Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и особенности правового государства. Правовое государство и гражданское общество






Над проблемой соотношения государственной власти и права ученые задумывались давно. Начало разработки этой проблемы положили такие мыслители древности, как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н.э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права. Платон, разрабатывая теорию идеального государства, писал о том, что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого государства и регулировать их деятельность. О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и Аристотель. Более того, он, как и Платон, полагал, что только при господстве законов возможно существование государства вообще. Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. В последующем этот термин получил широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Его признавали такие ученые, как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне или над ним».

Одним из главных идеологов правового государства был И. Кант. Он разработал его основные принципы и характерные черты, определил его соотношение с правом, и на этой основе – взаимоотношения граждан и государства. Так, он полагал, что положительное и справедливое право существует естественно и априорно, а потому, следуя этому объективному и естественному праву, государство вместе с гражданами выполняет существующие законы.

Современные ученые, в том числе и российские, характеризуют правовое государство как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимодействия с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина. При этом выделяются два уровня в правовом государстве. Первый – это соблюдение законности в деятельности государства, и второй – законность самих законов.

Правовым может быть объявлено любое государство. Бисмарк, например, считал Германию правовым государством. Затем Гитлер утверждал, что Германия при его правлении также являлась правовым государством. В настоящее время в Основном законе ФРГ записано, что немецкое государство – правовое. Сравнение этих государств показывает, что между ними имеется существенная разница. При Бисмарке государство было монархическим, при Гитлере – фашистским. В них отсутствовали демократия, широкие права и свободы граждан. В обществе основным управляющим органом было государство. Право не являлось главенствующим фактором, регулирующим общественные отношения. Поэтому данные государства объективно не являлись правовыми. И только современное немецкое государство действительно может быть названо правовым, поскольку во всех сферах общественной жизни и деятельности этого государства право является определяющим фактором.

В настоящее время в науке сформулированы основные положения о соотношении права и государственной власти в правовом государстве. Они выражаются в том, что преобладающую роль должно играть право по отношению к государству. Право прежде всего должно закреплять максимум прав и свобод граждан, регулировать взаимную ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, закреплять высокий авторитет закона и гарантировать строгое соблюдение его всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами, обеспечивать эффективную работу правоохранительных органов.

Правовое государство не существует и не может существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными и правовыми условиями, которые оказывают большое влияние на его формирование и функционирование. Более того, оно может возникнуть только при определенном уровне развития названных социальных факторов. Экономической основой правового государства признается многоукладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности, частнопредпринимательская деятельность.

Социальной основой является развитое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, создаваемых ими общественных, религиозных и иных организаций, способствующих обеспечению общественного порядка и прогресса.

Культурной основой выступает достаточно высокий уровень образования населения, знание им законодательства, строгое выполнение требований закона государственными и иными органами и организациями, гражданами, умение использовать право для защиты своих интересов в суде и другими законными способами. Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважение ее прав, честности, порядочности.

Правовой основой выступает совершенное законодательство, соответствующее интересам большинства населения, полностью регулирующее подлежащие правовой регламентации общественные отношения, поведение и деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан. В любом государстве существует опасность, с одной стороны, анархии, а с другой – диктатуры. Поэтому, чтобы не допустить ни того, ни другого разработана теория правового государства и господства права, реализация которой обеспечит возможность избежать этих двух опасностей.

Основными признаками правового государства являются следующие.

1. Сосредоточение всех государственно-властных полномочий у государственных органов. Не должно быть никаких других органов, подменяющих властные государственные структуры. При этом их основные полномочия и функции должны быть определены законодательно. Порядок формирования, структура, компетенция, порядок деятельности высших органов государственной власти закрепляются в конституции страны. Подмена государственных органов другими, негосударственными структурами, имеет место в тех странах, где существует одна руководящая партия, а также там, где религия признается выше государственной власти. Так, например, в условиях советской власти в СССР руководящей и направляющей силой была КПСС. Решения ее органов – съездов партии, Центрального комитета, Политбюро являлись обязательными для всех государственных органов, которые были обязаны их исполнять. При этом партийные органы за свои решения не несли юридической ответственности. Аналогичное положение существует в современном Иране, являющемся мусульманским религиозным государством, действительными руководителями которого являются служители религии.

2. Разделение властей как средство их взаимного контроля за законностью осуществления своих полномочий и недопустимости подмены одной государственной власти другой. Каждая власть – законодательная, исполнительная и судебная должны действовать в своей сфер е и выполнять свои конституционные функции в соответствии с законодательством. Одновременно законодательная и исполнительная власти с помощью системы сдержек и противовесов сдерживают друг друга, не позволяют нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий. Судебная власть осуществляет контроль за соответствием актов и действий законодательной и исполнительной властей конституции страны, а в случае несоответствия – признает их неконституционными, и они утрачивают силу. Разделение властей является организационной основой правового государства и важным условием его существования.

