Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Систематика растений 2 страница






а) деплазмолиз б) осмос в) плазмолиз г) симпласт д) циклоз

 

3. Вакуоль выполняет функции:

а) транспортная б) регуляция роста клетки в) регуляция водного баланса клетки г) накопление липидов д) синтетическая е) секреторную

 

4. Олеопласты накапливают:

а) крахмальные зерна б) липиды в) запасные белки г) кристаллы оксалата кальция д) каротиноиды

 

5. Каротиноиды содержатся в:

а) хлоропласте б)лейкопласте в) этиопласте г) хромопласте д) амилопласте е) протеинопласте

 

6. Веществом каркаса клеточной оболочки растительной клетки высших растений являются:

а) клетчатка б) крахмал в) пектин г) хитин д)гемицеллюлоза

 

7. Одревеснение клеточной стенки растительной клетки вызывает:

а) кутин б) спорополленин в) суберин г) лигнин д) кремнезем

 

8. В первичной оболочке клеточной стенки высших растений преобладает:

а) гликопротеид б) пектин в) целлюлоза г) суберин д) лигнин

 

9. Игловидные кристаллы оксалата кальция называются:

а) стилоиды б) друзы в) рафиды г) сфериты д) цистолиты

 

10. Крахмальные зерна не обнаружены у высших растений в:

а) ядре б) гиалоплазме в) вакуоли г) хлоропластах и лейкопластах д) хромопластах

 

11. Концентрические крахмальные зерна характерны для:

а) гречихи б) картофеля в овса г) пшеницы д) фасоли

 

12. Процесс разрушения срединной пластинки называется:

а) интуссусцепция б) суберинизация в) аппозиция г) кутинизация д) мацерация е) лигнификация

 

13. Какие функции выполняет эпидерма?

а) защитная б) выделительная в) транспирация г) запасающая д) газообмен

 

14. Трихомы выполняют функцию:

а) выделительную б) защитную в) ассимилирующую г) запасающую д) регуляторную е) поглощения воды

 

15. Как называется тип устьичного аппарата, в котором замыкающие клетки окружены четырьмя побочными клетками:

а) аномоцитный б)диацитный в) тетрацитный г) анизоцитный д) парацитный

 

16. Боковые корни растений образуются из:

а) камбия б) перицикла в) прокамбия г) феллодерма

 

17. Фотосинтезирующая ткань листа называется:

а) колленхима б) мезофилл в) аэренхима г) склернхима

 

18. Запасающей триплоидной тканью семени покрытосеменных является:

а) эндосперм б)гаметофит в) перисперм г) гиподерма д) паренхима семядолей

 

19. Какие условия необходимы для выполнения колленхимой механической функции?

а) лигнификация оболочек б) тургесцентность оболочек в) минерализация оболочек г) кутинизация оболочек д) утолщение оболочек

 

20. К метаморфозам корня не относятся:

а) пневматофоры б) столоны в) гаустории г) микориза д) клубнелуковицы

 

21. Пояски Каспари содержат ткань:

а) экзодерма б) перидерма в) ризодерма г) эндодерма

 

22. Георецепцию в корнях осуществляет:

а) перицикл б) корневой чехлик в) апекс г) корневой волосок

23. В первичной структуре корня преобладает:
а) сердцевина б) стела в) первичная кора г) эпиблема

24. Для корня характерно ветвление:
а) дихоподия б) моноподия в) симподия г) изотомия

25. При вторичном росте корней первичная кора:
а) растет в толщину б) утончается в) не изменяется г) разрушается

 

26. Для годичного кольца древесных пород характерны сосуды, имеющие:

а) одинаковые размеры и толщину б) большой диаметр и тонкие стенки во внутренней зоне кольца в) малый диаметр и толстые стенки во внутренней зоне кольца г) большой диаметр и толстые стенки во внутренней зоне кольца

 

