Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! II. Систематика растений 3 страница
5. Для каких лекарственных видов семейства астровых характерно наличие по периферии корзинок ложноязычковых цветков? Описать эти лекарственные растения.
6. Ассоциация как основная единица классификации растительности.
Вариант
1 вопрос. По предлагаемому плану составить сравнительную характеристику некоторых видов лишайников, используемых в медицине. Таблица 4.3.11. Сравнительная характеристика некоторых видов лишайников, официально используемых в медицине
2. Какие специфические морфологические признаки характерны для хвоща полевого, х. лугового, х. лесного, х. болотного, х. приречного?
3. Какие характерные черты во внешнем строении отличают представителей хвойных?
4. На какие типы в зависимости от симметрии, формы венчика и пола делятся цветки астровых, входящие в корзинку? В чем особенности строения чашечки цветков астровых? В чем особенности строения семянок астровых?
5. На какие подсемейства делится семейство розоцветные, какие признаки лежат в основе этого подразделения? Дайте сравнительную характеристику подсемейств розовые, яблоневые, сливовые.
6. Охарактеризовать климатические зоны и зоны растительности.
Вариант
1 вопрос. Охарактеризовать особенности жизненного цикла дейтеромицетов и строения конидиеносцев аспергилла и пеницилла. Ответ сопроводить рисунками.
2. Перечислите основные признаки споровых растений, которые отличают их от семенных растений.
3. Составить сравнительную характеристику родов Gnetum, Welwitschia, Ephedra: Таблица 4.3.12. Сравнительная характеристика родов Gnetum, Welwitschia, Ephedra
4. Составить сравнительную характеристику семейств Papaveraceae и Ranunculaceae Таблица 4.3.13. Сравнительная характеристика семейств Papaveraceae и Ranunculaceae
5. Какие лекарственные растения относятся к семейству ландышевых. Сравните купену лекарственную и ландыш майский, выделите общие и отличительные признаки.
6. Свет как экологический фактор. Какие выделяют группы растений по отношению к интенсивности освещения? Приведите примеры представителей этих групп.
Вариант
1 вопрос. На примере ламинарии сахарной опишите жизненный цикл бурых водорослей.
2. Каков жизненный цикл хвоща полевого? Каково соотношение спорофита и гаметофита в нем? Где распространены хвощи?
3. Охарактеризуйте жизненный цикл голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.
4. Приведите морфологические признаки рода горец. Укажите лекарственные виды. На какие морфолого-анатомические признаки нужно обращать внимание при распознавании сходных видов – горец перечный, горец почечуйный, горец птичий и горца змеиного (раковые шейки).
5. Составить сравнительную характеристику строения цветков лютика ползучего, борца синего и адониса весеннего.
Таблица 4.3.14. Сравнительная характеристика строения цветков лютика ползучего, борца синего и адониса весеннего
*- все характеристики частей цветка даются не только условными обозначениями, но и словами. 6. Какие признаки характеризуют строение и структуру фитоценозов?
Вариант
1 вопрос. Каков жизненный цикл спорыньи? Что такое склероций, какое вещество он содержит? На какой стадии жизненного цикла переносит зимний период спорынья?
2. В чем отличие папоротниковидных от других современных высших споровых? Каков жизненный цикл папоротника мужского щитовника? Каково соотношение гаметофита и спорофита в нем.
3. Как классифицируют голосеменные? Какие морфоло-анатомические особенности используются в качестве характерных для представителей сем. сосновые?
4. Составить сравнительную характеристику семейств Caryophyllaceae и Polygonaceae.
Таблица 4.3.15. Сравнительная характеристика семейств Caryophyllaceae и Polygonaceae
5. Охарактеризуйте семейство губоцветные на примере яснотки белой. Напишите и прокомментируйте формулу цветка яснотковых. Какие секреторные структуры характерны для яснотковых и какой секрет они содержат?
6. Какие морфолого-анатомические признаки являются специфическими для мятликовых (злаковых)?
Вариант
1 вопрос. В чем особенность организации лишайника как целого организма? По каким признакам классифицируют лишайники? Какие известны способы размножения лишайников?
2. Какие морфолого-анатомические, экологические и физиологические особенности строения характерны сфагновым мхам?
3. Какие морфологические признаки характерны семейству кипарисовые? Охарактеризуйте хвою и шишки можжевельника обыкновенного. Отметьте применение.