3. Верховенство закона, которое в правовом государстве означает не только соответствие всех нормативных правовых актов закону как акту высшей юридической силы, но и верховенство, и прямое действие конституционного закона. Это означает, что все другие законы должны соответствовать конституции, а основополагающие нормы конституции должны действовать непосредственно и не требовать принятия дополнительных законов. Например, конституционные нормы о правах и свободах граждан, их личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища не может изменить или отменить никакой другой закон. Данные нормы должны действовать непосредственно. Это означает, что суды, другие государственные органы при рассмотрении данных вопросов могут ссылаться непосредственно на конституцию, как на юридическое основание принимаемого ими решения.

4. Наличие развитого гражданского общества, которое означает, что институты гражданского общества, такие, как общественные, самодеятельные, творческие, профессиональные и иные организации, конфессиональные, национальные, региональные образования, частные предпринимательские структуры, негосударственные образовательные, медицинские учреждения сформированы и активно действуют, оказывая эффективно е влияние на деятельность государства, его органов, должностных лиц. Деятельность институтов гражданского общества способствует укреплению законности и правопорядка в стране, более тесному взаимодействию граждан и их объединений с органами государства в законном решении различных социальных проблем.

5. Формирование обществом на основе норм демократического избирательного права органов законодательной власти и контроль за принятием ими законов, отвечающих интересам общества. Данный признак правового государства имеет очень большое значение, поскольку он обеспечивает выражение в законодательстве, в том числе и конституционном, воли населения, что в свою очередь способствует более полному, добровольному и сознательному исполнению законов населением, а в конечном счете – укреплению правового государства.

6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. Как известно, международное право во многом опережает по своему демократизму, правам человека, их защите национальные системы права многих стран. Поэтому приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами означает укрепление демократии, расширение прав и свобод граждан, и тем самым способствует реализации принципов правового государства.

7. Право независимых судов защищать права граждан и организаций от произвольных решений любых государственных и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Правозащитная деятельность независимых судов, обеспечивающих господство права в обществе, создает реальные возможности претворения в жизнь одного из главных условий правового государства – верховенства закона и соблюдения принципа законности в обществе. Наибольшая независимость судов обеспечивается в случае, если суды образуют самостоятельную ветвь государственной власти – судебную, что возможно в условиях разделения властей в государстве.

8. Соответствие законов праву народа и правовая организация системы государственной власти. Известно, что правовые нормы в конечном счете создает народ. Общество в процессе своей практической жизни и деятельности вырабатывает нормы и правила, которые в последующем приобретают форму правовых актов. В них выражаются интересы и закрепляется воля населения страны. Народ также формирует и другие правила и нормы поведения, такие, как нормы культуры, морали, нравственности, а также социальные ценности, которыми люди руководствуются в своей жизни. К их числу относятся честь, совесть, честность, порядочность, разумность, справедливость. Законодательство должно исходить из этих социальных ценностей и правил поведения, сформированных народом, и соответствовать им. В соответствии с менталитетом народа, его традициями, обычаями, а также названными выше социальными ценностями, должна формироваться и система государственной власти, структура ее органов, их взаимодействие с гражданами. В этом случае законодательство и государственная власть будут соответствовать праву народа, а значит будут восприниматься им, как свое, а не отторгаться как чуждое.

9. Единство прав и обязанностей личности. По Канту единство прав и обязанностей выражается в том, что произвол одного человека ограничен произволом другого человека. Это означает, что человек может делать все, но не ущемлять при этом прав других людей, т.е. обязан соблюдать их права. Поэтому права и обязанности каждого человека неразрывно связаны. Они образуют единство. Таким образом, существование свободного человека возможно в том случае, когда он, реализуя свои права, выполняет и обязанности по отношению к другим субъектам права. Единство прав и обязанностей граждан должно найти четкое закрепление в законодательстве. Закон также должен устанавливать порядок реализации прав и выполнения обязанностей, а также определять ответственность за невыполнение обязанностей. Такое закрепление необходимо для того, чтобы каждый человек знал свои права и обязанности и соблюдал их в своей жизни и деятельности.

10. Взаимная ответственность государства и личности. Сущность данного признака правового государства заключается в том, что отношения между личностью и государством, его органами и должностными лицами должны быть основаны на праве. В результате государство не может воздействовать на личность, в том числе и принудительно, вне норм права, т.е. оно должно соблюдать все права граждан и требовать выполнения ими правовых обязанностей по отношению к государству в соответствии с предусмотренными законом условиями и с соблюдением процедуры принуждения. Одновременно государство должно выполнять свои обязанности, возложенные на него законом, по отношению к гражданам, такие, как защита прав и свобод личности, их имущества, неприкосновенность личности, соблюдение законности в отношениях с гражданами и т.д. В свою очередь граждане обязаны выполнять законные требования государства, его органов и должностных лиц, соответствующие их полномочиям. Обязанности на граждан могут быть возложены и непосредственно законом. Например, конституционные обязанности – платить законно установленные налоги.

