Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стабильные сети(stable networks)илипредпринимательские группы






(enterprise group) возникают обычно в зрелых отраслях с предсказуемыми циклами и спросом. Существует множество разновидностей таких групп: чеболь (chaebol) в Корее, кейрецу (keiretsu) в Японии. Группа состоит из компаний, относящихся к нескольким близким или далеким друг от друга отраслям; в центре — банк или торговая компания; взаимодействие происходит на уровне менеджмента, ресурсов, принятия решений; действуют и социальные связи. Для придания гибкости цепи производства, часть работ обычно передается подрядчикам. Как правило, вокруг крупной компании-ядра группируется несколько более мелких партнеров, которые являются либо поставщиками, либо дистрибьюторами. Тесное взаимодействие обеспечивает надежность поставщиков или дистрибьюторов.

Динамичные или динамические сети (dynamic networks)характерны длявысококонкурентных инновационных отраслей с коротким жизненным циклом продукта и

93Kogut B. The Network As Knowledge: Generative Rules and The Emergence Of Structure//Strategic Management Journal. 2000. Vol. 21. issue No. 3. March, p. 407

94Розанова Н.М. Теория отраслевых рыночных структур: опыт Французской республики//Вестник Моск. ун-та. Сер 6. Экономика. 1998. № 4, с. 6


частым выпуском на рынок новых технологий. Головная компания распоряжается капиталом, принадлежащим в значительной степени другим компаниям, а сама является лидером в области технологии, исследований и разработки, проектирования или сборки.

 

Для динамичных сетей характерны специализация (каждый участник предоставляет свой уникальный опыт и навыки) и гибкость (ее обеспечивает головная компания путем быстрой добычи и распределения ресурсов). К недостаткам динамичных сетей относится различный уровень качества продуктов участников сети и возможность несанкционированного использования объектов интеллектуальной собственности партнеров.

Внутренние сети (internal networks)наблюдаются в крупных компаниях, действующих во многих странах и использующих такую сеть для координации операций, «получения преимуществ свободного предпринимательства без чрезмерного привлечения внешних подрядчиков»95. Подразделениям внутренней сети приходится продавать свою продукцию даже внутри компании по рыночным ценам, поэтому они конкурируют не только во внешней среде, но и во внутренней. Однако внутренние сети часто входят в противоречие с корпоративной политикой: вместо того, чтобы продавать товары и услуги внутри компании по рыночным ценам, подразделения начинают обмениваться ими по внутренним ценам.

 

Сетизация позволяет организации более полно использовать преимущества разделения труда, так как компания может избавиться от тех видов деятельности, в которых ей не удается достигнуть необходимого уровня эффективности и в тоже время воспользоваться сравнительными преимуществами своих партнеров. Особенно хорошо, на наш взгляд, реагировать на внешние изменения может сеть предприятий из-за большего равенства и независимости партнеров.

В сети из нескольких компаний, где должны учитываться интересы всех участников, процесс принятия решений несколько отличается от внутрифирменного. Можно сказать, что по мере развития сети он проходит три стадии. На первой, иерархической стадии, как правило, существует одна более сильная компания, влияние которой на принимаемое решение преобладает. Следующая стадия — демократическая: все участники имеют равные права, решения принимаются большинством. Особенностью сотрудничества является то, что даже при выходе из сети одного из участников, сотрудничество между остальными не прекращается. Демократическое принятие решений распространено в крупных сетях.

 

Консенсуальная стадия также как и демократическая предполагает равноправие участников сети при принятии решений, но при этом каждый партнер приобретает право безотлагательного вето. Сотрудничество прекращается при отказе от него одного из участников.

Как нам представляется, стадии принятия решений в рамках сети отражают стадии развития самой сети. Главным положительным моментом является выход на консенсуальную стадию, однако достижение согласия, особенно учитывая право безотлагательного вето каждого участника, может потребовать много времени и усилий.

Сетевая организация очень напоминает матричную структуру, в рамках которой создаются отдельные предпринимательские единицы; имеет сходство и с другими децентрализованными структурами. Общими для децентрализованных структур являются следующие положительные моменты96: отказ от бюрократизации и формализации; высокий статус информационных и кадровых средств интеграции; филиальные формы связи между самой организацией и другими компаниями, например через создание внутренних рынков; отсутствие необходимости держать полностью постоянный штат

95Управление развитием и изменением: Управление изменением: Хрестоматия: BZR751: Менеджмент — проф. диплом: — Жуковский: МИМ «ЛИНК», 1998, с. 26

96Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций//Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1, с. 94-95


сотрудников, что позволяет снизить часть расходов на оплату труда; небольшое число иерархических уровней вследствие перехода от крупной централизованной организации к нескольким более мелким специализированным.

