Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические партии как институт гражданского общества






Понятие «партия» происходит от лат. pars, parties – часть, группа. Исторически этот термин использовался для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения страны и стремились с целью реализации этих интересов бороться за государственную власть, или влиять на нее.

В современной политологической литературе используются различные определения понятия «политическая партия», например: группа людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины (Б. Констан); организация, выражающая интересы определенного класса (К. Маркс, В. Ленин); организация, действующая в системе государства, институт публичной власти (М. Дюверже); политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения (Дж. Сартори); организация, которая нацелена на открытое завоевание ее представителями государственных позиций (К. Джанда); организованная сила, обеспечивающая объединение граждан для борьбы за участие в органах власти, или ориентацию властей на осуществление их требований (Кермонн); институт, призванный выражать интересы и требования отдельных лиц и групп, организовывать их на борьбу за государственные должности (Д. Еродер).

Кроме того, в конституциях и других нормативно-правовых актах государств имеются юридические определения понятия «политическая партия». В них регламентируются политический статус и функции партий, возможности, которыми они располагают по сравнению с другими политическими институтами – правительством, парламентом, судами и т.д.

На основе обобщения и систематизации различных дефиниций, а также с учетом современной политической практики можно дать такое определение: политическая партия – это добровольный идеологический и организационный союз наиболее активных представителей тех или иных социальных слоев и групп общества, создаваемый для борьбы за завоевание и использование государственной власти в целях реализации собственных интересов, интересов своих сторонников и союзников. По сути, это совокупность организованных и скоординированных взаимоотношений и связей определенной группы людей по поводу государственной власти.

Политические партии как массовые общественно-политические объединения являются относительно молодым институтом властных отношений, однако как союз, группа людей, борющихся за государственную власть или за влияние на нее в целях реализации своих интересов, они имеют давнюю историю.

Первые политические группировки возникли еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Это были сравнительно немногочисленные и узкие по составу объединения людей, которые в основном выражали не столько интересы социальных групп, сколько интересы жителей различных регионов и различных течений внутри класса рабовладельцев. Подобного рода политические группировки существовали и в Средние века. Современные же политические партии, действующие в массовой среде, оформились в Европе во второй половине XIX в. Исходной причиной их зарождения, формирования и институционализации стало приобщение широких кругов населения к политике в процессе первых буржуазных революций. Под влиянием этих революций и вызванных ими преобразований в политической жизни в XVI – XVII вв. в передовых европейских странах начали складываться аристократические котерии (кружки), объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. В последующем появились политические клубы, которые представляли более высокую форму политических объединений. В них к политической деятельности стали привлекаться люди, пользующиеся влиянием не только в политике, но и в других сфера х общественной жизни.

К середине XIX в. в связи с повсеместным распространением на европейском континенте избирательного права, организационным оформлением рабочего движения и усилением классовой борьбы формируются массовые политические партии. Они ориентируются на рекрутирование как можно большего числа членов, поиск широкой социальной поддержки, обеспечение широкого влияния в обществе, использование разнообразного арсенала средств политической борьбы.

Первой массовой политической партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. под руководством Фердинанда Лассаля (1825 –1864), немецкого социалиста, философа, публициста, возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий германский рабочий союз. К концу XIX в. массовые политические партии (в основном социал-демократические) создаются в большинстве стран Европы.

Формирование и деятельность массовых политических партий во второй половине XIX – начале X X в. осуществлялись по классовому принципу, на основе четкого отличия в стратегии и тактике деятельности партий различных классов. Но дальнейшее социальное развитие, практика политической борьбы показали, что для завоевания, удержания и реализации государственной власти партиям необходимо учитывать интересы не только «своего» класса или социального слоя, но и широких народных масс. В результате к середине XX в. на смену строго классовым партиям стали приходить так называемые «общенародные» партии, или, по терминологии западных политологов, «партии для всех», которые стремятся, хотя и формально, выражать интересы различных социальных групп.

Формирование политических партий в России приходится на конец XIX – начало XX в. В этот период возникают партии эсеров, социал-демократов, кадетов, трудовиков, октябристов и др., построенные, как и в Европе, по социально-классовому принципу. В политической жизни России в отдельные периоды первой четверти XX в., по разным оценкам, существовало до 87 партий. После 1917 г. большинство образовавшихся в Рос сии политических партий распалось.