Таким образом, в условиях правового государства главным регулятором отношений между гражданами и государством выступает право. Исключается произвольная, т.е. не предусмотренная законодательством деятельность государства по отношению к гражданам и соответственно граждан по отношению к государству. Одновременно право не должно лишать государство возможности эффективно выполнять присущие ему функции управления обществом, в первую очередь по решению социальных вопросов, относительно экологической и иной безопасности населения, борьбе с преступностью, поскольку право само по себе без властной деятельности государства, его органов есть лишь совокупность определенных правил, которые могут исполняться, а могут и не исполняться. Право также должно регулировать все общественные отношения, подлежащие правовой регламентации и не оставлять неурегулированными какие-то сферы общественной жизни. В противном случае у государства появляется возможность действовать в этих сферах произвольно и бесконтрольно.

Исторические примеры и практика сегодняшней жизни показывают, что в процессе правового закрепления отношений общества и государства рождается новое качество: изменяется характер субъектов отношений, гражданское общество приобретает особый статус важнейшей подсистемы общества, суверенной в своем развитии и функционировании, а государство становится правовым государством.

Правовое государство как общественное явление имеет свою длительную историю развития, основанную, прежде всего, на истории европейской цивилизации. Любое общество, стремящееся к созданию правового государства, должно учитывать исторический опыт развития самой идеи правового государства, создавать предпосылки для его возникновения, социальную базу, но при этом не допускать, чтобы собственный опыт исторического развития, национальный менталитет вступали в неразрешимые противоречия с мировым опытом, с имеющимися аналогами правового государственного устройства.

Правовое государство представляет форму организации политической власти, особого рода института политической системы общества, возникающей под влиянием гражданского общества и существующей в непосредственном взаимодействии с ним, при которой власть государства ограничивается правом, а целью государства становится защита свободы, безопасности, достоинства личности, подчинение власти воле народа, общественным интересам.

Ключевым свойством правового государства является его детерминированность: оно вырастает лишь на почве гражданского общества. Иными словами, вне существования гражданского общества идея правового государства является абсолютной утопией. Гражданское общество означает сосуществование свободных и суверенных личностей, обладающих в результате появления у них частной собственности экономической независимостью как от государства, так и друг от друга. Отсутствие этих детерминант (социальных данностей) означает, соответственно, отсутствие самого гражданского общества как объективной основы появления правового государства.

В современном мире по своей гуманистической направленности правовое государство не имеет реальных альтернатив, общество должно, прежде всего, воспринять основные принципы государства такого типа, соединить его логику с собственным культурно-историческим наследием и найти свою особенную форму реализации, вписывающуюся в рамки самой универсальной идеи правового государства. Сейчас это наиболее актуально для стран, вышедших из под власти тоталитарных систем, стремящихся воссоединиться с основной линией позитивного исторического развития человечества. Россия и другие страны постсоветского пространства испытывают особую необходимость в политической модернизации своих обществ. Но правовая государственность не должна превращаться в самоцель; простое перенесение схемы правового регулирования отношений общества и государства, пусть даже закрепленное конституционно и отраженное в законодательстве, не может сразу перенести общество из стихии государственного диктата и произвола в цивилизованное состояние правовой защищенности. Для этого необходимо пройти определенный путь становления правовой государственности на почве собственных реалий, подготовить и общество в целом, и каждого члена этого общества, и носителей властных полномочий к восприятию идей, ценностей, логики взаимодействия правового государства, необходимости и неизбежности не только отстаивать свои права и свободы, но и нести ответственность за свои действия перед другими людьми, обществом, государством. Только тогда любой «хороший» закон станет исполняемым законом, а государство приобретет черты правового государства.

Любое общество, вступающее в процесс модернизации, тем более общество с такой радикальной направленностью, как в России, должно учитывать степень своей неоднородности. В России она зависит от множества причин: этнонациональные и культурно-религиозные различия даже не на уровне групп и слоев населения, как, скажем, в многонациональной Америке, а на уровне народов, имеющих свое историческое и социальное самосознание; сохранение в обществе социальной базы воспроизводства системноценностных ориентаций «доперестроечной» модели государственного устройства, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества; появление в социальной структуре общества нового активного субъекта – слоя предпринимателей и собственников, который, однако, еще не стал классом в традиционном его понимании; наличие критического в количественном отношении и недопустимого по широте социального охвата, в том числе по качественному критерию социально-профессиональной принадлежности, социального слоя бедных; стремительное расширение в обществе маргинальных процессов, в которые втягиваются не только «низы» общества, но и средние слои.