 

Конечно, сетевые организационные структуры имеют определенные преимущества, но по нашему мнению, нельзя категорично заявить, что будущее только за сетевыми организациями — возможно появление организационной структуры, основанной на абсолютно неизвестных в настоящее время принципах, тем более что и сети не лишены определенных недостатков. К ним относятся:

 

• низкий уровень материальной и социальной поддержки членов сети, вызванный отсутствием обычных договорных связей и трудовых отношений;

 

• более высокая, чем в обычных организациях, зависимость от кадрового состава и риск текучести кадров. Поэтому сетевым организациям необходимо некоторое число постоянных работников (для чрезвычайных ситуаций), причем всесторонне обученных, а также постоянные инвестиции в их переобучение и повышение квалификации;

 

• сложность сетей, проистекающая из разнородности участников, открытости, динамики и неопределенности в планировании.

Примерно одинаковое внимание компании уделяют основанию альянсов различного рода. Альянсы не могут считаться безупречной структурой, так как 55 % такого рода объединений, рассчитанных на 5-летний срок, просуществовали лишь немногим более 3-х лет. Непреодолимой проблемой стали различные цели, культуры, стили менеджмента.

Стратегические альянсы обычно создаются с определенной целью и ввысокотехнологичных отраслях. Сегодня для компаний главными причинами создания стратегических альянсов выступают: высокая скорость технологических изменений, диверсификация рисков, стремление получить синергетические преимущества при объединении своих навыков и знаний с навыками и знаниями партнера. Новые функциональные типы стратегических альянсов (технический обмен и кросс-лицензирование, совместное производство) возникли в ответ на изменившиеся паттерны конкуренции. Создаются не только традиционные альянсы (между ТНК и небольшими по размеру компаниями), но и между сравнимыми по размеру компаниями, занятыми глобальным бизнесом и являющимися потенциальными конкурентами97. Кстати, от создания альянсов совсем необязательно выигрывают только крупные компании. Чаще случается так, что мелкие и средние компании с четко определенными целями получают наибольшую выгоду.

 

Для сохранения большей степени независимости рекомендуется выбирать партнера по альянсу, чьи навыки являются дополняющими навыки данной компании, как поступила Hurco Cos. Inc. $100-миллионный производитель промышленного оборудования, сама с металлом не работающая, зато вступившая в альянсы с целью производства, распространения продукции и обеспечения большей части R & D с компаниями на Тайване, в Испании, Чехии, Польше98.

 

В этом случае как правило возникает синергический эффект за счет соединения или смешивания различных технологий. Во-вторых, если навыки партнеров являются взаимодополняющими, они менее склонны рассматривать друг друга в качестве конкурентов и будут более успешно сотрудничать. В любом случае надо учитывать двойственность стратегических альянсов с точки зрения взаимодействия компаний-партнеров. Если партнеры первоначально не равны по навыкам и финансовым

 

 

97Globalizing Management: Creating and Leading the Competitive Organization/Edited by Vladimir Pucik, Noel M. Tichi, Carole K. Barnett. — N.Y., p. 244

98 Goldstein M.L. Making The Modern Model//Industry Week. 1998. Vol. 247. No. 17. September 21, p. 80


возможностям, то более слабый может стремиться не к получению синергии, а к приобретению недостающих навыков, выяснению секретов конкурента.

 

В зависимости от причин объединения (стратегической и управленческой подоплеки) компаний можно выделить несколько видов стратегических альянсов:

комплементарные стратегические альянсы —альянсы, в которых партнерывзаимно дополняют друг друга. В зависимости от положения партнеров в технологической цепочке подразделяются на вертикальные и горизонтальные;

 

альянсы для снижения конкуренции —объединение в форме картелей,

 

отраслевых торговых организаций или даже под непосредственным влиянием государственной политики;

альянсы, формируемые в ответ на конкурентный вызов, —компанииформируют альянс в ответ на действия своих главных конкурентов;

 

альянсы, формируемые для снижения неопределенности окружающей среды, —компании небольшого размера стремятся вступить в альянс скрупными и более сильными компаниями.

