Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационно-методическое обеспечение: сущность, структура, функции, критерии оценки






Внедрение в образовательную систему новых компьютерных технологий позволяет продуктивно решать стоящие перед ней педагогические задачи. Совокупность средств и методов, которые используются для достижения поставленной цели, составляет информационно-методическое обеспечение (ИМО)

Метод - это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решении конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала. В своем общем значении метод - способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция - организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Например, экспериментальный метод представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, которая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой - на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др. Методика - определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса). Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам. Определённая область знаний, отрасль науки (в педагогической науке - методика воспитания). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания).

Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение - новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство - это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции - информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции - прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один - это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов.

Информационно-методическое обеспечение в широком смысле представляет собой комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями; в узком - состоит во внедрении в деятельность детских общественных объединений информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на них.
Информационно-методическое обеспечение представляет собой часть процесса информатизации общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов динамики развития общественного устройства. Предпосылки явления «информационного взрыва» наметились в конце XVIII века, когда переработка всей новой информации стала непосильной для одного человека. Наиболее широкие масштабы этот процесс принял в XX веке. Возникшая повышенная потребность в развитии социально-экономической сферы потребовала разработки информационных средств для создания, передачи, обработки, тиражирования, хранения информации и автоматизации процессов.

Такая потребность обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т.п.) и «пленочном» (фото, кино) предоставлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и т.д.)- Сегодня термин «новые информационные технологии» все чаще связывается с использованием ЭВМ (компьютеры) в сочетании с различными «периферийными» устройствами (дисплей, принтер, устройства для преобразования данных из графических и звуковых форм представления информации в числовую и обратно).

В 80-х годах XX века в отечественной науке происходит осмысление понятия «информатизация», которое стало «одной из активных точек роста философской науки последних десятилетий» (А.П. Ершов). В 1990 году группой ученых создается концепция развития новых информационных технологий, связанная с информатизацией общества (Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселев, С.К. Ландо, И.С. Орешков, В.В. Рубцов, АЛО. Уваров и др.).

Авторы определили ближайшие этапы информационного обеспечения, не уточняя их временных границ, таких как: массовое освоение новых информационных технологий, развертывание исследовательских работ по их педагогическому внедрению, активное усвоение и фрагментарное введение средств НИТ, на их основе - новых методов и организационных форм воспитательной и учебной деятельности.

Роль информационно-методического обеспечения, как фактора управления качеством образования, определяется исходя из необходимости разрешения ряда противоречий. Это противоречия между:

- стремлением субъектов управления к получению как можно более полной информации о состоянии объекта управления и ограниченностью возможностей для этою,

- необходимостью постоянного совершенствования методик, процедур управления качеством (в условиях инновационного развития образовательных систем) и недостаточностью информационно-методических ресурсов, создающих условия для обновления систем управления качеством образования;

- требованием к поддержанию в актуальном состоянии банков данных, информационно-методических фондов и естественной тенденцией к их моральному старению.

Наше общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, отличительной чертой которого является перемещение центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область получения, переработки, передачи, хранения, представления и использования информации. Информация становится таким же стратегическим ресурсом общества и государства, как традиционные материальные и энергетические его ресурсы.

Под информационно-методическим обеспечением системы образования будем понимать снабжение образовательных учреждений и органов управления информационной, методической продукцией, средствами и технологией, базирующихся на микропроцессорной технике.

Информатизация образования является ключевым условием успешного развития процесса информатизации общества и предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов, требует существенной перестройки в их работе. Изменяется роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск, организовывать их совместную работу. Это обусловлено развитием методов и организационных форм обучения на основе новых информационных технологий. Отсюда ясно, что подготовка педагогических кадров является приоритетным направлением решения задач информатизации образования.

1.2. Использование квазипрофессиональной среды для формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

Принцип профессиональной направленности обучения является ведущим, системообразующим принципом профессионального образования, важнейшим принципом деятельности при организации учебной, внеаудиторной и исследовательской работы студентов, все остальные принципы конкретизируют и раскрывают условия его воплощения.

Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной: в рамках одного типа деятельности необходимо " вырастить" принципиально иной. Отрыв теоретического обучения от предстоящей педагогической практики, с одной стороны, и невозможность перенести саму практику в стены учебного заведения, с другой, привели нас к выводу о необходимости посредующего звена между учебной и собственно профессиональной деятельностью. В известных нам психологических источниках такая деятельность-посредник получила название «квазипрофессиональной» – деятельность студента, учебная по форме и профессиональная по содержанию, представляющая собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные, содержание и формы профессиональной деятельности.

А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева выделяют три базовые формы деятельности и некоторое множество промежуточных между ними. Базовыми выступают учебная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная деятельности. Промежуточными служат любые формы – традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретного содержания обучения на соответствующем этапе обучения. Условная последовательность базовых форм деятельности, их место в процессе профессиональной подготовки и содержание представлено на схеме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.