С начала 1920-х гг. в стране начала складываться и в дальнейшем утвердилась тоталитарная политическая система с монопольным господством единственной политической партии – коммунистической: РКП (б), ВКП (б), КПСС. И только во второй половине 1980 – начале 1990-х гг. в нашей стране вновь начала складываться многопартийность.

Политические партии представляют собой неотъемлемый элемент общественно-политической жизни всех современных стран мира, политический институт, выполняющий важную роль в системе политико-властных отношений, в механизме организации и осуществления политической власти. Как политический институт и высшая разновидность общественно-политических объединений, они значительно отличаются от других институциональных субъектов политики, обладают совокупностью свойственных только им признаков:

• стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти (для политических партий, в отличие от других общественно-политических объединений, которые пытаются воздействовать на власть, оставаясь вне ее сферы, борьба за завоевание государственной власти и ее осуществление, является основной целью деятельности);

• определенная идеология и мировосприятие;

• долговременность действия;

• полномасштабность, наличие системы устойчивых местных организаций;

• иерархичность, централизованное руководство, разделение функций между членами;

• наличие отношений власти, партийной дисциплины;

• формализованные правила и нормы, регулирующие отношения в партии и ее деятельность.

Перечисленные признаки политической партии характеризуют ее как стабильное, высокоорганизованное общественно-политическое объединение с разветвленной структурой и жестко формализованной организацией деятельности, ориентированной на получение и удержание государственной власти при широкой социальной поддержке.

В процессе партогенеза сложилась структур а политических партий. Организационную структуру партий составляют:

• высший представительный орган партии – съезд, конференция, рада и т.п.;

• рабочие органы – центральный комитет, секретариат, политсовет;

• местные партийные организации;

• средства массовой информации.

По статусу и положению в партийной иерархии выделяются партийный лидер или группа лидеров вместе с ближайшим окружением, партийный аппарат («партийные функционеры»), партийные активисты, пассивные члены партии и сторонники партии. Сторонники современных партий и голосующие на выборах за выдвинутых партиями кандидатов составляют электорат партии. Те социальные группы и слои, которые образуют основную массу электората составляют социальную базу партии. В период острой социально-политической борьбы политическими партиями могут создаваться военизированные организации (отряды). Часто элементами структуры политических партий называют создаваемые ими молодежные и женские организации.

Политические партии, функционирующие в системе социальных отношений, являясь институциональными субъектами политики, выполняют разнообразные функции, объем, характер и значимость которых могут варьироваться в зависимости от положения партий в политической системе общества, их социально-политического статуса. В научной и учебной литературе существуют различные подходы к раскрытию и характеристике функций политических партий, определению их содержания.

В общем плане функции политических партий в зависимости от направленности можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние функции политическая партия выполняет по отношению к окружающей ее социально-политической среде. К ним относятся:

• изучение, аккумулирование, выражение и защита интересов социальных групп и слоев;

• определение приоритетов и целей социально-политического развития, политического курса страны, их разъяснение и пропаганда;

• борьба за государственную власть, ее осуществление и укрепление на основе программных партийных установок;

• сплочение и консолидация социально-политических сил общества, являющихся ее сторонниками и союзниками;

• социально-политическое просвещение широких народных масс, разъяснение им ситуации в обществе;

• политическое воспитание (социализация граждан);

• установление и поддержание контактов и взаимодействия с другими общественно-политическими объединениями;

• обеспечение взаимосвязи гражданского общества и государства;

• подготовка и выдвижение кадров для государственных органов, других социальных институтов и организаций;

• работа с молодежью.

Внутренние функции политической партии направлены на укрепление и совершенствование ее внутрипартийной жизни, повышение эффективности политической деятельности. Такими функциями являются:

• разработка партийной идеологии и программных документов;

• выработка ценностей и норм, регулирующих деятельность партии, оптимизацию ее внутрипартийной структуры, отношения между членами;

• поддержание внутрипартийного единства и партийной дисциплины; • пополнение партии новыми членами;

• финансовое обеспечение партийной деятельности и его оптимизация;

• подбор и расстановка кадров внутри партии;

• организационно-мобилизационная внутрипартийная работа.

Существующее и функционирующее в общественной жизни широкое разнообразие политических партий находит отражение в их классификации. В зависимости от избранного критерия (основания) выделяются определенные типы политических партий. Классической считается типология партий, предложенная в 1950-е гг. французским политологом М. Дюверже. Беря за основание организационную структуру партий, он подразделил их на кадровые и массовые, а позднее выделил и третий тип – непрямые партии.