 

В зависимости от источника финансового рычага (source of leverage) существуют стратегические альянсы двух видов:

основанные на леверадже ресурсов (leveraging resources): кросс-

 

лицензирование, технический обмен, программы совместного развития, совместное производство и распространение продукции на рынке;

основанные на леверадже компетенций или невидимых ресурсов,

 

заключенных в людях (leveraging competencies/invisible assets), например,

управленческие навыки, знание рынка, технологическая компетентность.

Данные альянсы могут выразиться в еще больших конкурентных преимуществах.

Уже в 1975 г. О. Уильямсон предлагает различать форму холдинга (H-form). Холдинговая компания — «совокупность юридических лиц, образуемая основным идочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию безусловное право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как и пути и способы реализации этих решений»99. Как правило, компании в составе холдинга имеют форму акционерных обществ, которые предоставляют наиболее удобный способ участия капитале — «держание» акций.

 

У холдинговой структуры управления существует ряд преимуществ: высокая стратегическая гибкость; более объективная позиция руководства по отношению к составляющим частям, чем в отдельной компании; более высокая степень децентрализации.

Холдинги можно разделить на: финансовые — головная компания осуществляет по отношению к дочерним финансово-контрольные функции; управляющие — головная компания выполняет не только функции по финансовому контролю, но координирует производство и технологическое развитие; холдинги, в которых помимо управления

головная компания занимается и собственной предпринимательской деятельностью.

Финансово-промышленные группы представляют собой совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), производственных и торгово-сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными и (или) кредитными отношениями, а также — акционерным соучредительством100.

 

99 Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России//Российский экономический журнал. 1998. № 11-12, с. 29

100 Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России//Российский экономический журнал. 1998. № 11-12, с. 29


Консорциум —объединение на паевой основе нескольких компаний, финансовыхучреждений для осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов, требующих аккумуляции значительных ресурсов.

 

Контрактные отношения (контрактная группа) —участники обычно связаныотношениями производственной кооперации, единой технологической цепочкой, могут использовать специальные денежные суррогаты во взаимных расчетах. Таким образом, хозяйственная самостоятельность компаний в рамках данного объединения ограничена.

Можно ожидать, что наиболее распространенными организационными структурами станут холдинги динамической конфигурации (dynamically configured holding companyвысококонкурентные ценностные сети, состоящие из независимыхкомпаний небольших размеров, объединяемых информационной системой. Динамичная конфигурация холдинга означает отсутствие какой-то одной структуры, которая сможет продержаться достаточно долго, зато способность к изменению конфигурации и постоянному захвату рыночных возможностей обеспечивает организации стабильное существование. Многие крупные корпорации делают ставку на концепцию внутренних рынков, когда все принципы функционирования рынка переносятся внутрь компании. Подразделения становятся сравнительно независимыми структурами, объединяются информационной и финансовой сетями. При этом они действуют как предпринимательские структуры, закупая и продавая товары и услуги как внутри компании, так и за ее пределами.

В любом варианте ставка делается на множество мелких бизнес-единиц, так как именно они являются наиболее гибкими. Например, уже сейчас компания Illinois Tool Works Inc. успешно осуществляет стратегию децентрализации (что делает ее сетью компаний). Когда ее подразделения достигают некоей критической массы, они подлежат разделению101. Менеджмент компании считает залогом успеха в конкуренции с более крупными компаниями то, что управляющие более мелких компаний сконцентрировали свои усилия на небольших сегментах рынка, что обеспечивает им более глубокие знания. Менеджеры компании получают дополнительные возможности для карьерного роста, причем в более молодом возрасте: в 20 лет человек уже может в качестве испытания занимать пост маленького структурного подразделения. В случае неудачной пробы компания просто «собирает обломки» и движется дальше.

 

Транснациональные корпорации (ТНК)представляют собой организационныеобъединения международного уровня. К началу 1999 года в Государственный реестр финансово-промышленных групп России было внесено 10 транснациональных и финансово-промышленных групп102. Можно считать это началом формирования ТНК в России. В некоторых случаях ТНК стали бы заменой иностранным инвестициям.

