Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доменико Жилярди. Дом Луниных. 1818—1823 гг. Москва.






 

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Когда во второй половине 1812 г. в ходе Отечественной вой­ны наступил перелом, в обществе возникла идея увекове­чить историческое событие — возвести памятник-мемори­ал. Александр I издал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. В конкурсе проектов приняли участие ведущие зодчие, но победу одержал архитектор-любитель Алек­сандр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг (1787—1855).

12 октября 1817 г., в пятую годовщину освобождения Москвы от французов, состоялась церемония закладки хра­ма на Воробьёвых горах — высоком правом берегу Моск­вы-реки. Грандиозный храм в стиле позднего неоклассициз­ма — с мощными гладкими стенами, многоколонными портиками и богатым скульптурным убранством — должен был возвышаться над городом. Работы велись под руковод­ством Витберга до 1825 г.

После смерти Александра новый Император Николай I приказал прекратить строительство. Самым популярным ар­хитектором при Николае I стал Константин Андреевич Тон (1794—1881), который одним из первых начал использовать мотивы средневекового русского зодчества. Он и получил право возвести новый храм Христа Спасителя (1837— 1889 гг.) вместо витберговского, разобранного на Воробьё­вых горах.

Зодчий выбрал эффектное и очень ответственное место — низину на излучине Москвы-реки вблизи кремлёв­ского ансамбля. Здесь на плоской площадке он возвёл огромный собор, весь облик которого — пятиглавие (пять куполов), аркатурно-колончатый пояс, закомары, шлемовидные главы — говорил о том, что за образец архитектор взял Успенский собор Кремля.

Рядом с Кремлём, продолжая панораму берега Москвы-реки, появилось здание, своей архитектурой и содержанием связанное со средневековыми постройками исторического центра города. Оно в полной мере воплотило в себе представления эпохи Николая I о национальной самобыт­ности России. А в дальнейшем, когда город разросся вширь и ввысь, этот храм существенно повлиял на форми­рование облика центральной части Москвы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.