4. Написать вид (на латинском и русском языках) из подкласса Dilleniidae, указав его систематическое положение (порядок и семейство), у которого: цельные простые листья имеют просвечивающиеся точки, тычинки срастаются при основании в несколько пучков. Описать это растение.
5. Укажите русские и латинские названия лекарственных растений семейства пасленовые. Опишите морфологические особенности этих растений.
6. Какие морфолого-анатомические признаки характерны для представителей зонтичных (сельдерейных)?
Вариант
1 вопрос. Какой набор пигментов имеется у водорослей и каково значение этих пигментов в жизни водорослей? Отметьте биологическую роль водорослей и их практическое применение. Укажите представителей, являющихся источниками получения агара и агароида и других веществ.
2. Каков жизненный цикл хвоща полевого? Каково соотношение спорофита и гаметофита в нем? Где распространены хвощи?
3. В чем состоит различие и сходство между голосеменными и споровыми (мхами, хвощами, плаунами, папоротниками)? Почему отдел имеет такое название?
4. Составить сравнительную характеристику семейств Cucurbitaceae и Brassicaceae Таблица 4.3.16. Сравнительная характеристика семейств Cucurbitaceae и Brassicaceae
5. Каковы морфологические особенности представителей семейства бобовых. Прокомментируйте обобщенную формулу цветка бобовых. Укажите русские и латинские названия и кратко охарактеризуйте лекарственные растения семейства бобовые.
6. Дать определение понятия фитоценоз, флора, растительность. Охарактеризовать основные параметры фитоценоза (состав, структура, строение).
5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2
При выполнении тестовых заданий необходимо сделать копию бланка «Ответы на тестовые задания контрольной работы № 2 (прил. 4) и клеить его в тетрадь. Затем, выполняя тестовое задание, следует выбрать верный (е), с Вашей точки зрения ответ (ы) и зачеркнуть соответствующие им буквы в бланке ответов. В заданиях № 13 и № 23 требуется вписать в бланк ответов буквы соответствующие вашим вариантам ответа.
1. Указать, в каком классе отдела моховидные наряду с листостебельными, встречаются слоевищные гаметофиты: а)Anthoceratopsida б) Hepaticopsida в) Вryopsida
2. Указать верное утверждение Спорофит высших растений: а) диплоидный, развивается из споры б) гаплоидный, развивается из споры в) гаплоидный, развивается из зиготы д) диплоидный, развивается из зиготы
3. Указать верное утверждение. Особенностью моховидных, отличающей их от всех высших растений, является: а) диплоидный спорофит б) гаплоидные споры в) преобладание в жизненном цикле (цикле развития) гаметофита г) отсутствие корней
4. Указать верное утверждение. Быстрое поглощение сфагнумом большого количества воды происходит благодаря: а) хорошо развитой проводящей системе б) хлорофиллоносным клеткам листьев в) хорошо развитой корневой системе г) мертвым (пустотелым) клеткам листьев
5. Когда происходит мейоз в цикле развития папоротников: а) перед образованием спор б) перед образованием спорангия в) перед образованием архегониев и антеридиев г) перед образованием гамет
6. Указать, представителям каких отделов высших растений для оплодотворения необходима капельножидкая вода: а) Magnoliophyta б) Bryophyta в) Lycopodiophyta г) Pinophyta д) Equisetophyta е) Polypodiophyta
7. Вайя – это: а) название одной из оболочек спор хвощей б) название листа папоротников в) название листа (филлоида) плауновидных г) название многослойного листа (филлоида) моховидных
8. Указать отделы высших растений, у которых образуется семязачаток: а) Lycopodiophyta б) Psilotophyta в) Bryophyta г) Magnolio-phyta д) Polypodiophyta е) Pinophyta ж) Equisetophyta
9. Семя формируется из: а) мегаспоры б) микроспоры в) зиготы г) семязачатка д) из диплоидных клеток спорангия
10. Современные голосемянные представлены: а) травянистыми растениями б) травянистыми и древесными растениями в) травянистыми, полудревесными и древесными растениями г) только древесными растениями
11. Отметьте класс современных голосемянных, представленный только одним видом: а) Gnetopsida б) Cycadopsida в) Gingoopsida г) Pinopsida д) Bennettitopsida
12. Сочные семенные шишки, похожие на ягоды цветковых растений развиваются у: а) Cedrus deodara б) Picea obovata в) Juniperus communis г) Cupressus sempervirens