27. Почка, расположенная в пазухе листа называется:
а) апикальная б) придаточная в) латеральная г) адвентивная

28. К видоизменениям листа относится: а) шип розы б) усик винограда в) колючка терна г) колюч-ка кактуса д) усик гороха

29. Многогнездный гинецей называется:
а) паракарпный б) синкарпный в) апокарпный г) лизикарпный

30. К стеблевым элементам цветка относится:
а) венчик б) тычинка в) цветоложе г) пестик

31. Способ распространения плодов с помощью вет-

ра называется: а)гидрохория б) ихтиохория в) анемохория г) орнитохория
32. Отверстие в семязачатке, через которое проникает

пыльцевая трубка у цветковых растений:

а) перфорация б) микропиле в) стома г) пора д) гидатода

33. Центральная часть семязачатка называется:
а) фуникулюс б) каллюс в) нуцеллус г) тапетум

34. Подземный способ прорастания семян характерен для:
а) огурца б) гороха в) фасоли г) тыквы

35. Сухой околоплодник не встречается у плода:
а) зерновка б) тыквина в) стручок г) семянка

36. Граница между корнем и побегом называется:
а) эпикотиль б) междоузлие в) гипокотиль г) корневая шейка

37. Плод покрытосеменных образуется из:
а) семязачатка б) завязи пестика в) околоплодника г)пыльцевого зерна

38. Эндосперм голосеменных является:
а) тетраплоидным б) гаплоидным в) триплоидным г)диплоидным

39. Внутренняя оболочка пыльцы называется:
а) перикарпий б) интина в) спородерма г) спермодерма

 

40. Зародышевый мешок покрытосеменных растений гомологичен:

а) споре б) гаметофиту в) спорофиту г) архегонию

 

 

4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

4.1. Содержание раздела «Систематика растений»

 

Систематика занимается классификацией растений, грибов и устанавливает родственные связи между различными группами организмов. Задачи систематики – охватить все многообразие мира растений, привести это многообразие в единую систему.

Раздел «Систематика растений» включает пять основных тем:

1. Низшие растения

2. Споровые растения

3. Голосеменные растения

4. Покрытосеменные, или Цветковые растения

5. Основы географии растений, экологии растений и геоботаники.

В ходе изучения данного раздела, студент должен опираться на знания, полученные при изучении раздела «Морфология растений». Основная трудность при изучении раздела «Систематика растений» состоит в том, что необходимо не только усвоить большое количество фактического материала, но и научиться быстро ориентироваться в нем. Этому способствует понимание и знание сходств и различий между таксонами разного уровня. При изучении материала необходимо обращать внимание на принципиальные биологические, анатомо-морфологические различия, запоминать диагностические признаки, свойственные той или иной таксономической группе. Необходимо запоминать латинские и русские названия основных лекарственных видов, знать их систематическое положение – к какому семейству, порядку, классу и отделу они относятся. Список видов высших растений, рекомендуемых для запоминания, приведен в прил. 5.

1. Низшие растения – водоросли, грибы и лишайники. Традиционно они изучаются в курсе систематики. В систематическом отношении они представлены различными, обособленными отделами, каждый из которых имеет самостоятельное происхождение, свой ход эволюции и относятся современной систематикой к различным царствам. К низшим растениям относятся отделы водорослей, которые входят в царство Растения.

Признаки, по которому эти разнообразные организмы ранее объединялись в группу «низших растений», - отсутствие расчлененного вегетативного тела на корни, стебли и листья. Вегетативное тело их называют талломом или слоевищем. В этом их главное отличие от высших растений, тело которых имеет расчленение на органы – корни, стебли, листья.

В этой теме необходимо обратить внимание на организацию и структуру таллома, особенности размножения и жизненного цикла и на способы питания водорослей, грибов и лишайников, которые являются важнейшими признаками их систематики. Уметь составлять циклы развития водорослей, грибов и лишайников.

