Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наименования методик, исследуемые личностные качества






Наименование метода Исследуемые качества Полученные показатели
Пиктограмма Эмоциональная составляющая реакций опосредования 1) Степень выраженности агрессии (от 1 до 4 баллов) 2) Степень выраженности аутоагрессии (от 1 до 4 баллов)
Рассказ на заданную тему (по таблицам ТАТ) Агрессия и аутоагрессия Степень выраженности агрессии и аутоагрессии в высказываниях и поступках персонажей ТАТ (от 1 до 4 баллов)

 

1. Методика «Пиктограмма» используется в данном разделе исследования как проективный метод, нацеленный на диагностику агрессивных и суицидальных (аутоагрессивных) тенденций эмоционально-личностной сферы испытуемых. Инструкция испытуемому: «Я буду называть Вам различные слова и словосочетания, а Вы к каждому слову или словосочетанию должны нарисовать рисунок, хоть чем-то напоминающий данное слово. Нельзя использовать буквы, цифры, знаки, только рисовать. Качество рисунка не оценивается, рисуете, как умеете, и объясняете, что нарисовано, и как рисунок напомнит Вам данное слово». Для оценки степени выраженности агрессии/аутоагрессии в пиктограмме нами разработаны 2 оценочных шкалы, надежность которых проверена в 2002 г. на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ методом компетентных судей. Балльная оценка (от 1 до 4 баллов) по обоим параметрам выставляется в зависимости от количества образов агрессивного/аутоагрессивного содержания в пиктограмме (Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., 2005). Подбор слов для этого варианта методики «Пиктограмма» приведен в Приложениях.

б) Тематический апперцепционный тест используется в нашем исследовании для выявления:

- степени интеграции идентичности испытуемых (наличие в рассказах ТАТ персонажей с полярно-противоположными характеристиками; попеременная идентификация испытуемого то с одним, то с другим персонажем; на­личие диаметрально противоположных личностных черт у того героя рассказа, с которым идентифицируется испытуемый и т.д.);

- типа и уровня защитных механизмов (расщепление - расколотые на части образы героев с противоположными субъективными ценностями и уста­новками, противоречивыми эмоциональными валентностями, неспособность испытуемого к интеграции аффективно контрастных репрезентаций; проективная идентификация - эмпатия испытуемого к проецируемым качествам в описании персонажей; примитивная проекция- в описаниях взаимоотно­шений персонажей проявляется подозрительность, сверхнастороженность к внешней угрозе, «упреждающая» агрессия, примитивные идеализация и обесценивание – «полностью хорошие» объекты и идентификация испытуемо­го с ними; «опорочивание» мира объектов в пренебрежительных замечаниях как к героям рассказов, так и к самого тестовому материалу и экспериментатору; примитивная изоляция - фантастические, нереалистические сюжеты и персонажи, дистанцирование испытуемого от значимого стимульного материала с помощью перемещения действия на другую планету, в другое время и т.д.; вытеснение - действие описывается как кадр из фильма, обращение к сюжетам, взятым из книг и т.д., грамматические конструкции типа: «здесь изо­бражено», «автор нарисовал», упускание из виду некоторых деталей картины; регресс - приписывание персонажу детского возраста, появление в рассказах ассоциаций, связанных с детством, беспомощность, инфантильность героя, с которым идентифицируется испытуемый; отрицание - упорное игнорирова­ние явно негативных эмоциональных валентностей, вызываемых некоторыми таблицами, «хэппи энд» в рассказе по картинке, явно не предполагающей та­кой концовки);

- уточнения типа характера испытуемого (параноидный, шизоидный, истероидный, депрессивно-мазохистический, гипоманиакальный) с помощью ведущего защитного стиля внутри пограничного или невротического уровня его личностного развития (превалирование примитивной изоляции и расщепления предполагает ведущим шизоидный радикал; проекции и проективной идентификации - па­раноидный; регрессии, примитивной идеализации и обесценивания - истеро­идный; отрицания - гипертимный; интроекции и поворота против себя - депрессивный);

- оценки степени выраженности и направления вектора агрессии или аутоагрессии - главный смысл интерпретации рассказов ТАТ в нашем исследовании. Для оценки степени выраженности проявлений агрессии и аутоагрессии в методике ТАТ мы используем 2 оценочных шкалы. Для оценки степени вы­раженности агрессии мы используем модифицированную Т.Г.Визель и Л.В.Сенкевич шкалу Меррея: склонность к раздражи­тельности, гнев получает 1 балл; ссора, вербальная агрессия - 2 балла; драка, причинение физического ущерба – 3; война, убийство - 4 балла. Для оценки аутоагрессии были выбраны следующие ве­дущие темы: сниженное настроение, пессимистический настрой персонажей (1 балл); наделение героев рассказов чувствами вины, раскаяния (2 балла); наличие у них тяже­лых заболеваний (3 балла); наличие у персонажей ТАТ тенденции к самоповреждению, травм, ран, увечий (4 балла); суицидальные акты героев ТАТ (5 баллов). Например, если тема войны (5 баллов - макси­мальная оценка) всплывает в протоколах ТАТ испытуемого 6 раз, тема убий­ства (5 баллов) - 9 раз, а тема гнева (2 балла) - 1 раз, то средняя оценка степе­ни выраженности агрессии в протоколах методики ТАТ данного испытуемого будет 4, 8 баллов (близко к максимальной оценке). Если тема самоубийства всплывает 5 раз (5 баллов), тема тяжелых болезней (3 балла) - 2 раза, тема травм, увечий (4 балла) - 3 раза, то средняя оценка степени выраженности ау­тоагрессии по протоколам ТАТ данного испытуемого будет 4, 4 балла. Надежность и валидность шкал оценивалась с помощью метода компетентных судей на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ в 2002 г. (Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., 2005).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.