13. Соотносите латинские и русские названия растений: а) ель обыкновенная б) пихта сибирская в) лиственница сибирская г) тисс ягодный д) сосна кедровая е) кедр гималайский ж) эфедра хвощовая
14. Эндосперм в семени голосеменных: А) диплоидный б) триплоидный в) гаплоидный г) полиплоидный
15. По жилкованию листовой пластинки можно определить: а) к какому роду относится цветковое растение б) к какому семейству относится цветковое растение в) к какому порядку относится цветковое растение *г) к какому классу относится цветковое растение
16. Указать у каких видов отсутствует камбий: а) Aconitum napellus б) Bergenia crassifolia в) Glycyrhiza glabra г) Allium cepa д) Convallaria majalis е) Phoenix dacylifera
17. Указать растение полупаразит: а) Frangula alnus б) Viscum album в) Asparagus officinalis г) Ficus carica д) Euphorbia helioscopia е) Feijoa sellowiana
18. Явление каулифлории характерно для: а) Myrtus communis б) Chamaenerion angustifolium в) Theobroma cacao г) Galium verum
19. Для видов, из каких семейств в вегетативных органах и плодах характерны эфирномасличные каналы: а) Бобовые (Мотыльковые) б) Лютиковые в) Розоцветные г) Сельдерейные или Зонтичные д) Пасленовые
20. В каком из перечисленных семейств образуется плод боб: а) Rosaceae б) Fabaceae в) Ranunculaceae г) Apiaceae д) Sola-naceae
21. Плод вислоплодник характерен для семейства: а) Ranunculaceae б) Solanaceae в) Apiaceae, или Umbelliferae г) Araliaceae
22. В каком семействе лепестки венчика называют «парус» или «флаг», «весла», «лодочка»: а) Rosaceae б) Fabaceae в) Araliaceae г) Solanaceae
23. Соотнесите представителей и семейства: а) Sanquisorba officinalis б) Potentilla erecta в) Thermopsis lanceolata г) Eleuterococcus senticosus д) Atropa belladonna 1 – Fabaceae 2 – Rosaceae 3 – Apiaceae 4 – Solanaceae 5 – Araliaceae 24. Соцветие корзинка, плод семянка характерны для семейства: а) Lamiaceae б) Apiaceae в) Malvaceae г) Asteraceae или Compositae
25. Укажите, для каких семейств характерен ценокарпный плод ценобий (четырехорешек), распадающийся на 4 доли (эрема): а) Asteraceae б) Brassicaceae в) Boraginaceae г) Euphorbiaceae д) Lamiaceae е) Rosaceae
26. Стебель – соломина, плод – зерновка, характерны для семейства: а) Cyperaceae б) Fabaceae в) Apiaceae г) Poaceae д) Acoraceae e) Moraceae
27. Околоцветник Са2+2 Со4, андроцей A2+4 характерен для семейства а) Ranunculaceae б) Solanaceae в) Brassicaceae г) Cucurbitaceae
28. Для представителей какого семейства харктерны такие образования как поллинарий, клубнекорень: а) Lamiaceae б) Apiaceae в) Malvaceae г) Compositae д) Orchi-daceae е) Euphorbiaceae
29. В каком семействе встречается нижняя завязь: а) Rosaceae б) Fabaceae в) Ranunculaceae г) Solanaceae
30. Что означает такое описание околоцветника в формуле цветка РСо3+3 : а) околоцветник двойной из 3 лепестков и 3 чашелистиков б) околоцветник простой чашечковидный из шести листочков, расположенных в два круга в) околоцветник простой венчиковидный из шести листочков, расположенных в два круга г) околоцветник редуцирован до 6 щетинок, расположенных в два круга
6. ПРОГРАММА ПО БОТАНИКЕ
I. МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Предмет ботаники. Ботаника как биологическая наука. Основные этапы развития ботаники. Разделы ботаники и их связь с системной организацией в живой природе (клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой и другие надорганизменные уровни). Растения и человек. Растительные ресурсы. Растения как источник лекарственного сырья. Значение ботаники для фармации. Растительная клетка. Специфика растительной клетки. Величина, форма и план строения растительных клеток. Отличие растительной клетки от животной, грибной и бактериальной. Клеточная стенка: химический состав и структура, этапы образования. Клеточная стенка водорослей и высших растений. Функции срединной пластинки. Мацерация. Утолщения клеточной оболочки и ее видоизменения. Плазмодесмы. Поры простые и окаймленные. Цитоплазма: химический состав, структура, функции. Ядро: химический состав, структура, функции. Вакуоли. Образование, функции и состав клеточного сока. Понятие о плазмолизе и циклозе. Пластиды. Строение и функции и классификации пластид. Эргастические вещества. Строение крахмальных и алейроновых зерен. Растительные ткани. Определение и принципы