2. Споровые растения. В этой теме необходимо четко уяснить, как выглядят спорофит и гаметофит моховидных (на примере кукушкина льна, сфагнума), плауновидных (на примере плауна булавовидного), хвощевидных (на примере хвоща полевого), папоротниковидных (на примере щитовника мужского). Уметь составлять циклы развития указанных представителей с возможно более полными пояснениями их анатомо-морфологических особенностей.

3. Голосеменные растения. Изучая материал этого блока необходимо знать: на основании каких общих черт организации такие разнообразные по внешнему облику растения объединяются в один отдел (наличие семязачатка, семени; особенности развития и строения мужского и женского гаметофитов) удобнее всего рассматривать на примере сосны обыкновенной.

Помимо специфических черт анатомо-морфологической организации представителей классов, особое внимание следует уделить изучению многообразию хвойных (порядки сосновые, тисовые, кипарисовые), обращая внимание на особенности вегетативных органов (наличие укороченных и удлиненных побегов, морфология листовой пластинки, строение и расположение семенных шишек).

При ответе на вопросы по 2-3 блокам следует обратить внимание на формулировку поставленного вопроса. При общей характеристике какого-либо таксонов высокого ранга (отдела, класса, порядка) необходимо дать ответ по следующему плану: 1) примерное число видов и родов; 2) систематическую структуру (например, для отдела: сколько классов, подклассов он включает; основные порядки и семейства); 3) преобладающие жизненные формы; 4) особенности современного распространения; 5) типичные (отличительные) анатомо-морфологические признаки представителей отдела (например, тип стелы, особенности спороносных структур, стробилов и т.п.); 5) значение в природе и жизни человека, перечислить виды, применяемые в медицине. Ответ на вопрос по сравнительной характеристике каких либо таксонов или структур, предполагает не простое перечисление признаков сначала одного из сравниваемых объектов, а затем другого – при сравнении необходимо указать, что общего и что отличного у сравниваемых объектов.

4. Покрытосеменные, или Цветковые растения. По объему материала, который требуется усвоить, этот блок наиболее крупный. Особое внимание следует обратить внимание на вопросы связанные с характеристикой семейств. Используя учебную литературу, студент, при изучении материала должен придерживаться следующего плана ответа, обязательно с примерами (конкретными видами на латинском и русском языке).

1. Систематическое положение. К какому отделу, классу, подклассу и порядку относится семейство (по латыни и по-русски). Указать, если есть подсемейства.

2. Примерное число видов и родов, известных в семействе, характер распространения, центр видового разнообразия (например, Средняя Азия, или преимущественно тропики и субтропики, или лесная зона северного полушария, или умеренная зона северного полушария, или Средиземноморье и т.д.).

3. Жизненные формы, характерные для семейства (деревья, кустарники, полукустарники, травянистые многолетние, двулетние, однолетние растения).

4. Характерные (диагностические) анатомо-морфоло-гические признаки.

5. Типы соцветий.

6. Строение цветка. Необходимо уметь составлять (и уметь читать) удобную и краткую запись о строении цветка в виде формулы. В формуле все признаки цветка имеют соответствующие6 обозначения и записываются в определенной последовательности.

а) Пол цветка: обоеполый цветок - -, мужской (тычиночный) - ♂, женский (пестичный) - ♀.

б) Симметрия цветка: * - цветок правильный (актиноморфный), имеет несколько плоскостей симметрии, все листочки околоцветника одинаковые; ↑ - цветок неправильный (зигоморфный), имеет одну плоскость симметрии, в нем есть один или несколько листочков, отличающихся размерами или формой.

в) околоцветник: Са (Calyx) – чашечка, Со (Corolla) - венчик: околоцветник состоящий из чашечки и венчика, называется двойным; Р (Perigonium) – простой околоцветник; если его листочки ярко окрашены и похожи на лепестки, он обозначается РСо и называется простым венчиковидным; если он состоит из зеленых листочков, он называется простым чашечковидным – РСа.