Кадровые партии, по его мнению, изначально формировались из комитетов избирателей и парламентских фракций. В современных условиях они характеризуются сравнительной немногочисленностью, свободным членством и объединяют преимущественно профессиональных политиков и элиту большого бизнеса. Их деятельность ориентирована, в основном на организацию выборов. Сегодня большинство кадровых партий – это европейские либеральные и консервативные партии, республиканская и демократическая партии США.

Массовые партии отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплиной. Как правило, они имеют постоянное членство, большое значение в их деятельности уделяется разработке идеологии, обеспечению общности взглядов членов партии. К массовым партиям относятся социалистические, коммунистические, национал-социалистические и некоторые другие.

Непрямые партии – это партии с коллективным членством различных общественных организаций. Польский ученый Е. Вятр классифицировал политические партии в зависимости от их социальной базы:

• классовые – рабочие, буржуазные;

• межклассовые – буржуазно-помещичьи, рабоче-крестьянские и т.п.;

• классовоподобных слоев и групп – популистские, трайболистские (племенные), национальные.

Для классификации политических партий используются и другие основания. Так, по доминирующим в партиях идеологическим ценностям и ориентирам на средства их достижения, они подразделяются на радикальные, реформистские, консервативные, прогрессивные, реакционные.

По месту, занимаемому в политической системе общества, выделяются следующие партии: доминирующие, авторитетные, маловлиятельные, правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные.

В зависимости от отношения членов партии к своим лидерам бывают такие политические партии: харизматические, традиционные и рациональные.

Каждая политическая партия в реальной жизни может относиться к различным типам.

Политические партии, функционирующие в обществе, образуют партийную систему – совокупность политических партий и межпартийных связей, сложившихся и функционирующих в политической жизни общества, в механизме организации и осуществления государственной власти. Эта система оказывает существенное влияние на организацию и осуществление государственной власти в обществе, на ее эффективность.

В современных условиях существуют различные типы партийных систем. Наиболее распространенным критерием их классификации является количество партий, функционирующих в политической жизни общества. В соответствии с ним выделяются однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

1. Однопартийная система означает, что политическая жизнь общества определяется одной партией, обладающей монополией на государственную власть. Функционирование других политических партий и партийных групп допускается, но их участие в политическом процессе носит формальный, декоративный характер. Ярким примером однопартийной системы является партийные системы в бывшем СССР, а в настоящее время на Кубе, в КНДР, Китае. Однопартийная система складывается, как правило, при тоталитарных или жестко централизованных авторитарных политических режимах.

2. Двухпартийная система характеризуется тем, что в обществе существует две сильные политические партии, ведущие между собой борьбу за государственную власть и периодически сменяющие друг друга на вершине власти. Другие политические партии в борьбе за власть либо объединяются с одной из них в коалицию, союз, либо занимаются просветительской деятельностью, а иногда проводят на выборах небольшое количество своих кандидатов в депутаты парламента. Современная двухпартийная система может быть как совершенной, так и несовершенной. Совершенная – это система, где каждая из ведущих политических партий в обществе может одержать победу на выборах без поддержки других маловлиятельных партий и союза с ними. Подобная партийная система сложилась в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Несовершенная двухпартийная система проявляется в том, что прийти к власти крупные политические партии могут только в союзе, коалиции с мелкими партиями. Несовершенная двухпартийная система существует, например, в Германии, Швеции. Двухпартийная система обеспечивает альтернативность политического процесса, противоборство официальной и оппозиционно критической линии в политике, стабильность политической системы общества.

