Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель поведения безопасности дорожного движения






 

Развитие цивилизации неразрывно связано с решением проблем обеспечения безопасности человека. Современные дороги представляют собой объект повышенной опасности для участников дорожного движения. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации является обеспечение безопасности на российский дорогах. В настоящее время действует уже вторая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, которая приняла эстафету у федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006– 2012 годах». Особое внимание в этих программах отводится проблеме личной ответственности каждого участника дорожного движения за свои действия. И сегодня можно уверенно констатировать, что общество с каждым годом все отчетливее осознает, человека следует как можно раньше, с детского возраста, учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на улицах. И здесь на первое место выходят учреждения образования, где дети не только учатся, но и проводят большую часть времени после уроков. В России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения. Однако результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения детьми правил поведения на улицах и дорогах, незнания Правил дорожного движения, стремления подражать взрослым, психологической неготовности к возникновению неожиданных стрессовых ситуаций и умению правильно оценить обстановку. Это свидетельствует об отсутствии комплексного подхода, четко выстроенной программы и, соответственно, к низкой эффективности данной работы в образовательных организациях в данный момент. Необходим комплексный подход к профилактической работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Во главе этой модели стоит наиболее значимый фактор в работе системы – это наличие ценностей и мотивации к обучающему процессу. Другими словами – дети должны хотеть участвовать в процессе обучения навыкам правильного поведения на улицах и дорогах, осознавать ценность жизни, стремиться сохранить собственную жизнь и жизнь окружающих, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Воспитание ценностей – это первоочередная задача в процессе выстраивания образовательной парадигмы, нацеленной на результат. Следующая важная составная часть комплексного подхода – это педагогика, то есть теоретическая основа действий по данному направлению. Необходимо отметить, что работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в настоящий момент не хватает выработанных единых требований и педагогических обоснований. Мы считаем, что педагогическое теоретическое обеспечение целесообразно проводить по пяти направлениям:

• информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

• развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным;

• воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах;

• методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

• контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Следующий компонент системы – это содержание. Содержание должно быть практико-ориентированным, то есть осуществляться через взаимодействие учащихся друг с другом, учителем и окружающей средой. Оно должно даваться в контексте конкретной социо-культурной ситуации. Технологии – одна из важнейших составных частей системы образования. Только использование эффективных педагогических технологий позволит сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. В школе 21 века учащиеся являются полноправными членами учебного сообщества. Поэтому при применении различных педагогических технологий необходимо учитывать активное участие ученика в учебном процессе, его самостоятельность, сотрудничество с семьей, междисциплинарные знания. Этому вопросу был посвящен Всероссийский интернет-урок, который проходил при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Его целью было показать новые возможности школы, применяя современные педагогические технологии обучения, которые активно внедряют в практику работы школы основы безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах в контексте Концепции «Образование в 21 веке». Педагогическая технология (от др.-греч. τ έ χ ν η — искусство, мастерство, умение; λ ό γ ο ς — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, всегда приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата. Понятие педагогической технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью «цель – содержание – методы». Поэтому работу мы выстроили как в соответствии с возрастными особенностями ребенка, так и с основными принципами формирования навыков и мотивации. Дошкольное обучение – это, конечно, игровые формы работы. Используя опыт Англии, в своей работе мы опираемся на принцип ситуационного моделирования на уроках в помещении и на улице, что позволяет сформировать внутренний идеальный план поведения ребенка этого возраста. В играх дети активно используют атрибутику городских улиц – светофоры, дороги, машины, входят в различные роли, используют игровой материал. В начальной школе необходимо сочетать практические навыки с теоретическими основами, с целью выработки алгоритма последовательности действий и закрепления его в непроизвольной памяти. В этот период особенно важно использовать междисциплинарный подход, активно внедряя вопросы правильного поведения на улицах в интегрированные уроки или внеурочную деятельность (математика, чтение, окружающий мир и др.). Обучение учащихся средней школы, строится с учетом познавательных интересов детей данного возраста. Работа с этими детьми ведется наиболее активно Министерством образования и науки Российской Федерации и Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Приемы и методы образовательной деятельности на этом этапе, заключаются в решении ситуационных задач, изучении основ Правил дорожного движения, привлечении ребят к участию в движении ЮИД, Всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо», различных акциях. Это прежде всего формирует у ребят эрудицию, разносторонность знаний и желание активно участвовать в социально-значимых мероприятиях.

