Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Разработка информационно-методического обеспечения






Разработка информационно-методического обеспечения

Квазипрофессиональной среды дорожной безопасности

На базе Института педагогики

 

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине «Педагогические программные средства»

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцентВ.Ф.Бахтиярова

 

 

Регистрационный номер __________________________

по журналу регистрации курсовых работ

Дата представления______________________________

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

подпись научного руководителя

 

Уфа 2015

 

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗОНЫ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 3

1.1 Информационно-методическое обеспечение: сущность, структура, функции, критерии оценки 3

1.2. Использование квазипрофессиональной среды для формирования профессиональной компетентности будущих учителей. 19

1.3 Модель поведения безопасности дорожного движения 3

Выводы по первой главе 36

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗОНЫДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 3

2.1 Производственная зона дорожной безопасности дошкольного, начального и инклюзивного образования 38

2.2 Проектирование производственной зоны на базе Института Педагогики в рамках дошкольного, начального и инклюзивного образования с использовании программы Planoplan 46

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы проекта производственной зоны дорожной безопасности 52

 

Вывод по второй главе 69

 

Заключение 3

Литература 3

Приложение

 

Введение

Актуальность исследования. С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Нормы и правила поведения человека на дороге впитываются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улицу. Восприимчивость к знаниям особенно высока в детском возрасте. Навыки, которые приобретены в детстве, вырабатываются и становятся устойчивыми.

Результаты статистики показывают, что очень часто причиной дорожно-транспортного травматизма являются дети.

Повышение культуры поведения на дорогах и сохранение детских жизней остается приоритетной задачей Госавтоинспекции. Сегодня, в условиях значительного роста автопарка страны, вопросы предупреждения дорожной аварийности и повышения культуры поведения на дорогах находятся в центре внимания государства и общества. Именно поэтому пропаганда соблюдения правил дорожного движения, формирование в обществе неприятия нарушений в сфере дорожной безопасности является одним из ведущих направлений в деятельности Госавтоинспекции.

Сегодня общество ожидает новых инициатив и решений, способных снять напряженность на дорогах, и главной проблемой здесь остается повышение культуры участников дорожного движения. Только за последние несколько лет в стране прошли такие широкомасштабные социальные кампании. Эта работа проходит при активной поддержке институтов гражданского общества. К обсуждению проблем повышения безопасности на дорогах активно присоединяются общественные организации, научное и экспертное сообщество, молодежь и студенты, средства массовой информации

Все более активно заявляет о своей готовности поддержать деятельность по формированию культуры поведения на дорогах молодежное и студенческое сообщество. Об этом можно судить на примере Первого молодежного форума «Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения», который недавно состоялся в Москве. Студенты вузов МВД России, впервые собравшиеся для обсуждения вопросов повышения безопасности дорожного движения в столь широком формате, представили собственные разработки в этой сфере и заявили о необходимости сделать работу по привлечению молодежи к популяризации законопослушной модели поведения на дороге системной.

Еще одно важнейшее направление работы инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения – это содействие педагогам в обучении детей правилам поведения на дорогах. При поддержке сотрудников Госавтоинспекции в стране более 40 лет действуют отряды юных инспекторов движения, в которых школьники учатся навыкам безопасного участия в дорожном движении, проводят пропагандистскую работу по соблюдению ПДД среди своих сверстников. Ежегодно сотрудники ГИБДД проводят для юных инспекторов движения массовые мероприятия по правилам дорожного движения, такие как Всероссийский конкурс ЮИД «Безопасное колесо», специализированные смены ЮИД в детских оздоровительных лагерях, проходящие как на всероссийском, так и на региональном уровне.

Стали традиционными различные социально значимые акции и мероприятия, направленные на повышение безопасности детей на дорогах. По всей стране открываются автогородки и автоплощадки, где дети учатся правильному поведению на дорогах.

Но для нас, педагогов-практиков, недостаточно только определить принципы. Необходима соответствующая концептуальным психолого-педагогическим требованиям модель целостной предметно-пространственной среды группового помещения как основного пространства жизни детей в образовательном процессе.

Цель: изучение разработки дорожной безопасности на базе производственной (практико-ориентированной) среды Института педагогики.