3. Многопартийная система состоит из трех и более равновлиятельных в обществе политических партий, представляющих интересы различных социальных групп и имеющих примерно одинаковые возможности в борьбе за завоевание и осуществление государственной власти. При этом для обеспечения успехов в политической борьбе партии часто образуют коалиции и блоки, заключают межпартийные союзы. Многопартийная система в современных условиях может быть как неполяризованной, так и поляризованной, а также системой с доминирующей (господствующей) партией. Неполяризованная партийная система состоит, как правило, из множества равных по общественному влиянию мелких партий, характеризуется организационно-политической раздробленностью, отсутствием ярко выраженных идейно-политических полюсов (Бельгия, Дания, Нидерланды, Финляндия, некоторые страны Латинской Америки). Поляризованная партийная система представляет собой такую систему, в которой образуются группы партий, противостоящие друг другу в политическом процессе. Эти группы формируются вокруг двух-трех влиятельных партий на основе определенных идейно политических ценностей, позиций и действий, единых общественно-политических ориентиров. Чаще всего встречаются устойчивые политические блоки «правых», «левых» партий и соответствующие им коалиции, хотя нередко возникают и другие партийные «полюса». В качестве примера можно привести партийные системы Италии и Франции. Многопартийная система с доминирующей партией – это система, в которой среди образующих ее партий одной из них по различным обстоятельствам (победа на выборах, социальная база, численность и т.д.) принадлежит ведущая роль, что позволяет ей оказывать существенное влияние на деятельность других политических партий и субъектов политики, на политический курс государства. Многопартийные системы с доминирующей партией функционируют в Японии, Испании, Норвегии, Индии. Многопартийная система больше чем другие партийные системы отвечает принципам политического плюрализма, характеризуется разнообразием идеологий.

В соответствии с федеральным законом «О политических партиях» право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах.

Основные принципы деятельности политических партий:

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Законом установлен ряд ограничений на создание и деятельность политических партий:

1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

2. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

3. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

4. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

5. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

Закон регулирует вопросы взаимоотношений между государством и политическими партиями:

- вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается;

- вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними;

- лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей;

- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны:

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

б) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

в) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям посредством:

а) обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

б) создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;

в) обеспечения равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях.

Государственная поддержка политических партий осуществляется также путем их государственного финансирования.

Государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета.

Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы либо выборах Президента Российской Федерации.

Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:

а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

б) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Государственное финансирование политических партий осуществляется:

а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы ежегодно в размере ста десяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;

б) по результатам выборов Президента Российской Федерации единовременно в размере двадцати рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

История российской партийной системы насчитывает более ста лет. За этот сравнительно небольшой исторический период она претерпела и продолжает претерпевать кардинальные изменения, именно поэтому применительно к партийной системе России можно по-прежнему говорить о переходном состоянии.

Самый первый этап в ее развитии (1905 – конец 1910-х гг.), был прерван установлением диктатуры большевистской партии, которая продолжалась почти 70 лет.

Изменения в политическом режиме СССР во второй половине 1980-х годов ознаменовали начало второго этапа отечественной многопартийности. Возникли неформальные, полулегальные политические объединения, группы, союзы. Даже внутри правящей КПСС выделились несколько идейно-политических «платформ» (фракций).

Важной вехой на пути к многопартийности следует считать два события. Во-первых, отмену в марте 1990 года шестой 324 статьи Конституции СССР, закрепляющей руководящую и направляющую роль КПСС. Во-вторых, принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях», после которого возникла первая официально зарегистрированная некоммунистическая партия – Либерально-демократическая партия Советского Союза, правопреемница которой в лице ЛДПР существует и поныне.

Второй этап был связан с активным процессом образования политических партий в современной России, который начался в период распада политической системы советского типа и утратой КПСС своей монополии на власть. Из-за отсутствия зрелого гражданского общества многие партии возникали не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы. Они представляли собой объединения сторонников вокруг конкретного политического деятеля. Поэтому не стоит удивляться тому, что многие российские высшие чиновники до сих пор возглавляют партии или входят в их руководство.

В России процесс формирования партий имел обратную логику по сравнению со странами, имеющими более длительный опыт демократии. В демократически зрелых обществах возникают групповые и коллективные интересы, нуждающиеся в организационном представительстве своих требований к властным структурам. В результате появляется потребность в создании партий. В России же первоначально возникало руководство партий, которое затем искало потенциальных членов и избирателей. В связи с этим обстоятельством интересы социальных групп все еще незначительно представлены в деятельности многих российских партий, поэтому партийное строительство идет трудно и противоречиво. Практически все политические кризисы и экономические неурядицы наложили свой отпечаток на развитие партийной системы. Это в одинаковой степени справедливо как для правящих политических сил, так и для оппозиции. Только за последние десять лет четырежды предпринимались попытки создать реальную партию, отстаивающую интересы правящих групп. Проекты политических партий «Демократический выбор России», «Наш дом – Россия» провалились. Не смогла структурироваться и оппозиция. В стране долгое время существовало несколько правооппозиционных партий и движений, несколько коммунистических партий, огромное количество разрозненных социалистов и социал-демократов.