Г) Андрорцей: А (Androceum) – совокупность тычинок в цветке.

Д) Гинецей (Gineceum) – совокупность плодолистиков, образующих один или несколько пестиков. Положение завязи в цветке отмечают чертой под цифрой, обозначающей число плодолистиков – в случае верхней завязи (цветок называется подпестичным) и над числом плодолистиков – в случае нижней завязи (надпестичный цветок). Число элементов цветка указывается цифрой, при их сраcтании, она заключается в скобки. Неопределенное число элементов цветка обозначается знаком ∞. Одноименные элементы, располагающиеся в одном круге, но различающиеся по форме и размерам, пишутся через запятую, находящиеся в разных кругах соединяются знаком +. Пример написания формулы цветка: Са5 Со5 А 5+5 G (2) – цветок обоеполый, актиноморфный с двойным околоцветником, чашечка из пяти свободных чашелистиков, венчик из пяти свободных лепестков, андроцей из десяти тычинок (в двух кругах, по пять в каждом), гинецей ценокарпный из двух сросшихся плодолистиков, завязь верхняя.

7. Типы плодов.

8. Лекарственные и иные хозяйственно-полезные представители семейства.

9. По материалам раздела «Высшие растения» студенты выполняют контрольную работу № 2.

 

 

4.2. Литература, рекомендуемая для выполнения контрольной работы № 2

 

Основная:

1. Яковлев Г.П. Ботаника: учебник для вузов / Г.П. Яковлев, И. А. Челомбитько, В. И. Дорофеев. 3-е изд. СПб.: СпецЛит, 2008 – 687 с.

 

Дополнительная:

2. Яковлев Г.П. Ботаника: Учебник для студ. фарм. ин-тов и фарм. фак. мед. ин-тов / Г.П. Яковлев, В.А.Челомбитько: Под ред. И.В. Грушвицкого. – М.: Высш. шк., 1990. – 366 с.

3. Яковлев Г.П. Ботаника: Учебник для студ. фарм. ин-тов и фарм. фак. мед. ин-тов / Г.П. Яковлев, В.А.Челомбитько: Под ред. Р.В. Камелина. – СПб.: СпецЛит: Изд-во СПХФА, 2001. – 647 с.

4. Лялин Г.С., О.Е.Насакин. Ботаника. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. – 415 с.

5. Лялин Г.С., Насакин О.Е. Систематика растений: учеб. пособие (Лаб. практикум). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. – 362 с.

6. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. – М.: Колос, 1988. – 383 с.

7. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. практикум по курсу общей ботаники. – М.: Высш. шк., 1979. – 423 с.

8. Журбин А.И. Ботаника с основами общей биологии. –М.: медицина, 1968. – 504 с.

 

 

4.3. Варианты контрольной работы №2

 

Вариант

 

Вопрос 1. По предлагаемому плану составить сравнительную характеристику отделов водорослей: зеленые водоросли (Chlorophyta), бурые (Phaeophyta), багрянки (Rhodophyta).

Таблица 4.3.1.

Сравнительная характеристика отделов Chlorophyta, Phaeophyta, Rhodophyta

 

Признаки Отделы водорослей
Chlorophyta Phaeophyta Rhodophyta
Организация и структура      
Особенности клетки      
Наличие жгутиковых стадий и их особенности      
Набор пигментов      
Вещества запаса      
Особенности размножения и циклов развития      
Принципы классификации, основные представители      
Экология и роль представителей в природе и жизни человека      

2. Нарисовать спорофит и гаметофит (кукушкина льна или сфагнума), обозначить детали строения. Ответить на вопросы: а) из чего развивается спорофит, какой набор хромосом несут его клетки, б) из чего развивается гаметофит, какой набор хромосом несут его клетки.

