Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование детского кол-ва.






Коллектив имеет большое влияние на форм-ие личности. В общей работе у чел-ка разв-ся чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочуствия. Коллектив в пед-ке = объединение уч-ов, отличающихся признаками: 1) Общая общест-знач цель. 2) Общая совместная деят-ть.3 ) Доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество 4) Общий выборный руководящий орган.

Особ-сти коллектива: сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доброжелат-ть, бескорыстие.

Ученич. коллектив =группа уч-ков, объед-я общей целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью.

Этапы создания кол-ва: 1) становление колл-ва (стадия первонач-го сплочения). От педагога исходят все требования. (став-ся цель) 2) созд.актива (саморегул-я, организ-я, инициатива от детей) 3) Созд. собств. кол-ва.

Стадии развития коллектива:

1. Педагог организует деятельность детей. Подбирает актив класса – неформальные лидеры.

2. Актив класса принимает требования педагога и передаёт их коллективу. Требования вырабатывает педагог с ребятами.

3. Большая часть учащихся предъявляет требования к поведению коллектива и себя самого – стадия расцвета коллектива.

4. Личность сама предъявляет себе требования согласно требованиям коллектива.

Признаком сформ-ти колл-ва: 1 )ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 6) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.

Три модели отн-ий между Л. и К. 1) Личн-ть подчиняется К. 2) гармонизация отн-ий. 3) личн-ть подчиняет К. (лидерство)

Значение коллектива:

1.Личность получает удовлетворительную жизнедеятельность.

2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться.

3. Легче приучить соблюдать правила в коллективе.

Развитие групп (Уманский):

1. Группа – конгломерат – 1-ый класс – ничто не связывает.

2. Группа – ассоциация – притирка друг к другу.

3. Кооперация – отличное знание друг друга. Высокий уровень групповой подготовки и сотрудничества, но нет психологической совместимости.

4. Группа – автономия – не только деловые и межличностные отношения. «моя группа».

5.1 Группа – корпорация – зацикленность на своих проблемах – отношения на уровне соподчинения и страха.

5.2 Группа – коллектив – демократические отношения.

+++

Латинское слово “коллективус” переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения коллектива:

любая организованная группа людей

только высокоорганизованная группа людей.

В педагогической литературе: коллективом называется объединение воспитанников, отличающихся рядом отличительных признаков.

Признаки коллектива:

Общая социально значимая цель. Важно: какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.

Отношение общественной зависимости - единство переживаний, связанных с достижением цели, и единство оценочных суждений (моральное единение).

Общий выборный руководящий орган - демократические отношения, прямое и открытое избрание органов управления.

Сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя - психологический климат. Взаимопомощь, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, соревнование

Разумное сочетание личных и общественных интересов.

Значит: ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма его жизни, остановка - смерть.

Определил этапы его развития:

1 стадия - становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.

2 стадия:

усиливается влияние актива.

стабилизируется структура коллектива. Оформляются нормы поведения, круг требований.

теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности.

Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.

3 стадия - расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.

4 стадия и последующие - каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции - устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).

Большие традиции - яркие, массовые события.

Малые традиции - повседневные, но не менее важные, они не требуют особых усилий.

А.С. Макаренко - о перспективах - это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.

Близкая перспектива - поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование. Высший уровень - радость от ожидания, осуществления.

Средняя перспектива - проект коллективного события несколько отодвинутого во времени. Нужны усилия, определенные затраты. Пример: подготовка к проведению соревнования, школьного праздника и т.д. Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив.

Далекая перспектива - отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий. Пример: успешное окончание школы.

Непрерывная смена перспектив - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

А.С. Макаренко - принцип параллельного действия - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием 3-х сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель - непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на 2-ой стадии коллектива.

Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово (свой пример: в студенческой группе, стипендия…)

Долгие годы авторитет Макаренко был непоколебим. Но процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов переосмыслить эти ценности. Появились альтернативные взгляды. 1-й - доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров - осуждал диктатуру коллектива, снижение роли личности; Сухомлинский -

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.