Стабилизация политической и социально-экономической ситуации в стране создала условия для очередного поворота в российском партийном строительстве. 11 июля 2001 года был принят новый закон РФ «О политических партиях». Были установлены новые, более жесткие требования к российским партиям: политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации; в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Эти требования еще более ужесточил переход к выборам по партийным спискам.

Таким образом, были созданы законодательные условия для формирования крупных и устойчивых политических партий. Численность партий, достигшая максимума в середине 1990-х годов (в 1993 году – 60, в 1997 году – около 3 тыс.), стала резко сокращаться. По данным на весну 2007 года, в России было зарегистрировано 32 политические партии, в начале 2010 года – всего 7. Наиболее влиятельными из них являются: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Произошла унификация и партийных структур в регионах. Постепенно исчезли региональные партии и были повсеместно сформированы отделения общероссийских партий.

Ситуация резко изменилась после декабрьских выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (2011 г.), которые, с одной стороны, прошли при использовании пропорциональной избирательной системы (по партийным спискам), а с другой – вызвали всплеск гражданского возмущения нарушениями со стороны правящей партии «Единая Россия». Буквально в эти дни произошла консолидация так называемой «внесистемной» оппозиции, состоящей из разного рода небольших политических групп, не представленных в парламенте, которая стала требовать перевыборов, изменения в сторону демократизации избирательного и партийного законодательства.

Поддержка, оказанная этим группам со стороны общества и ведущих оппозиционных партий, заставила высшее руководство России пойти на ряд мер, изменяющих характер политического режима в стране. В частности, вновь было предложено вернуться к смешанной системе выборов, введены выборы губернаторов и, самое главное для характеристики современного этапа развития партийной системы в России, вновь было существенно ослаблены законодательные требования к политической партии как гражданскому институту. Например, в политической партии, чтобы она была признана в качестве таковой, должно состоять не менее пятисот членов. По сути отменены нормы, введенные в 2011 году. В результате численность партий вновь стала возрастать и вновь стала ограничиваться руководством и небольшой группой их сторонников, правда, не только в столицах. По состоянию на ноябрь 2012 года численность партий в России возросла до 40, а в октябрьских выборах 2012 года уже смогли принять участие 11 партий. Еще около двухсот партий заявили о своем намерении зарегистрироваться.

По состоянию на 30 декабря 2015 года в РФ официально зарегистрировано 77 политических партий, среди которых: «Единая Россия» (всероссийская), «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Российская объединенная демократическая партия “Яблоко”», «Справедливая Россия», «Правое дело» (всероссийская, «Народная партия “За женщин России”» (общероссийская), «Альянс Зеленых – Народная партия», «Социал-демократическая партия России» (всероссийская), «Партия пенсионеров России» (всероссийская), «Города России», «Молодая Россия», «Новая Россия» (всероссийская), «Партия свободных граждан» (всероссийская), «Российская экологическая партия “Зеленые”», «Российская сетевая партия» (всероссийская), «Коммунисты России», «Аграрная партия России» (всероссийская), «Российский общенародный союз», «Партия за справедливость» (всероссийская), «Гражданская Сила» (всероссийская), «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Умная Россия», «Родная Страна», «Российская консервативная партия “За нашу Родину”», «Монархическая партия», «Российская политическая Партия Мира и Единства», «Гражданская Платформа», «Честно» (Человек. Справедливость. Ответственность)» (всероссийская), «Партия налогоплательщиков России», «Демократический выбор», «Российская партия автомобилистов России “РОСПА”».

Характеризуя современный этап, мы можем вполне допустить, что произошел возврат к практике 1990-х годов, что, с одной стороны, в условиях наличия мощной правящей партии дает последней преимущества в проведении избирательных компаний, а с другой – допускает в легальные политические процессы общественные объединения, поддерживаемые малыми группами населения. Главным вопросом партийной повестки станет возможность оппозиции создать реальную альтернативу «Единой России». Как показали региональные и муниципальные выборы октября 2012 года, оппозиция, создав несколько новых и иногда дублирующих друг друга партий, не смогла получить поддержки общества.

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» была образована 12 июля 2001 года на втором съезде Союза общественных объединений «Единство» и «Отечество». Сегодня это крупнейшая российская политическая партия численностью свыше 2 млн чел. По итогам парламентских выборов в 2003 году «Единая Россия» впервые получила большинство мест в Государственной Думе и фактически превратилась в правящую партию в Российской Федерации. В 2007 году (64, 3% голосов), в 2011 году (49, 3% голосов) партия вновь стала победительницей выборов в парламент. 26 мая 2012 года на XIII съезде партии председателем «Единой России» избран Д.А. Медведев, который перед съездом вступил в партию и стал Председателем Правительства России. Официальной идеологической платформой партии являются консерватизм и консервативные ценности.