их классификации. Постоянные ткани, их классификация. Ткани первичные и вторичные, простые и сложные. Понятие об идиопластах. Функциональные системы растений и слагающие их ткани. Образовательные ткани (меристемы), их значение в жизни растений. Цитологические и топографические особенности клеток. Принципы классификации меристем. Рост и специализация клеток – производных меристем. Специализация клеток в связи с выполняемыми функциями. Апикальные меристемы: происхождение, примеры работы инициальной клетки, строения конусов нарастания корня и стебля. Латеральные меристемы: происхождение, строение меристематического кольца. Пример работы клетки камбия. Интеркалярные и раневые меристемы. Система покровных тканей. Эпидерма, ее происхождение и функции, типы слагающих клеток. Кутикула, ее роль в жизни растения. Волоски (трихомы) и эмергенцы. Строение устьиц и устьичного аппарата. Экзодерма корня, ее строение и происхождение. Пробка как вторичная покровная ткань, образование пробки и ее свойства, способы заложения феллогена. Перидерма: строение, пропорции и функции ее составляющих, формирование чечевичек. Понятие о ритидоме. Механическая система. Колленхима и слеренхима, их сравнительная характеристика. разновидности колленхимы и склеренхимы. Особенности расположения (топография) механических тканей в разных органах растений. Понятие о стереоме. Система проведения веществ. Восходящие и нисходящие токи веществ, ткани, их осуществляющие: ксилема (древесина) и функции. Полуфункциональность проводящих тканей, разнообразие слагающих их элементов. Состав и функции ксилемы. Особенности расположения компонентов. Эволюция трахеальных элементов. Гидроиды мхов. Трахеиды и трахеи ксилемы, их развитие и строение. Окаймленные поры и перфорации. Типы перфораций. Либриформ и древесинная паренхима. Состав и функции флоэмы. Особенности расположение ее элементов. Эволюция ситовидных элементов. Ситовидные клетки и ситовидные трубки флоэмы, особенности их развития и строения. Понятие о ситовидных трубках и ситовидных пластинках. Ассоциация ситовидных элементов с паренхимными клетками, ее значение. Сопровождающие клетки флоэмы покрытосеменных. Лубяная паренхима и лубяные волокна (строение и функции). Первичные и вторичные проводящие ткани, меристемы, их образующие. Дифференциация первичных проводящих тканей: прото- и метаксилема, прото- и метафлоэма; особенности их строения. Типы проводящих пучков. Система поглощения веществ. Корни, их строение и расположение. Ризодерма (эпиблема), развитие корневых волосков. Система фотосинтезирующих и запасающих тканей, их расположение в растении, особенности строения клеток. Система выделения веществ. Наружные (экзогенные) и внутренние (эндогенные) вместилища выделений, особенности их образования и строения. Железистые волоски, нектарники, кристаллоносные клетки, смоляные и слизевые ходы, млечники. Состав млечного сока (латекса), его значение и практическое использование. Гидатоды. Система проветривания. Межклетники, воздухоносные полости, способы их образования. Аэренхима. Устьица, их строение и принципы действия. Чечевички. Органография. Вегетативные органы растений. Общие морфолого-анатомические особенности высших растений. Симметрия, полярность. Геотропизм, метаморфоз, аналогичные и гомологичные органы. Морфологическая дифференциация тела в связи с жизнью на суше. Древнейшие представители высших растений (риния, хорисофиты, псилофитон и др.), особенности их строения. Понятие о талломе и теломе. Ветвление, его типы и биологическое значение. Возникновение листа в эволюции высших растений: энационные и кладодийные листья. Появление корня в эволюции растений. Побег. Морфологическое расчленение побега. Побеги удлиненные и укороченные. Почки: верхушечные, боковые, пазушные, придаточные; открытые и закрытые, их строение, расположение и роль в жизни растения. Развитие побега. Строение и деятельность конуса нарастания у споровых и семенных растений. Верхушечный и интеркалярный рост побега. Стебель. Его функции, особенности морфологии и анатомии. Первичное строение стебля двудольных («пучковое», «непучковое») и однодольных. Топографические зоны стебля: первичная кора и первичный цилиндр (стела), их строение. Вторичное строение стебля травянистых двудольных (Aristolochia-тип и Helianthus-тип). Особенности