Объект: производственная среда Института Педагогики в системе дошкольного, начального инклюзивного образования

Предмет: проектирование производственной среды в образовательном процессе Института Педагогики в рамках дошкольного, начального и инклюзивного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий

Задачи исследования:

1. Создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасности дорожного движения.

2. Создание у детей стереотипов безопасного поведения на улице.

3. Выявить и обосновать требования, критерии и показатели производственной среды «Дорожной безопасности»

4. Разработать проект квазипрофессиональной среды дошкольного, начального и инклюзивного образования, и ее реализации в учебном процессе вуза.

5. Разработка проекта зоны «Дорожной безопасности» в рамках дошкольного, начального и инклюзивного образования

Практическая значимость создания проекта предлагается в реализации образовательного процесса Института Педагогики.

Проекты и модель производственной зоны дорожной безопасности могут быть использованы в практической деятельности городскими администрациями при планировании и разработке зоны дорожной безопасности, сотрудниками ГИБДД при организации и разработке проектов, паспорта дорожной безопасности дорожной безопасности и применение в учебном процессе производственной среды Дорожная безопасность на базе Института педагогики при подготовке специалистов.

Образовательная среда- «территориально и событийно ограниченная совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, возникающих при взаимодействии личности со своим социальным и пространственно-предметным окружением». Заметим, что на сегодняшний момент в условиях развития телекоммуникационных технологий «территориальность» уже не выступает специфическим условием образовательной среды. Наоборот, интернет-среды привносят специфические условия и влияния на образовательную среду.
Производственное обучение – учебная дисциплина и учебно-производственный процесс подготовки рабочих и специалистов, основанный на законах педагогики, производства, профессиональной деятельности и проявляющийся как педагогическая категория, обобщающая и проверяющая на себе все результаты других компонентов целостного педагогического процесса.

«Методика производственного обучения» – овладение студентами опытом организации и осуществления процесса производственного обучения, анализ его состояния и результатов учебной деятельности. Обучение – процесс познания учащимися под руководством педагога предметов, явлений и процессов, движение учащихся от незнания к знанию; система, включающая три компонента: предмет труда, средства труда и субъект (учащийся).
Понятие «образовательная среда» автор определяет родовым для понятий «школьная среда», «социокультурная среда», «информационно-образовательная среда», «педагогическая среда», «воспитывающая среда», «учебная среда», «семейная среда» и т.п., акцентирующих те или иные аспекты взаимодействия личности с образовательной средой. Однако, на наш взгляд, взаимодействия данных сред нуждаются в дальнейшем обосновании; например, педагогическая среда не является видовым отличием образовательной среды.
Образовательная среда с точки зрения средового подхода, в рамках которого среда рассматривается в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды»

Специфические особенности организованной образовательной среды отражены в работах российских исследователей: Артюхиной А.И., Бережновой Л.Н., Галагузовой З.А., Коротенкова Ю.Г., Новиковой Л.И., Черник Б.П., Скаткина М.М., Ясвина В.А. Российские исследователи и педагоги-практики, рассматривая образовательную среду, определяют ее следующим образом:

- как «совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия развития современного общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой»

- как «часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов»

- как «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире»

- как «совокупность инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами»

- как «развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы»

В современном образовании сетевая образовательная среда широко используется как технология обучения профессиям, где эксплуатация реальных устройств и механизмов связана с повышенным риском или с большими затратами

В нашем исследовании под производственной средой понимается специально организованная посредством специально создаваемого дидактического инструментария, ориентированного на имитацию всех видов деятельности специалиста в условиях реального производства, то есть речь идет о предметном уровне создания сетевой образовательной среды, которая, по нашему мнению, должна иметь квазипрофессиональной характер. Образовательная среда подобного типа получила название – «квазипрофессиональная образовательная среда» (КОС). При этом в ходе нашего исследования были сформулированы три базовых принципы организации обучения с использованием КОС:

1. Принцип полного отражения реальной профессиональной сферы деятельности специалиста в квазипрофессиональной образовательной среде, определяющий «погружение» обучаемого в профессиональную деятельность, осуществляемую в реальных профессиональных условиях, моделируемых в рамках КОС.

2. Принцип имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста в условиях реального производства, детерминирующий пошаговое выполнение обучаемыми всех производственных функций, характерных для специалиста, работающего в условиях предприятия конкретной отрасли промышленности.