Лидер партии Д.А. Медведев в 2011 году определил семь стратегических приоритетов политики партийного правительства: модернизация экономики; выполнение социальных обязательств; искоренение коррупции; укрепление судебной системы; поддержание межнационального и межконфессионального мира и борьба с нелегальной миграцией и этнической преступностью; становление современной политической системы; внутренняя и внешняя безопасность, самостоятельная и разумная внешняя политика России. Основная задача этой партии заключается в создании идейной и устойчивой социальной базы, не зависящей от предпочтений конкретных политиков и управленцев, находящихся на высших должностях в стране. Без выполнения этого условия, а это потребует выполнения принятых обязательств, поддержка партии в обществе скорее всего будет снижаться.

Главным оппонентом «Единой России», как и ее предшественников, остается КПРФ – преемница КПСС и КП РСФСР. Бессменным лидером партии является Г.А. Зюганов. КПРФ – вторая по политическому весу российская партия, занявшая на последних парламентских выборах второе место. В программе КПРФ заявлено, что партия руководствуется марксистско-ленинским учением и творчески его развивает, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры. В последнее время партия стала преодолевать угрозу раскола, в ней заметно возросла доля молодежи. Однако многие политологи по-прежнему видят главную проблему КПРФ в раздвоенности ее идеологии (от марксизма-ленинизма до социал-реформизма) и оторванности от насущных интересов потенциального электората. Партии предстоит вновь столкнуться с проблемой 1990-х годов, когда на электоральном поле действовали несколько левых партий. Тем не менее, как показали результаты выборов в парламент в 2011 году, несмотря на выход из состава партии ряда ее прежних руководителей, КПРФ значительно упрочила свое положение, заняв в целом по стране второе место (11, 6% в 2007 году и 19, 9% в 2011 году).

Заметным явлением на политической сцене современной России и ярким примером партии одного лидера является ЛДПР, возглавляемая с момента ее основания (1989 г.) В.В. Жириновским. Согласно официальной программе ЛДПР, партия выступает за либерализм и демократию. При этом ЛДПР главным выразителем интересов людей и общества считает государство, поэтому все интересы граждан должны быть ему подчинены. Личная свобода также признается, но в той мере, в какой она не входит в противоречие с государственными и общественными интересами. Партия и ее лидер неоднократно заявляли о своей оппозиционности, однако по ключевым вопросам выступают в согласии с властью. Несмотря на противоречивость идеологии и политики, благодаря личной харизме В.В. Жириновского и популизму, ЛДПР уверенно занимает на выборах различного уровня 3–4 место. В Государственной Думе по численности своих сторонников партия занимает третье место.

Летом – осенью 2006 года произошли изменения на левом фланге партийной системы России. Приняли решение объединиться «Российская партия ЖИЗНИ», «Российская партия пенсионеров» и партия «Родина». 28 октября 2006 года прошел Учредительный съезд. Новая партия приняла в качестве официального наименования – «Справедливая Россия». Лидерами являются Н.В. Левичев и С.М. Миронов. Партия именует себя левоцентристской. На последних выборах в Государственную Думу «Справедливая Россия» укрепила свои позиции, набрав 13, 24% голосов. Вместе с тем следует отметить, что в ряде регионов эта партия на выборах показывает и более высокие результаты, например в Архангельской области.

Таким образом, партийная система в Российской Федерации находится в переходном состоянии. Формируется новая политическая шкала: на правом фланге остаются ослабевшие либеральные партии, ЛДПР и реформируемая «Единая Россия», на левом фланге можно отметить консолидацию политических сил в лице социалистической («Справедливая Россия») и коммунистической (КПРФ) партий. Однако в ближайшее время следует ожидать появления новых партий, как правых, так и левых, а ближе к выборам – и партийных блоков. Процессы партийного строительства не завершены и огромное влияние на них оказывает изменение политических настроений в российском обществе. Как и в конце 1980-х годов, страна оказалась перед выбором политического пути. Поэтому значение политической партии как единственного выразителя интересов граждан и единственного посредника между обществом и государством будет неуклонно возрастать. Готовность политических партий России к вызовам нового времени определит судьбы многих российских политиков, партий и страны в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.