Помимо этого, российское общество находится только в самом начале формирования целостного гражданского общества, далеко не завершена и самоорганизация его структур, и законодательная база для его беспрепятственного и гарантированного функционирования. Достаточно отметить, что только недавно был принят Закон о местном самоуправлении, дающий возможность развиваться «горизонтальным» формам управления. Процесс разграничения полномочий между центром и регионами, т.е. по существу перераспределение функций государственного управления в сторону повышения роли местных выборных органов власти еще не завершен и, видимо, будет продолжаться достаточно долго.

В правовом отношении Россия сегодня тоже испытывает огромные трудности. Принята новая Конституция Российской Федерации, в целом отвечающая задачам построения правового государства, приводится в соответствие законодательство. Но исполнение многих законов блокируется отсутствием механизмов их реализации, которые можно создать, только опираясь на поддержку и заинтересованность гражданского общества с его возможностями саморегуляции общественных процессов и влияния на сферу государственной деятельности. Поэтому для всего дальнейшего развития

России важное значение приобретают вопросы взаимодействия гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество и правовое государство – это две равнозначимые реалии современного цивилизованного, демократического по характеру и содержанию способа самоорганизации человеческого социума. Оба они связаны между собой исторически и генетически, их появление обусловлено действием одних и тех же процессов общественного развития. Но их взаимоотношения всегда строились, и, вероятно, в обозримом будущем будут строиться на основе диалектических противоречий, исходящих из социальной природы самого общества.

Гражданское общество – это продукт действия антропоцентрических тенденций общественного развития, выразившихся в способах самоорганизации общества. Составляющие его элементы основаны на первичности индивидуального личностного начала и исходящих от него естественных, первородных прав и свобод. Схематически это можно выразить так: «личность – семья (группа) – ассоциации (коллективы)»; в таком расположении элементов по мере увеличения ассоциированности личности происходит и «коллективизация» ее прав и свобод. Высший уровень интеграции индивидов – это общество в целом, принявшее в себя не только человека как элементарную составляющую множества, но и его природные права и свободы как начало всех прав и свобод общества.

Более распространена сегодня позиция, определяющая взаимодействие гражданского общества и правового государства как позитивный процесс сотрудничества двух субъектов общественного развитая. В центре этого взаимодействия, как пишет Е. Зайдшнайдер, «признание неизбежности государственной организации современных обществ, признание важности и большого значения независимых институтов в буржуазном обществе, подчеркивание процедурных и институциональных моментов демократии и, наконец, твердая защита политического плюрализма».

О взаимообусловленности существования гражданского общества и правового государства интересно пишет С. Франк: «... государственность так же немыслима без своей естественной основы – гражданского общества с его самопроизвольно свивающейся тканью, – как последнее немыслимо без оформляющего планомерного единства государственности». Гражданское общество в своем постоянном развитии создает новые структуры, которые могут формироваться в качестве его институтов. Правовое государство не должно препятствовать этому процессу самоорганизации; именно его функция в современном демократическом обществе – создавать условия для свободного проявления потребностей гражданского общества в самоорганизации, в том числе на основе выработки и применения норм права, способствующих саморегуляции этих процессов. С. Франк подчеркивал, что формальный, жесткий мир права с присущим ему принуждением и одновременно узаконением эгоизма лишь на первый, непосвященный взгляд подрывает начала свободы и любви, образующие основу нравственной жизни. Любая попытка отменить право, не считаться с ним, полагаясь во всем на нравственность и проводя ее последовательно и строго в жизнь, приводит, по его мнению, к результатам еще худшим, чем правовое состояние.

Правовое регулирование самоорганизации гражданского общества – это не результат произвольных действий государства, если оно само подчинено главенству права и в этом отношении подконтрольно обществу. Тогда правовое регулирование выступает необходимым моментом в процессах самоорганизации гражданского общества, а собственно самоорганизацию можно считать частным случаем, или специфическим проявлением, общего процесса управления обществом наряду с государственным управлением и самоуправлением (саморегуляцией) членов общества.

Кроме того, правовое государство призвано оградить общество от разрушения процессов самоорганизации, т.к. оно само является антиподом авторитарных, тоталитарных и прочих форм деспотии, присвоения кем-либо, кроме общества в целом, права быть источником власти.

В этой связи встает особый вопрос о том, как правовое государство способно осуществить эти задачи, каков должен быть аппарат такого государства, на основе каких принципов он должен формироваться и какие функции по отношению к обществу должен выполнять.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.