 

Последнее время в мире наблюдается тенденция к объединению мощных транснациональных корпораций103. В отличие от мелких и средних компаний для крупных главным является не экономия затрат, а приобретение готовой сбытовой сети партнера и возможность избежать лишних усилий при доступе на новые рынки. Интересен факт объединений телефонных корпораций, например, американской AT& T и английской British Telecom. До объединений национальные телефонные компании обслуживали только клиентов на своей территории, а с клиентами из других стран работали через местные компании по контрактам. Появление и распространение ТНК вызвало необходимость в оперативной связи между частями одной компании, расположенными на территориях разных государств. Объединение национальных телефонных компаний как раз и позволяет ТНК получить прямые каналы связи, значительно сократив при этом

101 Stevens T. Breaking Up Is Profitable To Do//Industry Week. 1999. Vol. 248. June 21, p. 28

102 Винслав Ю., Войтенко А., Германова И., Ворощук А. Развитие постсоветских ТНК: экономические, правовые и политические проблемы//Российский экономический журнал. 1999. № 4, с. 25

103 См. например: Меньшиков С. Что стоит за волной слияний? //Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6, с. 24-25


расходы. В связи с возрастанием объемов передаваемой информации и появлением новых технологий (Internet, внутренние сети ТНК) обычные телефонные сети перестали справляться с нагрузкой. Возникла необходимость в замене устаревшего оборудования (например, прокладка кабелей из стекловолокна). Демонтаж старого оборудования обходится недешево, следовательно, появилась еще одна причина для объединения усилий телефонных компаний.

 

Многие крупные корпорации, в прошлом (а некоторые и в настоящем) представлявшие из себя традиционные иерархические организации, начинают осознавать, что их торговая марка часто весит больше, чем имеющиеся производственные возможности. На наш взгляд, это одна из причин создания оболочечных компаний, а также заключения франчайзинговых соглашений. Потребители все больше настроены именно на получение ценности от приобретаемого продукта, поэтому для них зачастую неважно, кто изготовил составные части продукта. Под ценностью обычно понимается функциональность, качество и надежность продукта.

 

Таблица 6 Организационные структуры: достоинства и недостатки

Организаци     В каких случаях  
онная Достоинства Недостатки  
лучше применять  
структура      
       
Традицион Простота; жесткая иерархия; Жесткая иерархия; строгая Ситуации, когда  
ная строгая централизация; небольшое централизация; только требуется быстро  
(функциона число промежуточных звеньев вертикальные потоки принимать  
льная)   информации; отсутствие решения;  
    диверсификации производства; Подходит для  
    большие затраты времени на мелких и средних  
    принятие оперативных решений организаций  
    со стороны руководителя    
Дивизиона Децентрализация и делегирование Возможность утраты высшим В основном для  
льная полномочий; диверсификация по руководством контроля за крупных компаний;  
(включая продукту или рынкам; отделение обстановкой; возможность Организации  
междунаро стратегического управления от соперничества между небольшого  
дные и оперативного; двусторонняя связь менеджерами подразделений; размера могут  
глобальные (прямая и обратная); возможность противоречие целей проекта использовать  
структуры) действовать в международном и общеорганизационным; данную структуру  
  глобальном масштабах дублирование некоторых видов при необходимости  
    работ, приводящее к росту укрепления  
    административных расходов; рыночной позиции  
    тенденция к круговой поруке; и быстрой реакции  
    возможны проблемы с на изменения  
    мотивацией    
Матричная Децентрализация и делегирование Двойное подчинение Высокотехнологич  
  полномочий; диверсификация; специалистов; стремление ные и  
  широкие возможности для максимально ограничить риск; высококонкурентн  
  «интрапренерства» и инноваций соперничество между ые отрасли  
    подразделениями за ресурсы    

