Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика, как наука, ее объект. Ее роль в развитии общества






Пед. наука – область исследований человеческих знаний, предметом которых являются закономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед. проц. (образования) как фактора и средства развития чел. на протяжении всей его жизни).

Предмет – образование как реальный целостный пед. процесс, целенаправленно организуемый в спец. соц. институтах.

Теоретические задачи:

• выявление закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспита­ния, управления образовательными структурами (методическая)

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее (прогностическая).

С философией: методологическая ф-ия философии (разрабатывает сист. общ. принципов и способов научного познания); явл. теоретич. платформой осмысления пед. опыта и создания пед. концепций.

С психологией: важнейший источник науч. обоснования образовательного процесса.

С биологией: проблема соотношения природных и соц. факторов развития чел., кот. явл. центральной и для педагогики.

С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования, выявление осн. тенденций развития слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности); политологией ( образовательная политика явл. отражением гос. идеологии).

Педагогика является прикладной наукой, выполняющей определенные социальные функции. Как и любая другая наука, педагогика имеет свой предмет исследований. Изначально предметом исследования педагогики принято было считать воспитание и подготовка к жизни подрастающего поколения или, говоря иными словами, детей. Однако в середине XX в. такое определение предмета педагогики подверглось сомнению. И, в результате, предметом современной педагогики является воспитание и квалифицированное руководство не только детей, но и взрослых людей всех возрастов. Само слово педагогика произошло от греческих слов paides – дети и ago – вести. Дословный перевод слова «пайдагогос» – «детоводитель». Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу. К вопросам изучения педагогики относится: изучение процесса развития и становления личности; влияние сущности и закономерностей развития на воспитание; формирование целей воспитания; исследование, накопление и усовершенствование методов воспитания.

Важнейшими понятиями педагогики является воспитание, обучение и образование, производимое в различных учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Воспитание, как общественное явление, выступает средством подготовки формирующегося человека к жизни в существующем обществе, развития у него необходимых для этого свойств и качеств, прививание соответствующих культурных навыков. Будучи неразрывно связано с образованием и обучением, воспитание отвечает за порождение стимулов и мотивации к получению образования, подготовку человека к процессу обучения.

К задачам педагогики относится формирование, обозначение и исследование закономерностей воспитания и образования, управления системами образования и воспитания. При этом под закономерностями понимаются связи между искусственно созданными и образовавшимися естественным образом условиями и результатами.

Изучение и обобщение педагогического опыта, переработка новых педагогических теорий и, как результат, выявление таких подходов, которые могут быть использованы в массовой педагогической практике. Выявление, исследование и учет педагогических ошибок и причин, приводящих к нежелательным результатам в результате применения тех или иных методов воздействия. В рамках педагогической деятельности происходит выявление наиболее и наименее благоприятных условий для полноценного развития личности. Разработка теоретических моделей образовательной инфраструктуры. Внедрение в педагогическую практику наиболее перспективных из них. Прогнозирование развития образовательной и воспитательной систем. Отслеживание постоянно изменяющихся требований современного общества к его членам с последующим учетом результатов при разработке новых методик в педагогической деятельности.

Результаты педагогического воздействия определяются в соответствии с оценкой воспитанности, образованности и развитости личности.

Большое и неоспоримое влияние оказывает педагогическая наука на развитие общества. Развиваясь, педагогическая наука накапливала все больше знаний, доступных людям на каждом этапе развития производства, науки и искусства. И каждое новое поколение имело доступ к более объемным, совершенным знаниям, которые постепенно складывались во взаимосвязанную систему, содержащую сведения об окружающем мире. Кроме этого, педагогическое влияние на формирование личности человека на каждом историческом этапе производилось с использованием новых, прогрессивных в рамках того времени, методов. Развиваясь, педагогика совершенствовалась за счет накопленного педагогического опыта, анализа и выявления наиболее результативных и позитивных методов и средств, применяемых в обучении, образовании и воспитании. Благодаря педагогической науке развивался и сам человек, получая все более ясную картину устройства мира, присущих ему процессов и закономерностей. Следствием всего этого явилось развитие общества, пополняющегося более интеллектуально и культурно развитым новым поколением, и, соответственно, предъявляющее все более высокие требования к образованию человека, способности легко вливаться в жизнь общества и полноценно реализовывать в его рамках свои возможности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.