Анализируя причины ДТП, мы пришли к выводу, что кроме внешних факторов, на дорожно-транспортные происшествия влияют и внутренние факторы:

- уровень теоретической и практической подготовки

-состояние здоровья ребенка -психологическое состояние личности(тревожность, раздражение, стресс)

-психофизиологические особенности личности(быстрота реакции, внимательность, способность к переключению и т.д.)

Если обратиться к международному опыту, то можно выявить, что в основе политики Евросоюза в сфере дорожной безопасности лежит принцип субсидиарной ответственности, когда каждый житель Европы на любом уровне ответственен за безопасность на дороге, а в основе подготовки детей к дорожному движению лежат не только принципы ситуационного метода обучения и создание безопасной дорожной инфраструктуры, но и развитие системы мотивации при изучении требований безопасного поведения на дорогах. Важным фактором в этой работе, безусловно, являются родители. Ведь именно они делают первые шаги в большой мир малыша. Родители играют определяющую роль как в воспитании у детей культуры дорожного движения, так и обеспечении их безопасности на дорогах. В образовательном процессе мы активно используем часы внеурочной деятельности, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы, применяем российский и международный опыт в этой сфере. В современной России образование становится личностно- ориентированным, обращенным на сферу личных интересов и потребностей ребенка. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения, обладать ключевыми навыками и компетенциями. Для формирования ключевых навыков безопасного поведения на дороге необходимы не только знания из основных предметных областей (основы Правил дорожного движения, умение управлять велосипедом, оказание первой медицинской помощи), но и развитие глобального мышления, воспитание гражданской ответственности, привитие ценности здоровья и здорового образа жизни, экономической грамотности. Фундаментом этой работы, конечно же, является система поддержки образовательного процесса и непосредственно педагогические кадры. Ведь именно им предстоит воплотить в жизнь эти новые современные образовательные технологии. И здесь становится очевидно, что первоочередной задачей и результатом образовательного и воспитательного процесса должно стать развитие такого образа мышления ребенка, который привел бы к формированию необходимых ценностей, мотиваций, гражданской ответственности, знаний, культурному и правильному поведению на дороге уже взрослого человека.

Изменения, происходящие в общественной жизни, определили понимание того, что здоровье и благополучие человека являются главной целью деятельности государства, залогом экономического, политического и культурного развития страны. В этой связи особое значение приобретают требования законов Российской Федерации «О безопасности», «О безопасности дорожного движения» и других нормативных актов, предусматривающих подготовку населения к безопасному поведению на дорогах. В настоящее время обеспечение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений мировой социальной политики. Это обусловлено все более усиливающейся опасностью дорожного движения для человека и общества.

Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!

Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, - а это опасно для жизни!

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.

Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения на дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая знаниями, ребенок не может ходить безопасно по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием педагогов, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.

Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения на дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая знаниями, ребенок не может ходить безопасно по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием педагогов, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.

Одной из эффективных форм работы по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге является внедрение Паспортов дорожной безопасности образовательных организаций.

Паспорт отображает информацию об образовательной организации с точки зрения обеспечения безопасности детей на этапах их движения по маршруту «дом-школа-дом», а также к местам проведения учебных занятий и дополнительных мероприятий, и содержит различные план-схемы безопасных маршрутов движения.

Использовать Паспорт могут педагоги и сотрудники Госавтоинспекции при подготовке мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в работе с детьми по разъяснению безопасных маршрутов движения и поведения детей на улицах и дорогах, формированию индивидуальных маршрутов движения детей.

С помощью Паспортов также можно привлечь к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма родителей и представителей общественности, которые имеют возможность, осуществлять общественный контроль за организацией дорожного движения у каждой образовательной организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.