Сетевая Большая гибкость по сравнению с Более высокий риск текучести Разнообразие видов
структура автономными организациями за кадров; проблема сетей позволяет
  счет контрактных отношений; несанкционированного использовать
  более эффективный обмен использования объектов данную структуру в
  данными, информацией и интеллектуальной различных
  знаниями; сокращение издержек за собственности; более ситуациях: от
  счет устранения дублирования длительный процесс принятия стабильных до
  мощностей и работников; снижение решений; сложность; быстро
  внешних и внутренних Внутренние сети могут войти в меняющихся
  трансакционных издержек; противоречие с корпоративной  
  сочетание разнообразия с политикой  
  преимуществами специализации;    
  отсутствие необходимости в    
  полностью постоянном штате    
Стратегиче Диверсификация рисков и Проблема Высокотехнологич
ские возможность снизить несанкционированного ные и
альянсы неопределенность окружающей использования объектов высококонкурентн
  среды; синергические интеллектуальной ые отрасли
  преимущества за счет объединения собственности, особенно если  
  навыков и знаний партнеров партнеры неравны по  
    возможностям  
Холдингов Стратегическая гибкость; высокая Сложность обеспечения единых Возможно
ые степень децентрализации и целей; возможность внутренней использовать в
компании, диверсификация конкуренции; различных
ФПГ,     ситуациях: от
консорциу     стабильных до
мы и ТНК     быстро
      меняющихся

 

Различные типы организационных структур мы объединили в табл. 6, где показали их достоинства и недостатки, а также наиболее подходящие ситуации для использования той или иной структуры. Мы считаем, что по мере развития отдельной компании (увеличения ее размера и доли рынка) ее организационная структура также может эволюционировать от более простой и централизованной традиционной к дивизиональной, матричной и другим более сложным структурам.

 

В настоящее время идет активная оценка и переосмысление организационных структур. Некогда монолитная организация XIX в. дополняется, хотя пока и не замещается полностью, альянсами и партнерствами. Наиболее выдающиеся мировые компании больше не используют лишь одну модель организации. Как правило, они предпочитают некую гибридную структуру, объединяющую множество подходов для достижения стратегических целей. Главным правилом для организации деятельности компании в будущем становится отсутствие жестких правил.

 

 

4.3. Концентрация и централизация производства

 

Концентрация производства является важнейшей формой общественнойорганизации производства и представляет собой сосредоточение производства на все более крупных предприятиях. Из определения следует, что концентрации производства делится на два направления.

 

1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.

2. Рост размеров самих крупных предприятий.

Главным стимулом к концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли. Чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится инвестировать часть получаемой прибыли в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обусловливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства. Одновременно конкуренция и кредит поощряют предпринимателей объединять уже функционирующие капиталы.


Основным показателем уровня концентрации производства является удельный вес крупных предприятий в общем объеме производства отрасли:

 

 

где Ук — уровень концентрации, %, Ок — объем производства крупных предприятий, Оо — общий объем производства.

 

В зависимости от отрасли и производимой на её предприятиях продукции объем производства может исчисляться в натуральном, условно-натуральном и денежном измерении.

Процесс концентрации производства в динамике характеризуется показателем роста средних размеров предприятий. Концентрация производства осуществляется в каждой отрасли промышленности в условиях, обусловленных спецификой самой отрасли.

Концентрация производства может быть отраслевой и межотраслевой. Отраслевая концентрация предполагает увеличение размеров предприятий и их доли в общемобъеме производства за счет роста объема продукции данной отрасли. Межотраслевая концентрация —это сосредоточение производства на все более крупных предприятияхза счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей.

Другая классификация выделяет горизонтальную и вертикальную концентрацию. Горизонтальная концентрация производства означает укрупнение организаций в

рамках определенной отрасли макроэкономики. Это была главная форма концентрации производства в эпоху свободной конкуренции и в первые десятилетия XX в.

Вертикальная концентрация производства—это процесс сосредоточенияпроизводства продукции нескольких взаимосвязанных отраслей макроэкономики. Она получила широкое развитие в условиях научно-технической революции и не замыкается рамками комбинирования в рамках отрасли.

Централизация означает сосредоточение власти по принятию организационныхрешений в одних руках. В централизованных организациях четко выстроена командная цепь: высшее руководство принимает решения, на среднем уровне решения передаются и согласовываются, а работники их выполняют. Как правило, жесткость такой системы управления лишает организацию гибкости и конкурентоспособности. Подразделения такой организации не могут действовать самостоятельно, а работники не проявляют инициативу.

 

 

4.4. Диверсификация производства

 

Диверсификация производства—это«одновременное развитие многих, несвязанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий».

