуальное
                    поведение оказывает
                    влияние на поведение
                    группы в целом.
Теория Г. Саймон Г. Саймон в книге «Притчи администрирования» (1946 г.)  
администра и Дж. критикует методы управления за непоследовательность и  
тивного Марч частую невозможность применения4, а в книге    
поведения   «Поведение работника в организации» (1947 г.) говорит о  
    том, что основой управления является принятие решений.  
    Институты и организации анализируются и с точки    
    зрения реальных процессов, и с точки зрения процессов    
    познания. В 1958 г. в совместной работе с Дж. Марчем    
    «Организации» Саймон пытается подвести итог знаниям  
    по бихевиористской теории организации.      

 

4 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1999, с. 442


Школа К.У. Данная школа возникла под влиянием инженерных наук, Количественный
науки Черчмен, математики, статистики. Во время войны англичане были подход по своему
управления Р.Л. вынуждены решать задачи эффективного использования влиянию несравним с
(подход с Акофф, Н. ограниченного числа своих истребителей против бихевиористским, так
точки Винер превосходящих сил немецкой авиации. По окончании как большинство
зрения   войны подобные методики стали использоваться руководителей
количестве   американскими компаниями. Особенность сталкивалось и
нных   количественного подхода — в широком применении продолжает
методов) —   моделей к решению организационных проблем5, то есть сталкиваться в
1950-по   словесные описания были заменены количественными большей степени с
настоящее   значениями. Особенно удобно стало применять проблемами
время   количественные методы с развитием компьютерной человеческих
    техники и разработкой специальных программ. отношений, к тому
      же до 1960-х гг. не
      все получали
      образование,
      позволяющее
      использовать
      количественные
      методы
      исследования6.
      Современный
      уровень образования
      и доступное
      программное
      обеспечение
      позволили расширить
      круг пользователей.
Системный Ч. Представляет организацию в качестве совокупности Мы считаем, что при
подход — Барнард, взаимозависимых частей, объединенных общей целью — проведении
конец 1950- Ф. выживание и преуспевание. Менеджеры должны решать реструктуризации
х- Селзник, проблемы отдельных подразделений организации, но при компании данный
настоящее Г. Черч, этом учитывать влияние изменений, происходящих в подход должен
время: Н. Винер одной части на все остальные и организацию в целом. выступать в качестве
  и др. Также организацию следует рассматривать как открытую основного, так как
    систему, активно взаимодействующую со своей даже при проведении
    окружающей средой. частичной
Теория И. Компания рассматривается как в статике, при наличии реструктуризации
организаци Ансофф стабильных внешних связей, так и в динамике, то есть в следует учитывать
онного   условиях изменений внешней среды. Первоочередной влияние изменений
потенциала   задачей руководства компании Ансофф считает решение на другие части
— 1970-по   стратегических проблем в меняющихся условиях компании.
настоящее   окружающей среды.  
время;      
Теория У.Б.Д. Организация как система состоит из минимум 4  
Гласиер Браун, Э. подсистем: исполнительной, апелляционной,  
(универсал Джеквес представительской, законодательной. Исполнительную  
ьная теория   подсистему образует некий набор функций  
    (департаментализация, процесс разделения труда и  

 

5 Кузнецова Н.В. История менеджмента: современные школы. Книга вторая. Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001, с. 55

6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1992, с. 71


формирова   другие), которые должны взаимодействовать для  
ния   выполнения работы в организации. Апелляционная  
организаци   подсистема включает в себя апелляционный суд,  
й) — 1940-   состоящий из представителей рабочего совета, правления  
1950 гг.   и председателя суда (со стороны). Работник может  
    обратиться с жалобой на любое решение любого уровня и  
    дойти до главного управляющего, а также обратиться в  
    апелляционный суд. Представительская подсистема  
    состоит из представителей, входящих в рабочий совет  
    вместе с руководителями. Их роль — доводить до  
    сведения администрации жалобы работников.  
    Законодательная подсистема вырабатывает политику  
    организации относительно найма, распределения работ во  
    времени, правил работы и других вопросов.  
Ситуацион Р. Сторонники ситуационного подхода постарались Взгляды сторонников
ный подход Моклер, объединить крайние взгляды на поведение организации в данного подхода
(Contingenc П. Дракер разных ситуациях: заявив, что как не существует единого отражают попытку
y approach)   универсального подхода к решению проблем представить алгоритм
— 1960-по   организации, так и не все ситуации уникальны. действий
настоящее   Следовательно, можно идентифицировать общие организации в разных
время   принципы, подходящие ко всем ситуациям, для чего при ситуациях.
    анализе каждой ситуации выявляются и оцениваются так  
    называемые ситуационные переменные (contingency  
    variables): размер фирмы, ее окружение, ресурсы,  
    технология, динамика групп внутри организации,  
    индивидуальные особенности.  
Процессны А. Файоль Управление — это серия взаимосвязанных Выделение
й подход —   управленческих функций. Управленческая функция — управленческих
1920-   цепочка взаимосвязанных действий (процесс). Разные функций позволяет
настоящее   ученые выделяли разное количество основных функций выявить структуру
время   управления, но все они сводятся к четырем, приводимым управленческой
    во всех учебниках менеджмента7: планирование деятельности и
    (Planning), организация (Organizing), мотивация (Leading), создает предпосылки
    контроль (Controlling). для выделения
      бизнес-процессов.
Теория Д. Норт, Оценивает влияние на организацию различных Теория подчеркивает
институтов Ц. Хирш, институтов, то есть «правил игры, по которым играют тот факт, что
и Э. Кич и различные экономические организации»8. К формальным организации не могут
институцио др. институтам относятся нормативно-правовые акты, в существовать
нальных   рамках которых действуют экономические субъекты; к изолированно, а
изменений   неформальным — обычаи, мораль, договоры и другие также важность
— конец   подобные нормы. Формальные институты можно неформальных норм
1980-х —   изменить легче и быстрее, чем неформальные, которые (к которым относится
начало   складывались постепенно и прочно укоренились в и организационная
1990-х гг.   сознании людей. культура).

