Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Исследование личностных особенностей подростков






1) Исследование мотивационно-потребностной сферы девиантных подростков

Метод мотивационной индукции

Метод мотивационной индукции (MIM), предложен­ный Ж. Ньюттеном (J. Nuttin, 1980; Н. Н. Толстых, 1988), является аналогом методики мотивационных предпочтений для подростков. В этом слу­чае для выявления мотивации используется метод незаконченных предложений. Предложения формулируются в утвердительной фор­ме — «Я хочу» (положительные индукторы) и в отрицательней «Я не хочу» (отрицательные индукторы). Ниже предлагается краткий вари­ант методики Ньюттена, включающий 30 индукторов (20 положитель­ных и 10 отрицательных). Методика Ньюттена может быть рекомендована для работы с подро­стками, начиная с 12 лет. Она может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Инструкция при работе с MIM (желательно раздать каждому в напечатанном виде):

«Прочитайте это внимательно!

Мы просим Вас принять участие в психологическом исследовании. Ваше участие имеет для нас очень большое значение, но оно будет по­лезно только в том случае, если Вы отнесетесь к делу серьезно, лично и искренне. На бланке, который Вы имеете перед собой, Вы найдете слова " Я хо­чу..; ", " Я надеюсь..." Эти слова составляют начало некоторой фразы, и Ваша задача — закончить эту фразу так, как Вы лично ее бы закон­чили. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо писать то, что сразу приходит Вам в голову, когда Вы примените к себе эти первые слова каждого предложения. Важно, чтобы Вы не писали неизвестно о чем: следует писать о том, что Вас действительно волнует, к чему Вы стремитесь, чего желаете, о чем думаете. Старайтесь отвечать так, чтобы каждое завершенное предложение было бы понятно само по себе. Это исследование не является " тестом", так как какой бы Вы ни дали ответ, он обязательно будет " хорошим" в том случае, если он выражает Ваши личные переживания. Возможно, у Вас создастся впечатление, что повторяются одни и те же слова. Это делается для того, чтобы Вы могли написать возможно больше о своих желаниях. Не надо стараться вспомнить то, что Вы уже писали. Напишите о том, что первым придет вам в голову при чтении именно этого неоконченного предложения. Старайтесь писать разборчиво. Длина и строение фразы не имеют никакого значения. Спасибо за участие!».

В оригинале процедура обработки MIM весьма сложна и предпола­гает выделение большого числа параметров, однако она может быть упрощена и сокращена, на что указывал и сам автор. Главная цель анализа мотивов по содержанию состоит в классифи­кации присущих субъекту мотивов в терминах категорий объектов, которые его мотивируют, и типа поведенческой связи, которую он хотел бы установить с тем или иным объектом. Фактически сама при­рода объекта диктует ту поведенческую связь, которая устанавли­вается с объектом, определяющим мотивы и потребности субъекта.

Так, потребность в пище определяется через характер вовлеченных объектов (объекты, осуществляющие функцию питания, называют­ся пища) и поведенческую связь поедания этого рода объектов. Когда мотивация субъекта — «встретиться с другом», ее природу определяет объект — «друг» и соответствующая поведенческая связь — «встретиться» с ним. Когда субъект мотивирован тем, чтобы «лучше понять своего друга», то материальный объект мотивации остается тем же самым («мой друг»), но поведенческая связь другая (" понять его").

В нашем исследовании мы используем модификацию обработки протоколов MIM, предложенную И.Ю.Кулагиной и Л.В.Сенкевич (2005). Все высказывания испытуемых разбиваются по следующим подгруппам: высказывания агрессивного характера; высказывания, свидетельствующие о депрессивных и суицидальных (аутоагрессивных) тенденциях испытуемого; высказывания, характеризующие уровень тревожности подростка (т.е., свидетельствующие о страхах и тревоге); высказывания на сексуальную тематику, свидетельствующие о нарушениях полоролевой идентификации или гиперсексуальности испытуемого; удовлетворенность отношениями со сверстниками; планы на будущее (долгосрочные, кратковременные, сиюминутные, отсутствуют); выраженность учебной мотивации. В качестве балльных оценок выступает количество высказываний по тому или иному параметру (Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 2005; Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В., 2005).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.