 

В силу естественных различий каждая организация выбирает наиболее подходящий для условий ее деятельности вид диверсификации. Наиболее очевидной разновидностью диверсификации, по нашему мнению, является продуктовая, которая может происходить за счет выпуска новых товаров в рамках уже существующей технологической цепи или видовой группы товаров или за счет выпуска товаров принципиально новой группы. Причем о состоявшейся диверсификации можно, на наш взгляд, говорить в том случае, когда выпуск определенного товара становится одной из ключевых компетенций организации. Если организация переходит границы своей первоначальной отрасли, то можно ожидать не просто дополнения, но и замены ключевых компетенций. Это происходит, когда удельный вес нового вида деятельности превышает 50 % от выпуска продукции. Как будет показано далее, существуют примеры зарубежных компаний, осуществивших переход из сферы производства в сферу услуг.


По географическим масштабам диверсификация, связанная с выпуском товаров новой видовой группы, может быть «узкой» и «широкой». «Узкая» диверсификация предполагает ограниченное вторжение в новую область производства внутри данной страны. «Широкая» подразумевает вторжение в производственные сферы других стран.

 

Продуктовую диверсификацию можно разделить на три вида.

1. Горизонтальная —означает расширение номенклатуры выпускаемой продукции засчет видов деятельности, однородных уже существующим. Осуществляется в двух формах: концентрическая (сохранение существующего профиля в центре деятельности организации и развитие новых направлений, исходя из сильных сторон организации на освоенном рынке) и распыленная (характерна для организаций, у которых более одного главного вида деятельности, а новые виды деятельности выступают как сопутствующие).

2. Вертикальная —расширение сферы деятельности за счет предшествующих(регрессивная форма) или последующих (прогрессивная форма) стадий технологической цепи.

3. Боковая диверсификация —освоение организацией новых для нее видовдеятельности, то есть изменение отраслевого профиля деятельности. Подразделяется на сопутствующую (несмотря на новые виды продуктов, рынок сбыта остается тем же) и конгломеративную (меняется и рынок сбыта) диверсификацию. Боковая диверсификация является более глобальной разновидностью диверсификации и особенно полезна в условиях спада в основной отрасли.

Продуктовую диверсификацию можно разделить и по причинам ее проведения.

1. В случае морального устаревания продукта или вытеснения его с высококонкурентного рынка производится его замена. Сложность заключается в необходимости замены или переналадки оборудования, переобучения работников, заменой рекламной кампании. Однако замена может принести и немалые выгоды, если организации удается захватить незанятый рыночный сегмент.

 

2. Дополнение продукта, находящегося в стадии зрелости и уже переходящего в стадиюнасыщения, одним или несколькими подкрепляющими продуктами.

3. Диверсификация, осуществляемая с целью страхования, то есть распределения риска на все сферы производства, может проводиться любой организацией и в стабильной ситуации.

В зависимости от преобладающего типа экономического роста продуктовая диверсификация выступает в двух разновидностях.

1. Адаптация подразумевает исходную ориентацию организации на обновление иизменение ассортимента. Поощряется исследовательская деятельность работников организации. Данный метод подходит для организаций со значительным финансовым потенциалом, так как предполагает развитие за счет внутренних ресурсов.

2. Расширение (экспансия)предполагает экстенсивный способ диверсификации, за счетувеличения количества оборудования и улучшения качества организации производства, которые и должны привести к увеличению ассортимента.

В качестве второй крупной разновидности диверсификации выступает организационная —в этом случае помимо расширения или изменения товарногоассортимента наблюдается изменение структуры организации. Отметим основные виды организационной диверсификации.

1. Поглощение состоит в том, что более сильная компания покупает за наличные, заакции или их комбинацию другую компанию.

2. Слияние —равные по размеру, финансовым возможностям и роду деятельностикомпании объединяются, при этом новая компания может выполнять большее количество разнообразных производственных операций.


3. Присоединение, как и поглощение, состоит в объединении неравнозначных повозможностям компаний, но более «слабая» компания сохраняет большую степень самостоятельности.

 

4. Диверсификация за счет привлечения инвестиций (в денежной форме), а также

нематериальных активов (управленческих навыков, объектов интеллектуальнойсобственности) основана на программах долгосрочного сотрудничества с образованием в некоторых случаях новых компаний.

5. Оказание содействия в рамках вертикальной производственной цепи, то естьпоставщику или покупателю, в диверсификации их продукции. В первом случае содействие оказывается по причине диверсификации, проводимой производителем, и возникновения потребности в других комплектующих частях, материалах, компонентах. Во втором — определяющим фактором являются изменившиеся потребности конечных покупателей. В целом же, вся производственная цепочка становится более эффективной.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.