 

3. Составить общую характеристику отдела Голосеменные по следующему плану:

1. Количество классов – привести перечень классов (на латинском и русском языках), в перечне указать полностью ископаемые классы, представители которых не встречаются в современной флоре.

 

4. Составить общую характеристику отдела Цветковые (покрытосеменные) по следующему плану:

1. Общее количество видов, родов, семейств, классов.

2. Важнейшие особенности Цветковых, отличающие их от Голосемянных и споровых растений: а) строение генеративных органов, б) гаметофиты, в) семени, г) проводящих тканей.

 

5. Составить сравнительную характеристику Convallaria majalis и Asparagus officinalis.

Таблица 4.3.2.

Сравнительная характеристика Convallaria majalis и

Asparagus officinalis

 

Признак Convallaria majalis Asparagus officinalis
Систематическое положение    
Жизненная форма    
Лист    
Цветок    
Плод    
Подземные органы    

 

6. Дать определение науки Ботаническая география, характеризовать предмет изучения и основные разделы науки.

 

 

Вариант

 

1 вопрос. Охарактеризовать цикл развития спорыньи пурпуровой (Claviceps purpurea), порядок Спорыневые (Clavicipitales), отд. сумчатые грибы (Ascomycota). Ответ сопроводить рисунками склероции, стромы, перитеции (продольный разрез), сумки с сумкоспорами.

 

2. Составить цикл развития кукушкина льна или сфагнума, сделать обозначения. Составить морфологическое описание сфагнума.

 

3. Составить общую характеристику отдела Голосеменные по следующему плану:

. Дать общую характеристику строения спороносных структур – шишек (микростробилов и мегастробилов). Нарисовать схематическое строение микростробила и мегастробила голосеменных на примере Picea obovata или Pinus sylvestris, обозначить детали строения.

4. Составить сравнительную характеристику классов Цветковых растений.

Таблица 4.3.3.

Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения

Признак Класс Magnoliopsida Класс Liliopsida
Количество се-мядолей у заро-дыша    
Морфологические особенности листа    
Жилкование листовой пластинки    
Тип корневой системы    
Проводящая система стебля, наличие камбия    
Наиболее ха-рактерное число частей околоцветника, андроцея и гинецея    
Жизненные формы    

5. Составить сравнительную характеристику семейств Lamiaceae (Labiatae) и Scrophulariaceae

Таблица 4.3.4

Сравнительная характеристика семейств Lamiaceae (Labiatae) и Scrophulariaceae

Признак Семейство Lamiaceae Семейство Scrophulariaceae
Систематическое положение (класс, подкласс, порядок    
Преобладающие жизненные формы    
Поперечное сечение стебля (стебель в сечении большей частью округлый, четырехгранный)    
Лист, листорасположение    
Наличие железистого опушения на растении    
Наличие в семействе паразитов и полупаразитов (перечислить конкретные виды)    
Симметрия цветка    
Форма венчика, характерная для семейства    
Формулы цветка    
Плод    
Виды, используемые в фармации (3-4 таксона – на латинском и русском языках)    

 

6. Охарактеризовать основные экологические группы растений по отношению к увлажнению местообитаний, привести примеры.

 

 

Вариант

 

1 вопрос. По предлагаемому плану составить сравнительную характеристику отделов грибов Ascomycota, Basidiomycota, Deuteromycota.

Таблица 4.3.5.

Сравнительная характеристика отделов грибов

Ascomycota, Basidiomycota, Deuteromycota.

 

Признаки Отд. Ascomycota Отд Basidiomycota Отд. Deuteromycota
Организация и структура      
Особенности клетки      
Плодовые тела      
Особенности размножения и циклов развития      
Представители      
Экология и роль представителей в природе и жизни человека      

 

2. Охарактеризовать особенности спороносных структур (спорангиофоров), спор и вегетативных органов рода Equisetum, отличающие этот род от других высших растений. Ответ сопроводить рисунками спорангиофора, споры, побега.

 

3. Дать характеристику гаметофитов голосемянных на примере Pinus sylvestris. Составить цикл развития (жизненный цикл), обозначить детали, сплошной чертой отделить гаметофазу от спорофазы.

 

4. Составить сравнительную характеристику семейств Магнолиевые (Magnoliaceae) и Лавровые (Lauraceae):

 

Таблица 4.3.6.

Сравнительная характеристика семейств Магнолиевые (Magnoliaceae) и Лавровые (Lauraceae):

Признак Magnoliaceae Lauraceae
Систематическое положение: класс, подкласс, порядок, семейство    
Представители (2-3 вида)    
Распространение (приуроченность к какой-либо зоне, или зонам    
Жизненная форма    
Листья    
Цветки    
Плод (тип плода)    

 

5. Сравнительная характеристика семейств Apiaceae (Umbelliferae) и Araliaceae.

 

Таблица 4.3.7.

Сравнительная характеристика семейств Apiaceae (Umbelliferae) и Araliaceae

Признак Семейство Apiaceae Семейство Araliaceae
Систематическое положение    
Распространение    
Преобладающие жизненные формы    
Листья    
Соцветия, строение цветков    
Плод    
Виды, используемые в фармации (3-4 таксона на латинском и русском языках)    

 

6. Дать определение понятия фитоценоз, флора, растительность. Охарактеризовать основные параметры фитоценоза (состав, структура, строение).

 

Вариант

 

1 вопрос. Составить цикл развития шампиньона, сделать обозначения. Отметить к какому отделу, классу, порядку и семейству относится шампиньон.

 

2. По предлагаемому плану составить сравнительную характеристику классов отдела Lycopodiophyta

 

Таблица 4.3.8.

Сравнительная характеристика классов Lycopodiopsida и Isoetopsida

Признак Класс Lycopodiopsida Класс Isoetopsida
Жизненная форма (травянистые или древесные растения    
Тип ветвления побегов    
Наличие ризофоров    
Наличие в основании листа (филлоида) язычковидного выроста (язычка)    
Равно- или разноспоровые растения, гаметофиты обоеполые или раздельнополые    
Представители    

 

 

3. По предлагаемому плану составить сравнительную характеристику классов отдела Polypodiophyta.

Таблица 4.3.9.

Сравнительная характеристика классов отдела Polypodiophyta

    Таксон Предста-вители (2-3 вида на латинском и русском языках)     Лист1     Подземные органы     Гамето-фиты2
Класс Ophioglos-sopsida        
Класс Marattio-psida        
Класс Polypodio-psida (на примере щитовника мужского)        
Класс Marsileo-psida        
Класс Salvinio-psida        

 

1 – следует дать сжатую характеристику листа: листовая пластинка цельная, рассеченная, состоит из двух сегментов и т.п.; лист мономорфный – споротрофофилл, т.е. выполняет спороношения и фотосинтеза; диморфный – разделен на спороносный и вегетативный сегменты, или есть специализированные спороносные листья (спорофиллы) и фотосинтезирующие (трофофиллы).

2 – следует указать гаметофиты обоеполые или раздельнополые, т.е. растения равно- или разноспоровые; где обитают гаметофиты (наземные, подземные или развиваются в воде).

3. Отдельно нарисовать семя Pinus sylvestris, обозначить детали строения, указать плоидность клеток эндосперма.

 

4. Составить сравнительную характеристику кувшинки чисто-белой и барбариса обыкновенного.

Таблица 4.3.10.

Сравнительная характеристика кувшинки чисто-белой и барбариса обыкновенного

Признак Кувшинка чисто-белая Барбарис обыкновенная
Систематическое положение: класс, подкласс, порядок, семейство    
Представители (2-3 вида)    
Распространение (приуроченность к какой-либо зоне, или зонам    
Жизненная форма    
Листья    
Цветки    
Плод (тип плода)    

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.