развития перицикла, пучкового и межпучкового камбия. Строение многолетних стеблей древесных растений, формирование перидермы. Приросты древесины и луба как следствие деятельности камбия. Функциональные зоны луба и особенности их строения. Различия в строении древесины и луба лиственных и хвойных растений. Сердцевинные лучи и годичные кольца. Ядровая спелая и заболонная древесина. Тиллообразование. Дилатация (разрастание луба), ее значение. Формирование корки, ее типы и роль в жизни дерева. Атипичные способы утолщения стеблей. Метаморфоз стеблей. Стелярная теория. Принципы классификации стел и основные факторов их эволюции. Особенности заложения прокамбия и дифференциации протоксилемы при развитии разных типов стел. Расположение проводящих тканей. Роль листьев и пазушных почек в формировании структурных особенностей проводящей системы растения. Листовые и веточные следы, листовые прорывы и прорывы ветвления. Лист. Функции листа. Заложение и развитие листовых зачатков, их верхушечный и интеркалярный рост. Морфология листьев. Ярусные категории листьев. Гетерофиллия. Типы листорасположения. Метаморфозы. Анатомия листовых пластинок. Эпидерма, мезофилл, его значение и расположение в листьях разных растений. Механические ткани и жилкование, его типы, строение проводящих пучков. Влияние внешних условий на строение листьев. Продолжительность жизни листьев. Листопад и его значение в жизни растения. Корень, его функции. Главный, боковые и придаточные корни, их происхождение. Типы корневых систем. Развитие и рост корней. Функциональные зоны молодого корня. Меристемы корня, особенности ее строения у различных растений. Функции корневого чехлика. Зона роста. Зона поглощения веществ и диффенренциации постоянных тканей. Ризодерма, формирование корневых волосков. Первичное строение корня однодольных и двудольных. Первичная кора, строение эндодермы. Центральный цилиндр корня. Особенности заложения, развития и топографии проводящих тканей. Образование камбия и вторичное утолщение корня. Роль перицикла в этом процессе и вторичное строение корня (корнеплоды). Метаморфоз корней. Генеративные органы растений. Размножение растений. Понятие о диаспорах. Типы размножения. Способность к регенерации как основа вегетативного размножения, способы вегетативного размножения. Чередование гаплоидных и диплоидных генераций (гаметофита и спорофита) в цикле развития высшего растения. Бесполое размножение спорами. Спорангии, их строение и расположение у разных представителей высших растений. спорофиллы, стробилы, сорусы, синангии. Развитие и строение гаметофитов (заростков). Половое воспроизведение высших растений. Гаметангии. Особенности их строения и расположения. Женские и мужские гаметы, половой процесс и условия его осуществления. Развитие зародыша. Дифференциация спор в эволюции высших растений. Изо- и гетероспория. Микроспоры и мегаспоры (макроспоры). Редукция гаметофитов и гаметангиев в связи с гетероспорией. Понятие о семязачатке. Природа, строение и расположение семязачатков. Мега – и микроспорофиллы голосеменных. Мегаспорогенез и микроспорогенез, развитие мужского и женского гаметофитов. Цветок как репродуктивный побег покрытосемянных. Расположение цветков на растении. Строение соцветий. Соцветия цимозные и рацемозные, простые и сложные. Антодий. Биологическое значение соцветий. Строение цветка. Околоцветник, андроцей, гинецей, расположение их элементов на цветоложе. Спиральные, круговые и полукруговые цветки. Симметрия. Диаграммы и формулы цветков. Околоцветник, его строение, происхождение и функции. Простой и двойной околоцветник. Чашечка и венчик. Происхождение двойного околоцветника. Срастание элементов околоцветника. Андроцей. Тычинка как гомолог микроспорофилла, ее строение. Микроспорогенез. Пыльцевое зерно как крайняя степень редукции мужского гаметофита высших растений, особенности строения пыльцевых зерен. Разнообразие строения тычинок. Стаминодии. Гинецей. Морфологическая природа плодолистиков. Строение пестика. Биологическое значение завязи, ее положение в цветке. Стилоиды и столбики. Типы гинецея: апокарпный, синкарпный, паракарпный и лизикарпный. Строение семяпочек, типы плацентации. Мегаспорогенез и зародышевый мешок как женский гаметофит покрытосемянных растений. Половой диморфизм цветков
|