Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современного российского гражданского общества






Для России характерен сложный и длительный процесс становления современного гражданского общества. Особенность его состоит в переживаемом переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры. Выступая на открытии Первого Гражданского форума в Кремлевском Дворце (22 ноября 2001 г.), В. В. Путин отметил, что о государстве «судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но, прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество». Он говорил, что в «России гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным. Но вряд ли найдутся страны вообще, где можно сказать, что общество окончательно сформировано. В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным».

В сфере гражданского общества можно выделить более чем 400 тыс. действующих неправительственных некоммерческих организаций; 10 млн добровольцев, выполняющих социально значимую работу; проявление гражданских протестных движений, активизацию профсоюзов и др. На некоторые протесты власть реагирует конструктивно, иные – не замечает. Развитие Интернета в России – в определенной степени заслуга и негосударственных, некоммерческих структур. Его использование дало жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества, достоверности информации – в том числе касающейся работы органов власти. Новая тенденция 2007-2010 гг. – самоорганизация так называемых инициативников, взаимопомощь в решении жизненно важных проблем и обмен информацией через сайты, а также акции солидарности – участие в протестах групп, борющихся с уплотнительной застройкой и за защиту зеленых насаждений из других районов.

Для развивающегося российского гражданского общества характерны следующие черты:

• Пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба юридическая защита граждан и ассоциаций; в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

• Аморфная социальная основа гражданского общества – относительно небольшой средний класс (от 16 до 20 % граждан); социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр – периферия и др.;

• Недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни личности, достоинству и др.);

• Слабо структурированные интересы и отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами, препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий и т. д.;

• Характерны пассивность и низкий уровень участия граждан в общественно-политической жизни, за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

• Слабое и/или неэффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

• На облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие его исторические свойства: длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет и др. Внутри гражданского общества существуют как неправовые группы, так и организации, выражающие интересы ряда зарубежных кругов.

В целом процесс развития гражданского общества в России продолжается. Влияние же общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений оставляет желать лучшего.

Комиссия Общественной палаты выделила следующие основные тенденции развития гражданского общества в России в период 2008-2010 гг.: усиление активности и влияния государства в разных сферах гражданского общества; развитие диалога государства и институтов гражданского общества в рамках законотворческого процесса; системное развитие благотворительности; развитие профессионализма НКО при общем снижении их числа.

Гражданское общество на территории России развивается неравномерно. По данным специально проведенного Общественной палатой исследования по уровню вовлеченности местного населения в благотворительную деятельность, функционирования некоммерческих организаций и гражданских инициатив и по уровню информированности о них, российские регионы были разделены на четыре группы. Невысокий уровень активности гражданского общества характерен для ряда регионов Центральной России, средний – Северо-Западного округа, Республики Татарстан, Новосибирской и Пермской областей, высокий – Москвы, Санкт-Петербурга и др.

В целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества в России классифицируем их по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида:

1) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи адвокатура, общественные объединения адвокатов, нотариат;

2) институты гражданского общества в политической сфере политические партии;

3) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах некоммерческие общественные организации, общественные движения, общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы, средства массовой информации, институты собственности, образования, местного самоуправления (сообщества), а также церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).

Однако помимо данной классификации в качестве отдельной категории институтов, по своей правовой природе не относящихся к гражданскому обществу, но действующих на его «поле», следует выделить государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественный Совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Важными структурами гражданского общества являются неправительственные некоммерческие организации, обслуживающие свыше 20 млн граждан. Самый высокий уровень известности у профсоюзов (51%), садовых и дачных товариществ (52%), ветеранских объединений (48%), организаций инвалидов (46%) и объединений по защите прав потребителей (48%). Около 25% НКО – это потребительские кооперативы. При невысоких на сегодняшний день показателях реального участия россиян в деятельности НКО и в гражданских инициативах, социальная база российского «третьего сектора» является достаточно внушительной. Половина россиян готова принимать участие в мероприятиях и собраниях НКО, гражданских инициативах, каждый третий готов быть добровольцем или работать в НКО за плату, каждый четвертый декларирует готовность стать инициатором создания, организатором НКО и гражданских инициатив.

Можно выделить современные определенные тенденции развития гражданского общества.

Первое – протесты населения являются результатом несоответствия ожиданий населения и действий властей. К причинам, порождающим массовое недовольство, относятся быстрое распространение демократии и рынка в начале 1990-х годов, что породило у населения ожидание улучшения условий жизни, однако этого не произошло. Очевидная и постоянная концентрация власти и богатства в руках немногочисленной местной элиты также вызывает у граждан справедливое недовольство. И наконец, новые информационные и коммуникационные технологии существенно увеличивают поток информации и, как следствие, растет уровень осведомленности и сплоченности граждан (особенно против элит).

Второе – новые субъекты гражданского общества организованы иным способом, нежели НКО, и придерживаются альтернативных ценностей включенности, участия и инноваций. К наиболее востребованным формам организации можно отнести использование социальных медиа для мобилизации ресурсов; добровольческие сообщества по всей стране, привлекающие волонтеров к новым видам деятельности на местном уровне. Широкое распространение также получил способ участия в общем деле «из дома». Например, подача интернет-петиций, электронные подписи в поддержку чего-то или кого-то и подобное.

В-третьих, сокращение ресурсов изменяет роль гражданского общества и его отношения с государством и частным сектором. Сегодня перед формально организованными НКО стоит серьезный выбор ресурсного обеспечения. На тот сегмент гражданского общества, который организует свою работу при помощи волонтеров и на основе личных пожертвований, оказывается меньшее влияние. Однако другие вынуждены выбирать между оказанием услуг, профинансированным государством, или социальным предпринимательством, или постепенным сокращением собственных бюджетов. Этот выбор и определяет функции и роли гражданского общества в современном мире.

Однако масштаб и эффективность деятельности данных объединений и организаций еще не в полной мере отвечает реальным потребностям формирования гражданского общества. Одной из причин этого является низкий уровень низового гражданского участия, обусловленный, во-первых, доминированием в массовом сознании государственно-патерналистских установок, а также неверием в результативность гражданских инициатив и действий, во-вторых, низким уровнем межличностного и социального доверия. Другой причиной является еще недостаточное понимание людьми роли общественных объединений и организаций. Третьей причиной является недостаток гражданского образования как руководителей и активистов общественных объединений и организаций, которые не достаточно еще компетентны в организации совместных действий, в ведении переговоров, публичных выступлениях, подготовке обращений, так и рядовых граждан, которые, как правило, не знают своих прав и алгоритмов действий, в том числе и коллективного характера, в случае их нарушения.

В-четвертых, сам порядок формирования отдельных институтов гражданского общества, заложенный законодательно, не способствует их становлению как действенного инструмента связи государства и граждан. Например, порядок формирования общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления, когда совет формируется самим государственным органом, не способствует тому, чтобы в совет вошли люди, способные продвигать интересы гражданского сообщества. Исследуя становление гражданского общества в современной России необходимо отметить, что оно развивается большей частью «сверху» (создание Общественной Палаты) т. е. инициируется органами власти. Возможно, это связано с наследием авторитарного режима, предшествующего демократическому периоду, когда государство жестко регулировало все процессы. Отсюда отсутствие опыта инициативы «снизу».

В связи с этим развитее институтов гражданского общества непосредственно связано с решением следующих задач:

повышение мотивационной готовности людей к общественной активности и гражданскому участию;

формирование культуры гражданского участия и коллективных гражданских действий;

поддержка деятельности институтов гражданского общества со стороны органов государственной власти;

расширение сферы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.