Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла.




Диагностика типа личности (психологического профиля) обследуемых подростков проводится с помощью подросткового варианта 16-факторного опросника Р.Кеттелла (форма С).

Опросник Кеттелла является одним из наиболее распространённых анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Отличительной чертой опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Каждый образует несколько поверхностных черт, объединённых вокруг одной центральной черты. Тест Кеттелла относится к методам психологической диагностики на основе самооценки тех лиц, которые являются объектами исследования, и позволяет в короткое время получить достаточно полное представление об устойчивых свойствах личности. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен сделать определённые пометки, по мере прочтения. Дополнительно даётся соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. Испытание проводится индивидуально, в спокойной (деловой) обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С), на каждый из которых предлагается три варианта ответов (a,b,c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать первый пришедший в голову ответ; не давать неопределённых ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определённых черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведётся по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответы a,b,c в каждом вопросе. В тех клеточках, где поставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равна нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены). Затем экспериментатор определяет, какую степень развития получил каждый фактор: низкую, среднюю, высокую; выписывает черты, характеризующие степень развития фактора и анализирует результаты. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причём каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но включает в себя её характеристику со стороны межличностных отношений.



1-й фактор (А) – положительный полюс: циклотимия (общительность, аффектотимия, сердечность, доброта, легкость общения, гибкость, приспособленность, добросердечность, открытость, эмоциональность, доверчивость, беспечность) / отрицательный полюс: сизотимия(обособленность, отчужденность, замкнутость, конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неразговорчивость, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность);

2-й фактор (B) – положительный полюс: высокий интеллект (сообразительный, имеющий способности к абстракции, эрудированный, упорный, настойчивый) / отрицательный полюс: низкий интеллект(тенденция к конкретному уровню обобщений, соображает медленно, не доводит дело до конца, кругозор сужен);

3-й фактор (C) – положительный полюс: эмоциональная устойчивость (сила «я», отсутствие невротических симптомов, ипохондрии; спокойствие, постоянство интересов, реализм, настойчивость, самоконтроль, безмятежность) / отрицательный полюс: эмоциональная неустойчивость(слабость «я», невротизация, ипохондрия, неустойчивость в интересах, эмоциональная лабильность, уклонение от ответственности, несдержанность, тревожность);

4-й фактор (E) – положительный полюс: доминирование(независимость, настойчивость, напористость, самоуверенность, хвастливость, экстрапунитивность, бесцеремонность, смелость, конфликтность, своенравие) / отрицательный полюс: зависимость(конформность, покорность, подчинённость, неуверенность в себе, скромность, интрапунитивность, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушность);



5-й фактор (F) – положительный полюс: беспечность (жизнерадостность, общительность, энергичность, разговорчивость, спокойствие, живость, проворство, доверчивость, гибкость) / отрицательный полюс: озабоченность(печаль, рассудительность, самоконтроль, избегание общества, апатичность, молчаливость, беспокойство, медлительность, осторожность, подозрительность, ригидность);

6-й фактор (G) – положительный полюс: высокая совестливость(сила «сверх-Я», стойкость, соблюдение социальных норм, постоянная готовность к деятельности, упорство, обязательность, дисциплинированность, собранность, высокоморальность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку) / отрицательный полюс: недобросовестность (слабость «сверх-Я», непостоянство, переменчивость, легкомыслие, потворство своим желаниям, небрежность, безответственность, аморальность, беспринципность, расхлябанность);

7-й фактор (H) – положительный полюс: смелость (высокая реактивность, бодрость, авантюризм, общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, отзывчивость, эмоциональность, артистизм, дружелюбие, импульсивность, беззаботность, стремление быть в центре внимания) / отрицательный полюс: робость(застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью)

8-й фактор (I) – положительный полюс: мягкость (нетерпеливость, зависимость, поиск поддержки, приветливость, сентиментальность, чувствительность, эмоциональность, фантазия, интуиция, ипохондрия, боязливость, мечтательность, непрактичность, податливость) / отрицательный полюс: твердость(суровость, жесткость, рационализм, эмоциональная зрелость, независимость, доминирование, логика, скепсис, (иногда) цинизм, практичность, самостоятельность, самоуверенность, нечувствительность к своему физическому состоянию);

9-й фактор (L) – положительный полюс: подозрительность(недоверчивость, ревность, зависть, фиксация на неудачах, раздражительность, эгоцентризм, независимость, соперничество, излишнее самомнение, повышенная самооценка, высокомерие) / отрицательный полюс: доверчивость (прямодушие, бескорыстие, открытость, отсутствие зависти, покладистость, уступчивость, терпимость, способность легко забывать неудачи, способность к прощению, чувство собственной незначительности, благодушие);

10-й фактор (M) – положительный полюс: мечтательность(поглощенностьсвоими идеями,углубленность в себя, непрактичность, фантазирование, богемность, неуравновешенность, беспомощность в практических делах, способность легко приходить в состояние восторга, не исключены истерические аномалии) / отрицательный полюс: практичность(ориентирован на решение практических задач, занятость устройством личных дел, избегание всего необычного, руководствуется объективной реальностью, надежен в практических вопросах, спокойный, твердый);

11-й фактор (N) – положительный полюс: проницательность(гибкость, точный ум, эмоциональная сдержанность, умение себя вести, самоконтроль, эстетизм, честолюбие, осторожность, неудовлетворенность, понимание себя и окружающих) / отрицательный полюс: наивность (прямолинейность, прямота, бестактность, неконкретность, эмоциональная несдержанность, естественность, непосредственность, простые вкусы, неопытность в анализе мотивировок, фамильярность, довольство достигнутым);

12-й фактор (O) – положительный полюс: склонность к чувству вины (гипотимия, тревожность, грусть, озабоченность, беспокойство, обязательность, чувствительность к критике, боязливость, мрачность, усталость, ипохондрия, напряженность, депрессивность, чуткость, легко впадает в растерянность, подвержен настроению, частые плохие предчувствия) / отрицательный полюс: самоуверенность(гипертимия, спокойствие, веселость, беззаботность, нечувствительность к критике, самонадеянность, беспечность, безмятежность, бесстрашие, энергичность, активность, расслабленность, умеет развлечься, видит смысл в целесообразности, неряшливый, нечувствителен к мнению о себе);

13-й фактор (Q1) – положительный полюс: гибкость (радикализм, интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям) / отрицательный полюс: ригидность(консерватизм, стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен);

14-й фактор (Q2) – положительный полюс: самодостаточность(самостоятельность, предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям / отрицательный полюс: зависимость от группы(социабельность, внушаемость, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение);

15-й фактор (Q3) – положительный полюс: сила воли(высокий самоконтроль поведения, дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации) / отрицательный полюс: импульсивность(низкий самоконтроль, внутренняя конфликтность, индифферентность, недисциплинированность, плохой контроль над эмоциями, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям);

16-й фактор (Q4) – положительный полюс: фрустрированность(внутренняя напряжённость, взволнованность, нетерпеливость, раздражительность, избыток побуждений, не находящих разрядки) / отрицательный полюс: релаксация (флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворенность);

MD – самооценка. Чем выше показатель, тем больше у человека склонность завышать свои возможности и достижения (Психологические тесты, 2001).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал