Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные морские организации 1 страница






 

Морская деятельность становится все более сложной нообразной и требует для бесконфликтного развития знач ных политических усилий и материально-технических: Различия в социально-экономическом развитии, в reoi ческом положении, в технических возможностях госуцарст водят к тому, что они занимают несовпадающие позии вопросам освоения и использования Мирового океана. Э стоятельства обусловливают необходимость создания и ф> онирования международных морских организаций, которы званы гармонизировать международные отношения в о! морской деятельности и разрабатывать на основе этого i международного морского права.

В настоящее время насчитывается более 60 междунар организаций, чья деятельность прямо или косвенно свя Мировым океаном. Основное звено этой группы соста международные межправительственные организации униве ного или регионального характера. Среди них прежде все] деляются Международная морская организация (ИМО), 1 тет по судоходству ЮНКТАД, Межправительственная oi графическая комиссия ЮНЕСКО и Международная оргаш морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Между народна» морская организация (ИМО) является с ализированным учреждением ООН по проблемам междуь ного судоходства. ИМО была создана в 1958 г. в соответа Конвенцией, принятой в 1948 г. на Международной мо конференции. До 1982 г. ИМО носила название Межправ!

ственной морской консультативной комиссии (ИМКО). На 1 января 1996 г. в ИМО входило 150 государств, включая Украину.

-Структура организации: 1) Ассамблея; 2) Совет; 3) 4 главных комитета — по безопасности на море, по правовым вопросам, по защите морской среды, по техническому сотрудничеству; подкомитет по облегчению международного морского судоходства; 4) Секретариат.

Цели ИМО: содействие сотрудничеству между государствами в области правительственного регулирования и осуществления мероприятий по техническим вопросам международного торгового судоходства, разработка и содействие принятию наиболее высоких и практически достижимых норм для обеспечения безопасности на море и эффективности судоходства; рассмотрение любых вопросов судоходства по представлениям иных специализированных учреждений ООН; обеспечение правительств информацией по рассматриваемым вопросам.

В компетенцию ИМО также входят юридические вопросы ответственности судовладельцев и государств за загрязнение моря, она выполняет роль аппарата сотрудничества правительств по разработке и принятию международных административных, правовых и технических норм, направленных на обеспечение охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и эффективности судоходства.

ИМО приняла свыше 40 конвенций в сфере своих полномочий: Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., Конвенцию о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенцию по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др. Список конвенций ИМО с кратким изложением содержания можно получить в отделе прессы и информации ИМО в Лондоне.

Ассамблея ИМО совместно с комитетом по безопасности на море и комитетом по защите морской среды принимает в дополнение к конвенциям рекомендации по различным вопросам (грузовые перевозки, технологии, окружающая среда, радиосвязь, подготовка кадров и т.п.), не являющиеся обязательными для государств- членов.

Ежегодно в конце сентября отмечается Всемирный день моря, посвящающийся каждый раз определенной теме из сферы деятельности ИМО.

Штаб-квартира ИМО находится в Лондоне.

Комитет по судоходству Конференции ООН по тори развитию (ЮНКТАД) — международный орган, в которы дят государства, представляющие различные социально-; мические системы и основные географические регионы Полномочия Комитета определены резолюцией 12 (1) (по вопросам торговли и развития ЮНКТАД, принятой н вой сессии 29 апреля 1965 г.

Основная цель Комитета — содействие взаимопонима сотрудничеству государств в области морских перевозок, i сование судоходной политики правительств и региона групп государств, изучение и разработка мер по решении комических проблем международных морских перевозок бующих межправительственного сотрудничества. Комитет тает главным образом над созданием таких условий для м народного судоходства, при которых оно могло бы наи эффективно способствовать росту мировой торговли, осо развивающихся государств.

Межправительственная океанографическая комиссия К КО была образована в 1960 г. Целью создания комиссии Я1 ся содействие развитию научных исследований океанов, i ние их ресурсов, разработка юридических аспектов прове, научных исследований Мирового океана и освоения его i сов, в том числе подготовка необходимых международно-i вых актов, регулирующих отношения государств в этой ее

Международная организация морской спутниковой связи МАРС AT) была образована в соответствии с Конвенци ИНМАРСАТ и Эксплуатационным соглашением 1976 г, организации — обеспечение космического сегмента, необ мого для улучшения морской связи, оповещения о бедств обеспечения охраны человеческой жизни на море, повыи эффективности работы судов и управления ими, совершен вания служб морской общественной корреспонденции и можностей радиоопределения.

Членом ИНМАРСАТ может быть любое государство. Де* ность данной организации строится на коммерческой осно

В отличие от Конвенции об ИНМАРСАТ Эксплуата! ное соглашение может быть подписано не только государе но и любой назначенной им государственной или частной петентной организацией. Однако ответственность по прин международным обязательствам несут государства — учаа Конвенции, которые должны обеспечить выполнение о тельств своими правительственными и неправительствен) структурами, осуществляющими деятельность в космосе.

 

12. Международные морские организации. В разработке и практическом применении международных документов, регулирующих морские перевозки грузов и пассажиров, большую роль играют международные морские организации. В сфере мирового судоходства действует целый ряд организаций, обладающих различной компетентностью и правомочиями. Под международной организацией обычно понимают объединение ряда суверенных государств на основе совместно разработанного ими договора, который определяет соответствующие общепризнанным нормам международного права цели и принципы их сотрудничества. Она имеет право выносить рекомендации государствам-членам, заключать от своего имени международные договоры, сотрудничать с другими организациями. Призванные содействовать развитию международного сотрудничества в Мировом океане по различным направлениям (экономике, навигации, защите среды, метеорологии и др.), эти организации в то же время являются ареной острой борьбы государств в политической и экономической областях. В настоящее время насчитывается более 500 международных организаций, деятельность которых в той или иной степени связана с морским судоходством. Среди них наибольшую роль играют межправительственные организации мирового масштаба и специализированные учреждения ООН, призванные содействовать развитию морской торговли и судоходства. Эти организации вносят существенный вклад в становление и практическую реализацию международно–правовых норм безопасности мореплавания, регулирования международных морских перевозок, предотвращения загрязнения природной среды. Правительства стран, присоединившихся к той или иной конвенции (государств флага судна - flag states), несут ответственность перед мировым морским сообществом за выполнение ее требований и норм национальными судоходными компаниями. Контроль за применением положений международных конвенций на судах и в портах данной страны осуществляет государственная морская администрация (Marine Administration), действующая от имени и по поручению правительства. Международные неправительственные морские организации объединяют не сами государства, а только их определенные ассоциации, общества, но вместе с тем они активно воздействуют на мировую судоходную политику. Основным аспектом работы этих организаций является разработка и внедрение в практику документов, регламентирующих и обслуживающих морские перевозки. Межправительственные международные морские организации Международная морская организация, ИМО (International Maritime Organization, IMO). Специализированное учреждение ООН, до 22 мая 1982 года носила название - Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО). Создана в 1948 году, но работать начала в 1958 году. Членами ее состоят 163 государства. Основными целями ИМО являются: содействие сотрудничеству между государствами в области правительственного регулирования и осуществления мероприятий по техническим вопросам между народного торгового судоходства, разработка и содействие принятию наиболее высоких и практически достижимых норм для обеспечения безопасности на море и эффективности судоходства; рассмотрение любых вопросов судоходства по представлениям иных специализированных учреждений или органов ООН; обеспечение правительств информацией по рассматриваемым вопросам. ИМО также занимается юридическими вопросами ответственности судовладельцев и государств за загрязнение моря, выполняет роль аппарата сотрудничества правительств для разработки и принятия международных норм, направленных на обеспечение охраны человеческой жизни на море, безопасность мореплавания и эффективность судоходства. Основная форма деятельности ИМО - подготовка рекомендаций, проектов конвенций по вопросам мореплавания, судостроения, охраны морской среды, созыв международных конференций для рассмотрения и принятия государствами подготовленных документов. Основными органами ИМО являются: Ассамблея - высший орган, состоящий из всех членов Организации; Совет - исполнительный орган (входят представители 32 государств), принимающий в промежутках между сессиями Ассамблеи наиболее важные решения. Вспомогательные органы ИМО: комитет безопасности на море (Maritime Safety Committee, MSC), Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, MEPC), юридический комитет (Legal Committee, LC). Комитет по безопасности на море - один из важнейших органов, занимающихся рассмотрением вопросов, относящихся к безопасности судоходства, открыт для участия в нем всех членов ИМО. Комитет защиты морской среды рассматривает вопросы, относящиеся к предотвращению загрязнения моря; юридический комитет - проблемы международного права, затрагивающие сферу деятельности ИМО. Всей организационной работой занимается секретариат во главе с Генеральным секретарем ИМО. За период существования ИМО разработаны и приняты на созванных ею международных конференциях важнейшие международные акты в области безопасности на море, предотвращения загрязнения, упрощения формальностей, оказания технической помощи. Основные из них приведены в 1.6.2. Украина вступила в ИМО 28 марта 1994 года. Штаб-квартира ИМО в Лондоне. Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 году и объединяет более 160 государств. В сферу деятельности ЮНКТАД входит рассмотрение вопросов, связанных с развитием международной торговли и «невидимого» экспорта-импорта (фрахтования морских судов, страхования, финансирования внешней торговли). Высшими органами ЮНКТАД являются конференция (созывается не реже одного раза в четыре года) и Совет по торговле и развитию (собирается два раза в год). В рамках Совета работают шесть комитетов, в том числе Комитет по морским перевозкам. Он призван содействовать взаимопониманию и сотрудничеству гocударств в области морских перевозок, согласовывать судоходную политику правительств, изучать и разрабатывать меры, касающиеся экономических проблем международного судоходства, по которым требуется решение на межправительственном уровне. Главная задача комитета - создание таких условий, при которых международное судоходство могло бы наиболее эффективно способствовать расширению мировой торговли, особенно развивающихся стран. ЮНКТАД занимается всеми экономическими и коммерческо-правовыми аспектами морского судоходства, в частности вопросами развития морского транспорта и эффективности работы портов, регламентация поведения линейных конференций, регистрации судов, борьбы с пиратством, подготовки кадров и др. Штаб-квартира Организации находится в Женеве. Неправительственные международные морские организации Балтийский и Международный Морской Совет, БИМКО (Baltic and International Maritime Council, BIMCO) был создан в 1905 году на совещании представителей трамповых судовладельческих фирм восьми европейских стран первоначально как региональная неправительственная организация «Балтийская и Беломорская морская конференция». В 1927 году в связи с появлением в ее рядах судовладельцев других регионов и континентов она была переименована в Балтийскую и Международную морскую конференцию. Современное название организация получила в 1985 году. Основными целями БИМКО являются: объединение судовладельцев, а также других организаций и лиц, связанных с торговым судоходством; борьба с практикой взимания несправедливых сборов, со спекулятивными фрахтовыми сделками; организация сотрудничества с другими учреждениями, деятельность которых отвечает интересам торгового судоходства; издание в качестве одобренных (recommended) типовых форм перевозочных документов для использования судовладельцами. В БИМКО предусмотрены три категории членства: судовладельцы, брокеры и клубы (ассоциации по вопросам фрахта, защиты интересов судовладельцев и др.). Правовой статус организации определяется национальным законодательством Дании, так как штаб-квартира БИМКО располагается в Копенгагене. Высший орган - Общее собрание; другие органы: Совет директоров, Исполнительный комитет, Совет по документации. Деятельность БИМКО развивается по трем направлениям: морская судоходная политика; упрощение и унификация транспортной документации; информация членов по различным аспектам международной торговли. За период своего существования БИМКО в сотрудничестве с другими организациями разработал около 150 проформ перевозочных документов. Это проформы чартеров, коносаментов и других документов, используемых в настоящее время в коммерческой практике судоходства. К их числу относится: бербоут-чартеры; чартеры для перевозки цемента, удобрений, газа, генеральных грузов, зерна, нитратов, руды, жидких веществ в танкерах, шерсти; тайм-чартеры; букинг-ноты; стандартный таймшит; комбинированный транспортный документ; стандартная форма контракта на перевозку навалочных грузов. БИМКО проводит большую работу по унификации и стандартизации терминологии в транспортных документах. В целях обеспечения единообразного применения ключевых понятий БИМКО разработал стандартные определения для терминов, которые встречаются в чартерах («порт», «сталия», «демередж», «диспач», «погодные условия», рабочие дни» и т.д.). Среди последних достижений Совета - разработка типовых договоров на менеджмент судна (Standard Ship Management Agreement, SHIPMAN) и на подбор и найм судового экипажа (Standard Crew Management Agreement, CREWMAN). Международная палата судоходства, МПС (International Chamber of Shipping, ICS) была учреждена в 1948 году на основе судоходной международной конференции, основанной в 1921 году. Это неправительственная организация, правовой статус которой определяется законодательством Великобритании. Членами ее являются 40 национальных ассоциаций судовладельцев из 33 стран мира. Наибольшее внимание МПС уделяет следующим группам вопросов: морская судоходная политика; безопасность судов, защита моря от загрязнений; открытая регистрация судов; унификация транспортной документации. Органы управления МПС: Общее собрание, Исполнительный комитет, Секретариат. Штаб-квартира в Лондоне. Международный морской комитет, ММК (International Maritime Committee, IMC) создан в 1897 году в Антверпене (Бельгия). Целями ММК являются содействие: унификации международного морского права, морских обычаев и практики; разработки единообразных норм национального законодательства; поощрения создания национальных ассоциаций морского права в разных странах. Членами ММК являются 48 национальных ассоциаций морского права. Органами ММК являются Ассамблея, Исполнительный и Административный советы. ММК проводит работу по совершенствованию действующих Конвенций, рассмотрением вопросов морского страхования, оговорками в коносаментах, статусом судов в иностранных портах, проблемами ускорения ратификации конвенций, регистрацией судов и др. ММК поддерживает тесные рабочие контакты со многими международными межправительственными и неправительственными организациями в области морского судоходства и международной торговли. Международная ассоциация классификационных обществ, МАКО (International Association of Classifications Societies, IACS)- основана в 1968 году, объединяет самые крупные и влиятельные в мире классификационные общества. Более подробно см. 3.2. Международная ассоциация судовладельцев, ИНСА (International Shipowner's Association, INSA) создана в 1970 году. В целях развития сотрудничества в области международного морского судоходства и оказания помощи ее членам в решении технических, эксплуатационных, экономических и юридических вопросов. Членами ИНСА являются 9 стран, в т.ч. США, страны Восточной Европы, Куба, Индия. Имеет консультативный статус в ЮНКТАД, ИМО; активно сотрудничает с БИМКО. Штаб-квартира в Гдыне (Польша). Международная ассоциация портов и гаваней, МАСПОГ (International Association of Ports and Harbors, IAPH) создана в 1955 году в Лос-Анджелесе (США). Целью МАСПОГ является повышение эффективности деятельности портов и гаваней путем сбора, обработки и распространения информации, полезной для администрации портов и судоводителей посредством предоставления им возможности объединения для развития знаний в области организации работы портов, управления ими, эксплуатации и развития. Участниками МАСПОГ являются более 330 членов из почти 90 стран мира. МАСПОГ занимается: проблемами обмера судов; укрупнения грузовых мест и контейнеризацией; разработкой таможенных тарифов в морских портах; защиты водной и воздушной среды в портовых районах; вопросами упрощения документации при перевозках грузов; правовыми вопросами судоходства и режимом морских портов и др. Постоянными органами МАСПОГ являются Совет директоров, Исполнительный комитет, Секретариат, Юридическая часть, Постоянные комитеты. Штаб-квартира МАСПОГ находится в Токио, Европейское представительство - в Лондоне. Международный союз морского страхования, МСОМС (International Marine Insurance Union, IMIU) - объединение национальных организаций и отдельных страховых компаний, специализирующихся на страховании морских судов, грузов и фрахта. Основан в 1874 году в Берлине с целью развития и унификации этого вида страхования и защиты интересов членов организации; с 1946 года штаб-квартира МСОМС в Цюрихе (Швейцария). Целью Союза является содействие развитию морского страхования и защита интересов морских страховщиков, формирование международной политики страхования морской деятельности. Члены Союза могут быть постоянными, ассоциированными почетными. Постоянными членами Союза в настоящее время являются национальные ассоциации и страховые организации более 40 стран. Число ассоциированных членов не превышает 10. Постоянными органами МСМС являются Совет, Исполнительный комитет, Секретариат, Комитет по выдвижению кандидатур; временными - Конференции и Комитеты. Международная федерация экспедиторских ассоциаций, ФИАТА (International Federation of freight Forwarders Associations, FIATA) создана в 1926 году в Вене и охватывает деятельность почти 50 тыс. экспедиторских компаний всех форм собственности из более 150 стран мира, осуществляющих функции организаторов доставки товаров. ФИАТА регулирует взаимоотношения между экспедиторами, перевозчиками (железная дорога, автомобильный и авиационный транспорт, морской и речной флот) и администрацией портов, содействует унификации правил перевозок грузов различными видами транспорта. Цель ФИАТА – защита профессиональных интересов ее членов на международном уровне и гарантия их представительства в международных экономических организациях. Результаты практической деятельности ФИАТА – это разработка и внедрение в практику стандартизованных экспедиторских документов, получивших официальное признание во всем мире: экспедиторская расписка в приеме груза, транспортный сертификат экспедитора, экспедиторская складская расписка, декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов, товарораспорядительный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА, экспедиторская транспортная накладная ФИАТА, инструкция ФИАТА на отправку груза (форма ФИАТА) и др. Структура Федерации: Генеральная ассамблея, Исполнительный комитет, Бюро, Генеральный секретарь, технические комитеты. Штаб-квартира в Цюрихе (Швейцария). Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов, ФОНАСБА (Federation of National Associations of Ship Brokers and Agents? FONASBA) создана в 1969 году национальными ассоциациями десяти европейских стран с целью защиты интересов своих членов; обмена информацией между судовыми брокерами и агентами; упрощения и унификации грузовых документов. В соответствии с Уставом, членами Федерации могут быть только национальные ассоциации судовых брокеров и агентов; с одобрения Совета федерации, в странах, где нет национальных ассоциаций - иные морские ассоциации или национализированные организации агентов. В настоящее время ФОНАСБА объединяет более 30 национальных ассоциаций брокеров и агентов, включая Украину. В составе Федерации действуют пять постоянных комитетов: Исполнительный комитет (ведет всю работу между заседаниями Совета); Линейный комитет; Трамповый комитет; Фрахтовый и документарный комитет; Комитет по приему новых членов. Рабочие органы Федерации разработали, согласовали с другими международными организациями и рекомендовали для практического использования Типовое агентское соглашение, Генеральное агентское соглашение, Линейное соглашение, Соглашение по контейнерным перевозкам. Штаб-квартира в Роттердаме. 13. Международно-правовое регулирование морского судоходства 14.Международно правовое обеспечение морских перевозок. 15.Транспортное законодательство Украины Транспортное законодательство Украины включает следующие основные акты, действие которых распространяется на сферу морского судоходства. Закон Украины «О транспорте». Определяет правовые, экономические, организационные и социальные аспекты деятельности транспорта. Отношения, связанные с деятельностью транспорта, регулируются этим законом, кодексами отдельных видов транспорта, другими законодательными актами Украины. Нормативные акты, которые определяют условия перевозок, порядок использования транспортных средств, путей сообщения, организации безопасности движения, санитарные и экологические требования, действующие на транспорте, являются обязательными для владельцев транспорта и граждан, которые пользуются его услугами. В законе приводятся обязанности транспортных предприятий, которые должны обеспечивать: потребности граждан, предприятий и организаций в перевозках, качественную и своевременную перевозку пассажиров и грузов, безопасность перевозок, охрану окружающей среды от негативного воздействия транспорта и др. Предприятия транспорта несут ответственность за утрату, недостачу, повреждения и порчу принятого к перевозке груза в размере фактического ущерба, если они не докажут, что указанные события произошли не по их вине. Закон Украины «О транзите грузов». Национальное законодательство о транзите грузов складывается из этого закона, Таможенного кодекса Украины, международных договоров Украины и других нормативных актов, касающихся транзитных перевозок грузов. В законе устанавливаются пути обеспечения свободы транзита грузов, определяются условия выбора маршрутов и способов транзита грузов, приводится определение транзитных грузов, требования в отношении сопроводительной документации, правила установления тарифов и расчетов при транзите грузов. Координацию деятельности участников транзита осуществляет Министерство транспорта и связи Украины. Цель такой координации - обеспечение взаимодействия участников транзита для бесперебойной перевозки грузов; обеспечение высокого качества транспортных (транзитных) услуг; реализация методов для приведения национальных транзитных услуг в соответствие с международными стандартами. Кодекс торгового мореплавания Украины, принят Верховной Радой в 1994 году. Это основной «морской» закон страны, который регулирует отношения, возникающие при торговом мореплавании. Под последним подразумевается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, рыбных и других промыслов, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнения буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладки кабеля и других хозяйственных и научных целей. Государство осуществляет регулирование торгового мореплавания через Министерство транспорта и связи Украины и другие органы государственной исполнительной власти. Министерство транспорта и связи Украины в рамках своей компетенции утверждает правила, инструкции и другие нормативные документы по вопросам торгового мореплавания, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Правила КТМУ распространяются на морские суда, а также на суда внутреннего плавания - во время их следования морскими путями, а также реками, озерами и водохранилищами во время выполнения перевозок с заходом в иностранный морской порт. В Кодексе, в частности, приводятся общие правила морских перевозок, включающие: организацию морских перевозок грузов, запрещение приема груза к перевозке, условия договора морской перевозки грузов, правоотношения перевозчика и покупателя груза, требования в отношении мореходного состояния судна, определения сталийного и контрсталийного времени, причины освобождение перевозчика от ответственности за утрату, недостачу и повреждения груза. Таможенный кодекс Украины. Этот документ определяет основы организации и осуществления таможенного дела в Украине, регулирует экономические, организационные, правовые, кадровые и социальные аспекты деятельности таможенной службы Украины. Применительно к морским перевозкам грузов и пассажиров важное значение имеют статьи кодекса: 40 - «Выполнение таможенного контроля», 41 - «Формы таможенного контроля», 54 - «Подача документов и сведений, необходимых для выполнения таможенного контроля», 81 - «Процедура декларирования», 88 - «Обязанности декларанта», 111 - «Таможенные процедуры на транспорте», правила в отношении перемещения товаров в режиме импорта, экспорта, транзита. Безусловное выполнение требований и положений названных законодательных актов Украины при осуществлении морских перевозок национальными судоходными компаниями - важное условие их эффективной и безопасной деятельности. 16. Таможенное обслуживание международных перевозок грузов В современных условиях каждое государство создает национальную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, которая опирается на законы, определяющие пределы действий исполнительной власти, права и обязанности субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Вместе с тем, в мире идет интенсивный процесс сближения правовых, организационных, административных систем регулирования внешней торговли государств и создание единого правового и организационно - технического пространства, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические операции отдельных государств. На этой основе в конце прошлого столетия сложилась международная торговая система, использующая сейчас последние достижения информационных технологий, автоматической обработки данных, связи, что позволяет свести к минимуму временные и материальные затраты. Центральное место в пограничном экономическом регулировании международных грузопотоков занимает таможенное обслуживание. Таможенная служба – это важный орган исполнительной власти, занимающийся государственным пограничным контролем за внешнеторговой деятельностью. Она контролирует пропуск через границу грузов, валютных ценностей, транспортных средств и личных вещей лиц, пересекающих таможенную границу государства. Основные функции таможенного контроля: проверка того, чтобы ввоз и вывоз товаров, транспортных средств, валютных ценностей соответствовали законам государства и его международным обязательствам; контроль за перемещением товаров и другого имущества через границу. Таможенное законодательство большинства стран мира включает два закона: закон, регулирующий обложение пошлинами товаров и другого имущества, перевозимых через государственную границу страны, и определяющий соответствующие действия; закон, регулирующий деятельность таможенных служб, их права и обязанности, организацию службы, порядок таможенного контроля, который получает отражение в таможенном кодексе. Таможенный кодекс – обычно это стабильный правовой инструмент; регулируемые им вопросы относятся к области действия национальных законов страны. Таможенный тариф, напротив, призван оперативно реагировать на изменения во внутренней и внешней экономической обстановке. Правила его применения и уровень ставок пошлин часто являются объектом международных переговоров. В таможенном тарифе содержатся конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых в страну товаров и на результаты хозяйственной деятельности предприятий. В этой связи установленные ставки пошлин и методика их определения должны быть понятными, стабильными и доведены до сведения всех заинтересованных сторон. В основу построения национального таможенного тарифа государств положена классификация товаров, от которой зависит экономическая эффективность тарифа. Путем выделения в нем отдельных товарных позиций, применением соответствующих мер исполнительные власти могут тормозить или поощрять ввоз товаров в страну, т.е. использовать тариф в торгово-политических целях или для защиты национальной экономики. В середине прошлого столетия таможенные тарифы государств имели различные системы товарной классификации. Однако развитие и усложнение структуры международной торговли обусловило необходимость унификации систем тарифной классификации товаров. В 1950 году в Брюсселе была принята Конвенция о создании товарной номенклатуры для таможенных целей. Брюссельская товарная номенклатура унифицировала крупные товарные позиции и, вместе с тем, разрешала подписавшим Конвенцию о БТН странам выделять мелкие позиции, исходя из интересов национальной экономики. Компромиссное решение проблемы классификации, принятое в БТН, оказалось очень удачным и к концу 60-х годов на основе БТН были построены таможенные тарифы более 100 государств. Прошло время и потребности возросшей международной торговли, изменения в ее товарной структуре потребовали создания новой товарной номенклатуры, приемлемой для всех стран. В 1983 году представительный международный орган – Совет по таможенному сотрудничеству, утвердил проект международной конвенции в отношении новой товарной номенклатуры, получившей название Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. С 1 января 1988 года начался переход на классификатор ГС, и теперь он лежит в основе таможенных тарифов большинства государств мира. Конвенция о ГС – это международный правовой документ, содержащий обязательства присоединившихся к Конвенции стран принять ГС в таможенных целях. Гармонизированная система сочетает в себе унифицированную схему классификации товаров – объектов международной торговли и возможность ее гибкого приспособления к национальным потребностям отдельных стран. Таможенные формальности различных государств в последнее время существенно сблизились и регулируются общими принципами и нормами, что значительно облегчает международную торговлю и транспортные операции. В этом сближении правил и практики таможенных процедур большую роль играют Европейская экономическая комиссия, Конференция ООН по торговле и развитию, Совет по таможенному сотрудничеству, исполнение Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Так, сейчас таможенные формальности более чем в 130 государствах регулируются соответствующими статьями ГАТТ. Одним из важных документов, направленных на упрощение и рационализацию таможенных формальностей, является Конвенция «О гармонизации и упрощении таможенных процедур», принятая в Киото (Япония), часто называемая Конвенцией Киото. Положения этой Конвенции являются международными правилами таможенного контроля, применяемыми в большинстве развитых государств. Таможенные формальности начинаются с момента пересечения товаром таможенной границы страны. Обычно правилами предусматривается, что после досмотра и идентификации средств транспорта и грузов они должны тотчас же направляться в таможенное учреждение для последующего таможенного оформления. Часто таможенные формальности, действующие до предъявления таможенной декларации, носят минимальный характер: таможенные власти при пересечении границы могут потребовать только документы, необходимые для идентификации транспортных средств и грузов. То есть, содержащих сведения о числе мест груза, его маркировке, весе и названии, а также сведения о транспортном средстве. Таможенное оформление грузов с целью пропуска товаров для внутреннего потребления или на экспорт – это комплекс операций, включающий представление таможенной декларации, сопровождающих ее документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне и их возможный таможенный досмотр, начисление и уплату таможенных пошлин и сборов, выпуск товаров таможней. Обязательной процедурой таможенного оформления является декларирование грузов. Во многих государствах лицом, подающим таможенную декларацию, может быть не только владелец груза, но и другое лицо (например, агент или брокер), которое действует от имени грузовладельца. Форма таможенной декларации в разных странах различается, однако обычно в ней должны содержаться такие сведения: имя и адрес лица, подающего декларацию, имя и адрес экспортера (импортера), вид транспорта и его характеристика, данные о товаре, количество грузовых мест, маркировка, вес, сведения, необходимые для начисления пошлин и сборов, перечень документов, прилагаемых к грузовой декларации. Для заполнения таможенной декларации практически во всех странах используются международные цифровые коды товаров, средств транспорта и т.д., что дает возможность использовать систему автоматической обработки документов и значительно ускорять таможенное оформление грузов. Дополнительно к таможенной декларации таможенные власти могут потребовать предоставления следующих документов: импортная (экспортная) лицензия, свидетельство о происхождении товара, санитарный, ветеринарный или фитосанитарный сертификат, транспортные документы. Представленная таможенная декларация должна быть принята таможенным учреждением, и с этого момента она становится основным документом для оформления грузов и транспортных средств. После принятия таможенной декларации и проверки того, что она содержит все необходимые для таможенных властей сведения, возможны следующие этапы таможенного оформления: чаще всего декларация признается и товары выпускаются таможней (до или после уплаты пошлин и сборов); иногда привлекаются и проверяются дополнительные документы для проверки декларации; довольно редко проверка декларации сопровождается таможенным досмотром товаров. Таможенный досмотр товаров осуществляется с целью определения соответствия груза, представленного таможенным властям, его описанию в таможенной декларации и в сопроводительных документах. В большинстве государств законодательно не установлена обязательность таможенного досмотра грузов, решение о его осуществлении принимает таможенная служба. Таможенные пошлины и сборы уплачиваются в том таможенном учреждении, где была представлена таможенная декларация и произведено таможенное оформление. В подтверждение уплаты пошлин таможня делает отметку на экземпляре декларации, который остается у представившего ее лица. Во многих странах по просьбе плательщика пошлин таможенные власти допускают отсрочку в уплате пошлин и сборов в ответ на представление соответствующей гарантии. Завершающая стадия таможенного оформления – выпуск товара таможней на экспорт или для употребления внутри страны. Такой выпуск может осуществляться до завершения всех операций, описанных выше, если таможне представлен соответствующий официальный документ, содержащий основные сведения о товаре. В настоящее время во многих странах созданы компьютеризированные системы, обслуживающие таможни, которые позволяют ускорить процесс таможенного оформления товаров и снизить связанные с ним материальные издержки. Принятая ИМО в 1965 году Конвенция по облегчению международного морского судоходства с целью решения проблем по унификации и упрощению формальных процедур, норм, правил и многочисленных требований национальных властей, связанных с приходом в порт, стоянкой и отходом судов, совершающих международные рейсы позволяет предотвращать задержки в морском транспортном процессе, способствовать в этом сотрудничеству государств. Конвенция ограничивает (до семи) количество деклараций, которые должны предоставляться судном властям в порту посещения. Основные положения Конвенции и перечень деклараций приведены в § 1.6. Конвенция определяет стандарты как международно-согласованные меры, которые необходимы для упрощения международного морского судоходства, и рекомендованную практику, применение которой желательно. Любое правительство государства, присоединившегося к Конвенции, которое считает необходимым применять другие правила, а не рекомендованные Конвенцией, должно информировать об этом Генерального секретаря ИМО. Таким образом, во многих странах мира при таможенном оформлении судов, прибывших с грузом, может использоваться форма грузовой декларации, рекомендованная ИМО. В Украине таможенное обеспечение внешнегрузовых перевозок осуществляет Государственная таможенная служба. Правовой основой таможенного контроля в Украине являются следующие документы: Закон Украины «О таможенном деле в Украине» от 25 июня 1991 года; Таможенный кодекс Украины, подписанный Президентом Украины 1 января 2004 года; Закон Украины «О едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 года; Закон Украины «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам Украины по таможенным вопросам» от 28 января 1994 года. А также подзаконные акты, Указы Президента Украины, инструкции и положения, издаваемые Кабинетом Министров Украины по различным вопросам таможенного контроля и налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины. За таможенное оформление товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу Украины, с субъектов предпринимательской деятельности и других организаций таможенными учреждениями взимаются таможенные сборы. Плата за таможенное оформление является обязательной для всех субъектов предпринимательской деятельности, если они не освобождены от нее действующими законодательными актами. Таможенные сборы взимаются до или в момент предъявления грузовой таможенной декларации - в процентах к тарифной стоимости товаров. Последняя определяется в соответствии с положениями Закона Украины «О едином таможенном тарифе». Товары и другие предметы, за оформление которых не были уплачены таможенные сборы, пропуску таможенными учреждениями не подлежат. Взимание налогов с товаров (предметов), перемещаемых через таможенные границы Украины, регулируется рядом документов: законами Украины, декретами Кабинета Министров Украины, приказами и инструкциями Министерства финансов и Главной государственной налоговой инспекции Украины. В морских портах Украины осуществляется контроль за грузами (предметы, багаж, почтовые отправления): ввезенными из-за границы до выпуска внутрь страны; вывозимыми за границу; транзитными; перевозимыми из одного таможенного учреждения в другое – до выпуска их за границу. Выгрузку, погрузку, перегрузку, исправление повреждений, вскрытие и переупаковку грузовых мест осуществляют с разрешения таможни. При прибытии судна в украинский порт капитаны предъявляют инспекторам таможни следующие документы: Генеральную декларацию (1); Грузовую декларацию (2); Манифест и коносаменты на импортный и транзитный грузы (5); План выгрузки; Судовую роль; NIL LIST (в отношении нелегалов, пассажиров, животных); Общую таможенную декларацию для иностранных судов (2); Справку о судовой кассе (1); Список судовых запасов (2); Список оружия, боеприпасов и наркосодержащих препаратов (2); Индивидуальные таможенные декларации (для украинских членов экипажа); Гарантийное письмо о невыносе с борта судна запасов, закупленных за границей (для украинских судов); Список пассажиров. Одновременно с таможенными органами и пограничниками судовые грузовые документы проверяются органами санитарно-карантинной службы, сельскохозяйственного карантина и ветеринарного контроля. При необходимости производится осмотр судна и предъявление грузов, подлежащих выгрузке в порту. О результатах выгрузки груза составляется акт, который подписывается капитаном, сотрудником таможни и представителем порта. Перед отходом судна за границу капитан представляет таможенным органам: грузовую декларацию (2); манифест и коносаменты на погруженный груз (5): судовую роль (1); NIL LIST; общую таможенную декларацию (1); справку о судовой кассе (1); список судовых запасов (2); список оружия, боеприпасов и наркосодержащих препаратов (2); индивидуальные таможенные декларации (для украинских членов экипажа); список пассажиров (1). В иностранных портах правила оформления таможенными органами прихода/отхода судна несколько отличаются от принятых на Украине, но в большинстве случаев перечень предъявляемых капитаном документов аналогичен указанным выше. Образцы документов, которые должны предоставляться судном инспекторам таможни в портах, приведены в Приложениях. 17. Транспортно – экспедиторское и агентское обслуживание морских перевозок В процессе реализации товара, а затем его продвижения (перевозки) от продавца к покупателю участвуют определенное число юридических (физических) лиц. Во-первых, это продавец и покупатель, правоотношения которых определяются договором купли-продажи товара (торгового контракта). В соответствии с транспортными условиями такого контракта та или другая сторона принимает на себя обязанность организовать доставку товара, т.е. выполнить функцию грузоотправителя. Эта функция выражается в виде обязательства грузоотправителя найти подходящего перевозчика товара и заключить с ним договор перевозки. Основное условие такого договора для перевозчика - обязательство доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать получателю, а для грузоотправителя – обязательство уплатить перевозчику за перевозку груза установленную плату. При выполнении договора перевозки необходимо осуществить целый ряд операций организационного, технического и коммерческого характера, особенности которых зависят от свойств груза, вида перевозки, международных и национальных правовых норм. Такие сложности в организации морских перевозок грузов привели к тому, что у судовладельца (перевозчика) и грузовладельца уже давно появились помощники, обеспечивающие выполнение ряда операций, связанных с транспортировкой грузов. Для судовладельцев – это морские агенты (maritime agents), для грузовладельцев – экспедиторы (forwardes). Таким образом, в судоходной индустрии уже более сотни лет существует агентское и экспедиторское обслуживание, имеющее свой рынок, законы и правила. Это обслуживание, по сути, носит обязательный характер: трудно представить успешную деятельность капитана судна, в период рейса посещающего десятки портов разных стран, без эффективной поддержки морских агентов; аналогичное мнение существует и в отношении грузовладельцев, существенную помощь которым оказывают экспедиторские фирмы. Поэтому перевозчик заключает договор (соглашение) агентирования с соответствующей агентской фирмой, а грузовладелец (грузоотправитель) - договор транспортной экспедиции (поручения, комиссии), сторонами которого являются он сам, фирма - экспедитор и получатель груза. Согласно договора транспортной экспедиции между экспедитором и клиентом экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных этим договором услуг, связанных с перевозкой. Морской агент согласно агентскому соглашению обязуется для своего принципала (перевозчика) за вознаграждение и за его счет совершить некоторые юридические и иные действия. Таким образом, оба вида договоров предоставляют и экспедитору и агенту право выполнять необходимое число юридических сделок, связанных с обслуживанием процесса транспортировки грузов. В этой связи, агент и экспедитор постоянно находятся в определенных правоотношениях с принципалами и третьими лицами. Различают внутренние и внешние отношения агента и экспедитора. Внутренние отношения - это взаимоотношения агента или экспедитора со своим принципалом; внешние - их отношения с многочисленными третьими лицами, носящие характер посредничества. Общепринято, что агент или экспедитор не несут ответственности перед третьими лицами и принципалом, если они действуют от имени этого принципала и в рамках полученных от него полномочий, а их действия не содержат признаков вины. Любая сделка, подписанная агентом или экспедитором от имени своего принципала, создает определенные права и обязанности между принципалом и третьим лицом. Понятие «третье» лицо в транспортной экспедиции охватывает официальные власти: администрацию портов, железнодорожных и автомобильных дорог, таможенные, пограничные, санитарные, правоохранительные органы, консульства, судебные органы и др. А также партнеров по договорам, которыми могут быть фрахтователи, отправители и получатели груза, снабженческие фирмы; кроме того, к «третьим» лицам относятся сюрвейеры, страховщики, адвокаты, представители классификационных обществ и др. Транспортно-экспедиторские фирмы различаются по роду деятельности и по форме организации. По роду деятельности они могут быть чистыми посредниками: это предприятия, владеющие транспортом, контейнерами, погрузочной техникой, складами, производственной базой по упаковке, маркировке товара и т.п. По организационным принципам транспортно - экспедиторские организации делятся на фирмы, общества, предприятия, объединения и союзы с разной степенью ответственности и специализированные по отдельным операциям и по осуществлению полного комплекса транспортно-экспедиторских услуг на всем протяжении продвижения товара. Обеспечение экспедиторского обслуживания вне транспортного предприятия позволяет решать следующие важные задачи: освободить транспортные организации от второстепенных для них организационных и технических операций; сосредоточить вопросы подготовки товаров для транспортировки, оформления товаросопроводительной и транспортной документации, обеспечения сохранности, упаковки, маркировки и т.п. в специально созданных для этих целей организациях; за счет специализации и концентрации значительно повысить производительность труда при транспортировке, экспедиторской обработке, погрузке-выгрузке товаров. Экспедитор может сравнительно быстро добиться максимальной координации планов транспорта с другими сферами производства, способствовать хорошей организации погрузочно-разгрузочных работ, более полной загрузке транспортных средств, ускорению их оборота, наиболее рациональному использованию всех видов транспорта, устранению убыточных и встречных перевозок и лучшему использованию контейнерного парка. Договор транспортной экспедиции внешнеторгового груза по своей правовой сущности является договором об организации перевозок, который правовыми нормами регулирует взаимоотношения сторон такого договора – клиента (грузоотправителя) и экспедитора. В целях стандартизации оформления договора транспортной экспедиции ФИАТА в 1984 году разработала проформу экспедиторского поручения - FIATA Forwarding Instructions (FFI). Эта проформа используется клиентом (грузоотправителем) для предложения экспедиторской фирме заключить договор транспортной экспедиции. Письменное согласие экспедитора на исполнение выданного ему поручения с указанием в нем размера экспедиторского вознаграждения считается заключением договора. Разовые экспедиторские поручения редко используются при перевозках внешнеторговых грузов, обычно грузоотправитель заключает долгосрочный контракт на организацию перевозок, в котором оговаривается процедура оформления отдельных экспедиторских поручений на основе формы FFI. Договор экспедирования содержит: указания сторон, предмет договора с перечнем предоставляемых услуг, права, обязательства и ответственность сторон, тарифы, сборы, ставки, экспедиторское вознаграждение, страхование, таможенные операции, порядок расчетов за услуги и удовлетворения претензий и исков и некоторые прочие условия. В большинстве стран в функции международного экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: упаковка, затаривание, заключение с перевозчиком договора на перевозку и планирование необходимого подвижного состава, выбор наиболее рациональных путей доставки и видов транспорта. Нередко экспедитор несет ответственность и за организацию погрузочно-разгрузочных работ, которые поручает квалифицированным стивидорным фирмам. В обязанности экспедитора входит также подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов, осуществление расчетов с перевозчиками. В качестве иллюстрации к сказанному на рис.2.1. приведена упрощенная схема организации транспортно-экспедиторского обслуживания (ТЭО) перевозки груза в контейнерах на экспорт на морском транспорте. Жирными линиями с оцифровкой здесь показано движение груза, тонкими – связь экспедитора с другими участниками транспортных операций. Буквами обозначаются операции: К1 – внешнеторговый контракт между предприятием-отправителем и внешне-торговой компанией – клиентом экспедитора; К2 – контракт, заключенный между внешне-торговой компанией и покупателем груза; Д1 – договор транспортной экспедиции; Д2 – договор с наземным перевозчиком; Д3 – договор между морским перевозчиком и терминалом порта; Д4 – договор с контейнерным терминалом; Р – резервирование места на морском судне, выдача коносаментов и других грузовых документов; И1 – извещение о выдаче порожних контейнеров; И2 – извещение об отправке груженных контейнеров; И3 – извещение клиента об отгрузке груза на экспорт и пересылка грузовых документов. Цифрами указано: 1 – перевозка порожних контейнеров; 2 – перевозка груженных контейнеров; 3 – погрузка на морское судно; 4 – выгрузка в порту назначения и выдача получателю. Необходимо отметить, что масштабы использования ТЭО в современной практике международных внешнеторговых связей поистине огромны. В настоящее время в мире насчитывается около 40 тыс. экспедиторских фирм, в которых работают более 9 млн. человек. В частности, в странах Восточной Европы ведущие позиции на рынке транспортных услуг занимают крупные экспедиторские компании «Чехофрахт» (Прага), «Ц. Хартвиг» (Варшава), «Ромтранс» (Бухарест), «Машпред» (Будапешт). В Китае действуют госу И1 К2 К1 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ КЛИЕНТ ЭКСПЕДИТОРА ПОЛУЧАТЕЛЬ ГРУЗА ПРЕДПРИЯТИЕ-ОТПРАВИТЕЛЬ ЭКСПЕДИТОР ПОЛУЧАТЕЛЯ ЭКСПЕДИТОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗЧИК (В ПОРТУ ПОГРУЗКИ) КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ (ПОРТ ВЫГРУЗКИ) НАЗЕМНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК (АТП, Ж/Д) КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ (ПОРТ ПОГРУЗКИ) ТЕРМИНАЛ ПО ХРАНЕНИЮ ПОРОЖНИХ КОНТЕЙНЕРОВ Д3 Д3 Д4 Д1 Д2 И2 И3 Р 4 4 3 1 23 Рис.2.1. Схема организации ТЭО перевозки экспортного груза в контейнерах дарственные экспедиторские предприятия «Синотранс» и «Синофрахт». В России зарегистрировано около 18 тыс. транспортно-экспедиторских предприятий и агентств. В Украине также действует много агентств разной формы собственности, осуществляющих транспортно-экспедиторское обслуживание морских перевозок грузов. В частности, бывший во времена СССР главным экспедитором «Союзвнештранс» сейчас получил «новую» жизнь в виде экспедиторских агентств «Ильичевсквнештранс», «Измаил-внештранс», «Азоввнештранс» и др. В 1993 году Постановление Кабинета Министров Украины были утверждены правила - «Транспортно - экспедиторская деятельность во время перевозок внешнеторговых и транзитных грузов», которыми руководствуются украинские экспедиторские предприятия. В названном документе, в частности, указывается, что транспортно - экспедиторским обслуживанием могут заниматься субъекты предпринимательской деятельности, которые в установленном порядке получили на это специальное разрешение (лицензию). Эти субъекты (экспедиторы) действуют по поручению отправителей и получателей грузов. Транспортно-экспедиторские услуги состоят из комплекса услуг, связанных с подготовкой и отправлением грузов, проведением взаиморасчетов, контролем за прохождением и получением грузов. В документе приводятся операции, которые выполняют экспедиторы по поручению грузовладельцев, обязательства транспортных предприятий. Отношения участников транспортно-экспедиторской деятельности устанавливаются на основе договоров. Приводится также определение и правила транзитных перевозок грузов через территорию Украины. В 2004 году Президент Украины подписал Закон «О транспортно-экспедиторской деятельности». Закон содержит перечень прав и обязанностей как экспедитора, так и клиента, которому предоставляются транспортно-экспедиторские услуги. Согласно закону транспортно-экспедиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по предоставлению услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов. Закон предусматривает, что экспедиторы могут, в частности, предоставлять следующие услуги: обеспечение оптимального транспортного обслуживания и организация перевозки грузов разными видами транспорта, оптимизация движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю с целью достижения минимального уровня расходов; фрахтование судов и привлечение других транспортных средств для своевременного отправления грузов; осуществление принятия, накопления, доработки, сортировки, складирования, хранения и перевозки грузов; организация экспертизы и охраны грузов; оформление товаротранспортной документации и другие транспортно-экспедиционные услуги предоставляются экспедиторами по договору транспортного экспедирования. Морские суда при заходе в порты, кроме осуществления погрузочно-разгрузочных операций, принимают снабжение, воду, топливо, производят ремонт, выполняют пограничные, таможенные, санитарные и другие формальности. Различные работы и формальности, связанные с судном, проводятся в портах разных стран мира неодинаково. Выполнение операций непосредственного обслуживания судна, содействие капитану во взаимоотношениях с портовыми, таможенными, пограничными и другими должностными лицами, помощь в организации и проведении погрузки/разгрузки, ремонтных работ, в приобретении снабжения для судна и т.д. – все это является агентированием судов, которым занимаются морские агенты. Агентирование судов (ship's agency service, agency service for ships) – это выполнение агентом по договору с принципалом, являющимся судовладельцем или фрахтователем судна, обслуживания судов в порту, а также действий по представлению и защите интересов принципала в порту. Агентирование сводится к выполнению трех групп услуг, а именно: 1) оформлению судна в порту - кларированию; 2) техническому обслуживанию и снабжению судна; 3) коммерческим услугам. Порученные действия выполняются агентом от имени принципала и касаются широкого круга вопросов: прием и отправка судов с выполнением портовых, пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с пребыванием судна в порту; обслуживание судна в порту (включая оплату пошлин, портовых сборов и штрафов, ремонтные судовые работы, снабжение судов топливом, водой, продовольствием и т.п.); обеспечение судов причалами, буксирами, лоцманами и др.; подготовка и прием груза к перевозке; организация погрузочно-разгрузочных работ и сдачи-приемки грузов, контроль над ходом грузовых операций, подготовка и оформление грузовых и судовых документов, урегулирование претензий по перевозкам с грузовладельцами и портовыми властями, защита интересов судовладельцев и т.д. В сфере мирового судоходства используются разные термины (портовый агент, агент судовладельца, судовой агент) для лиц, занимающихся этой деятельностью и различные определения понятия «морской агент». Чаще всего подразумевается, что морской агент – это представитель и помощник судовладельца, выступающий от имени и за счет последнего в соответствии с полномочиями, основанными на законе или договоре во всех делах судовладельца коммерческого и административного характера, которые связаны с морской перевозкой грузов или пассажиров. Классификацию морских агентов выполняют по ряду различных признаков. По объему полномочий: универсальный агент (universal agent) – имеет неограниченные полномочия принципала заключать любые коммерческие сделки; генеральные агент (general agent) – уполномочен решать все вопросы агентирования судов в нескольких портах данной страны или региона. Он выполняет эту работу через субагентов в портах на основе заключенных с ними соглашений или через филиалы своей компании; специальный агент (special agent) – выполняет какую-нибудь одну функцию, например фрахтовый брокер в трамповом судоходстве (посредник при заключении фрахтовой сделки), брокер – аквизитор в линейном судоходстве (агент по привлечению новых грузов). По порядку назначения: агент судовладельца (owners agent) – выполняет от имени и по поручению судовладельца определенные функции в отношении судна, а также контролирует выполнение отправителями или получателями грузов их обязательств в соответствии с условиями договора перевозки, коммерческими правилами и практикой портов. агент фрахтователя (charterer’s agent) – назначается по условиям чартера отправителем или получателем груза, но действует от имени и по поручению перевозчика (страховщика). Обязан защищать интересы судовладельца, который выплачивает ему вознаграждение за предоставленные услуги. При обслуживании судна агентом фрахтователя капитан не всегда может полностью полагаться на его рекомендации, т.к. такой агент является служащим противной стороны. С учетом этого в международной практике сохранилась практика назначения судовладельцем протектинг агента. протектинг агент (protecting ahgent) – договорной агент судовладельца в данном порту, выполняющий функции доверительной защиты интересов судовладельца, к которому капитан судна, обслуживаемого агентом фрахтователя, может обратиться за рекомендациями и помощью по спорным вопросам. Его услуги оплачиваются в размере 50% от базисной ставки. По виду судоходства: линейный агент (liner agent) – помимо обычного обслуживания выполняет ряд дополнительных функций: объявляет расписание линий, рассылает по запросам грузовладельцев тарифы линии, выполняет котировку ставок, букирование грузов га линии, заключает контракты со стивидорными, тальманскими, складскими и сюрвейерскими компаниями, организует обработку судов в пределах расписания линии, организует перевалку груза по сквозному или мультимодальному коносаменту, оформляет грузовую документацию, оказывает помощь судовладельцу по связи с линейной конференцией. Особую группу составляют агенты по пассажирским перевозкам, хотя фирмы, специализирующиеся только на обслуживании пассажирских перевозок, - явление относительно редкое. Как правило, крупные агентские компании имеют свои пассажирские отделы. судовой агент (ship’s agent) – имеет дело с трамповыми судами и является доверенным лицом, которое осуществляет обслуживание судов, представляет и защищает интересы судовладельца в определенном порту. Обычные его обязанности включают в себя: извещение отправителей грузов и соответствующих государственных органов о времени прибытия судна; предоставление капитану судна достоверной информации о порте и действующих в нем правилах и обычаях; осуществления всякого рода формальностей, связанных с заходом судна в порт, стоянкой и обслуживанием его в порту, включая оплату судовых сборов; организацию снабжения судна топливом, водой, продовольствием и другими материалами, обеспечение проведения погрузочно-разгрузочных работ и расчетов по ним; своевременное оформление грузовой и судовой документации, обеспечение культурного и медицинского обслуживания экипажа, оформление и регулирование претензий, оформление отчетной денежной документации, регулирование всех вопросов между капитаном, грузовладельцами и портовыми властями, обеспечение защиты интересов судовладельца и т.д. Агент выступает посредником между судовладельцем и всеми организациями, которые оказывают услуги судну, и обязан выполнять все инструкции судовладельца, если они не противоречат закону. Взаимоотношения между принципалом и агентом обычно строятся на базе агентского договора, предусматривающего объем и порядок предоставления услуг, а также размеры агентского вознаграждения. В практике международного судоходства применяются следующие виды агентских соглашений: на портовое агентирование (port agency agreement). Применяется в основном для агентирования трамповых судов; на генеральное агентирование (general agency agreement). Агенту предоставляется исключительное право на агентирование судов принципала в зоне действия агента, ему даются широкие полномочия по всем вопросам обслуживания судна, груза, экипажа и пассажиров; на агентирование линии (liner agency agreement). Заключается линейными компаниями с агентскими фирмами; на агентирование парка оборудования (equipment control agreement). Агенты, обслуживающие контейнерные линии, осуществляют контроль за обработкой и техническим состоянием контейнеров. В агентском соглашении указываются как обязанности агента, так и обязанности судовладельца по отношению к агенту. К последним можно отнести: своевременную полную оплату агентского вознаграждения и возмещение всех расходов агента; информирование агента обо всех контрактах, заключенных принципалом с третьими лицами; предоставление информации агенту обо всех изменениях расписания линейных грузовых и пассажирских судов и о подходе трамповых судов; оповещение агента обо всех новых судах, принятых на баланс судовладельца, открытии новых линий и т.п. Непременным условием хорошего обслуживания судна является исчерпывающая информация судна агенту о предполагаемом времени прибытия в порт и о потребностях в бункере, воде, продуктах и т.д. Сообщение капитана должно быть полным в такой мере, чтобы агент заблаговременно мог подготовиться к выполнению отдельных поручений по обслуживанию судна. Агентирование линейных судов сложнее, чем трамповых, т.к. суда на линии работают по расписанию и перевозят многочисленные партии разнородных грузов. Агент оказывает помощь судовладельцу до начала работы линии (составление расписания, подбор стивидорной компании и т.п.). В период работы линии главная обязанность агента - привлечение грузов. Агент занимается инкассацией фрахта, ведет расчеты с другими судоходными компаниями (при перевозках по сквозному коносаменту). Работа морского агента включает три этапа: до подхода судна, в период стоянки в порту, после ухода судна из порта. На первом этапе он готовит необходимые мероприятия по обеспечению эффективного обслуживания судна, на втором - решает все текущие вопросы, на третьем оформляет все документы, относящиеся к стоянке судна, и пересылает их судовладельцу. По поручению судовладельца агент, обслуживающий судно, обязан оплачивать за счет судна официально установленные для судов сборы по данному порту, а также услуги и работы, произведенные для судна по заказу и при согласии судна. На основании понесенных указанных расходов судовым агентом составляется счет, который принято называть дисбурсментским счетом (disbursement account). Этот счет предъявляется агентом для оплаты судовладельцу. Дисбурсментский счет должен быть составлен и предъявлен агентом судовладельцу независимо от того, были ли предоставлены агенту средства на расходы или нет. Счет должен быть добросовестно составлен и обоснован надлежащей документацией для каждого сбора, для каждой услуги. Формы и содержание отдельных дисбурсментских счетов разнообразны и зависят от действующих в данном порту правил, положений, обычаев и от практики, принятой агентом в данном порту. Обычно ко времени отхода судна из порта агент не успевает оформить оправдательные расходные документы, которые должны быть включены в дисбурсментский счет. В таких случаях к моменту отхода судна агент оформляет так называемую проформу дисбурсментского счета (предварительный дисбурсментский счет), куда вносит все статьи обязательных расходов с указанием суммы по каждой статье и отдельно суммы по необязательным расходам. Окончательный дисбурсментский счет агент, как правило, составляет после выхода судна из порта. Поэтому капитан обязан заблаговременно требовать от агента оформления основных документов с тем, чтобы проверить и подписать их до отхода судна. В дисбурсментский счет вносят расходы только по определенному судну, т.е. включать в него расходы по другим судам или делать взаиморасчеты и зачеты запрещается. Расходы, входящие в состав дисбурсментского счета, можно разграничить на три основные группы: расходы по оплате портовых сборов; расходы по оплате услуг; расходы по оплате технического и продовольственного снабжения. В различных портах мира существует большое разнообразие сборов и видов услуг, которые отличаются по наименованиям и по условиям начисления. Некоторые из них, отличаясь по наименованию, являются аналогичны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.