 

7 См. например: Ivancevich J.M., Donnelly J.H., Jr, Gibson J.L. Management: principles and functions. Rev. Ed. Of: Managing for performance. 3rd ed, 1989, p. 5

8 Шишкин М.В. Теория фирмы в западной экономической литературе: этапы развития и основные направления.//Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 5. 1999. Вып. 3(№ 19), с. 93


Теория О. В отличие от Норта Уильямсон изучает экономических Выделение типов
способов Уильямсо субъектов, причем дает свою трактовку понятия фирмы: управления
управления н «Фирму… полезнее рассматривать как способ управления компанией позволяет
(теория   сделками»9. Учитывается структура активов фирмы: их лучше понять их
трансакцио   специфика определяет способ управления. Критерием основные
нных   является минимизация издержек. Различаются три типа характеристики, а
издержек)   управления компанией: 1) рыночный, при котором внутри также достоинства и
— конец   компании существует рынок, подразделения недостатки.
1980-х гг.   самостоятельны и взаимодействуют на основе договоров,  
    есть и трансакционные издержки; 2) иерархический, когда  
    в основе построения компании лежит принцип пирамиды,  
    решения принимаются наверху пирамиды и существуют  
    бюрократические издержки; 3) гибридный, сочетающий  
    элементы рыночного и иерархического типов.  

 

Таблица 2 Сравнение классической организации и организации " Системы-4" 10

Характеристика для Классическая организация     Организация «Системы-4»    
сравнения                                
Процесс руководства и В процессе руководства между Процесс руководства предполагает
взаимодействие   руководителями и подчиненными нет возникновение   доверия и
работников   с доверия     и ответственности. ответственности по всем вопросам.
руководством   Подчиненные не могут свободно Подчиненные свободно могут обсудить
      обсудить свои проблемы с возникающие у них проблемы с
      руководителями, а руководители руководителями     которые
      игнорируют мнение подчиненных.   прислушиваются к их мнению.  
Содержание процесса Процесс   мотивации   включает В процессе мотивации задействован
мотивации и отношение физические, экономические мотивы и широкий круг мотивов. Работники
работника   к мотивы безопасности. Отношение к лояльно настроены к самой организации
организации     организации не слишком лояльное.   и ее целям.        
Тип процесса Информация движется только сверху Информация свободно движется вверх,
коммуникации   вниз, высока вероятность ее вниз и по горизонтали; искажения не
      искажения,   поэтому   работники происходит.        
      относятся к ней с подозрением.              
Характер     Взаимодействие закрытое и Взаимодействие открытое, оказывающее
взаимодействия между ограниченное; не оказывает влияния значительное влияние на цели, методы,
подчиненными,   на цели, методы и деятельность деятельность подразделения.  
подразделениями и подразделений.                    
руководством                              
Уровень принятия Только на верхних уровнях и На всех уровнях управления путем
решений     централизованно.         группового участия, относительно
                      децентрализован.      
Процесс постановки Происходит   только на верхних Процесс постановки целей стимулирует
целей     уровнях; групповое участие не групповое участие.      
      поощряется.                        
Процесс контроля   Централизован, акцент делается на Распределен по всей организации, акцент
      порицании за ошибки.       делается на решении проблем и
                      самоконтроле.        
Цели производства и Цели производства низки, Высокие цели производства, руководители
внимание     руководители не предпринимают уделяют достаточное внимание развитию
руководителей к усилий для   развития человеческих человеческих ресурсов.    
развитию человеческих ресурсов организации.                  
ресурсов организации                





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.