3. Принцип «виртуального присутствия» обучаемого, раскрывающий особенности организации образовательного процесса посредством использования мультимедийных технологий, обеспечивающих эффект полного присутствия обучаемого, и средств обучения, обеспечивающих полную имитацию обучаемым будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, можно утверждать, что организация и осуществление обучения в условиях виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды позволит обеспечить опережающую подготовку специалистов, обладающих сформированной профессиональной компетенцией, определяющей их готовность к выполнению профессиональное деятельности в производственных условиях с минимальным периодом профессиональной адаптации.

В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В.И. Панов выделяет: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. «Деятельностный компонент», с точки зрения автора, представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. «Коммуникативный компонент» представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Пространственно- предметный компонент – пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. В качестве ключевых понятий здесь выступают: «территориальность», «персонализация», «место-ситуация» и др.

Рис.1 Компоненты образовательной среды

В концепции В.И. Панова выделен деятельностный компонент образовательной среды, что само собой предполагает наличие ее субъекта. Исследуя образовательную среду с позиций компетентностного подхода, который рассматривает студента в статусе субъекта, осваивающего определенный круг компетенций, считаем необходимым, выделить субъектов образовательного процесса как один из основных компонентов образовательной среды. Таким образом, учителя, студенты, воспитатели, школьные психологи, медицинские работники, администрация школы, родители и др. как субъекты образовательного процесса являются компонентом компетентностно-ориентированной образовательной среды. Ценностно-целевой компонент компетентностно-ориентированной образовательной среды. При разработке дидактической модели образовательной среды целесообразно выделять систему целей образования различной перспективы и альтернативные группы целей учебно-познавательной деятельности учащихся как образец желаемого результата. Это соответствует определению образовательной среды[14]. С позиций компетентностного подхода результатом образования являются компетенции учащихся, которые характеризуются не только знаниевой и деятельностной составляющими, но и ценностной. Развитие ценностного отношения на основе рефлексии – это одно из основных концептуальных положений компетентностного подхода. Поэтому компетентностно - ориентированная образовательная среда должна предоставлять условия и возможности для систематического формирования и саморазвития ценностных отношений учащихся.

Все сказанное, на наш взгляд, дает достаточно оснований для выделения в такой образовательной среде ценностно-целевого компонента. Коммуникативный компонент. Взаимодействие субъектов является основой любой развивающей образовательной среды. Взаимодействие субъектов в компетентностно-ориентированной образовательной среде реализуется как их совместная деятельность, межличностное и педагогическое общение. Посредством общения как коммуникации реализуются образовательные, развивающие и воспитательные функции образовательной среды.

Для компетентностно-ориентированной образовательной среды выделение коммуникативного компонента наиболее актуально в связи с необходимостью рефлексии, оценки и самооценки полученного образовательного результата как личностного и социального продукта [3]. Развитие ценностных отношений к другим субъектам образовательной среды не возможно без личностного и делового общения. Деятельностный компонент. Как уже отмечалось выше, любая компетенция осваивается учащимся в процессе выполнения соответствующей деятельности или группы действий. Условием для этого является владение определенным комплексом методов, способов и приемов деятельности. В силу многоаспектности компетентностно-ориентированной образовательной среды ее условия предполагают выполнение различных видов деятельности: учебной, информационной, самообразование, рефлективной, оценочной и др. Эти виды деятельности реализуются как в учебном, так и внеучебном образовательном процессе и поэтому представляют определенные условия в каждой из выделенных образовательных сред, составляющих компетентностно-ориентированную образовательную среду. Организационно-управленческий или технологический компонент. В любой образовательной среде реализуются определенные процессы (учебный, воспитательный, взаимодействие или общение и др.). Общая цель этих процессов достижение ожидаемого качества образования учащихся. Самими процессами и результатами их реализации необходимо управлять.

Эта структура естественным образом проецируется на все, выделенные выше составляющие среды компетентностно-ориентированной образовательной среды: информационно-образовательная среда; социально- образовательная среда; учебная среда; среда дополнительного образования. Разработанная дидактическая модель компетентностно- ориентированной образовательной среды может использоваться для моделирования образовательных сред подготовки студентов в высших и средних профессиональных учебных заведениях при условии внесения соответствующих коррективов, обусловленных целями подготовки в данном учебном заведении, его спецификой. В следующей главе авторы подтверждают это положение на примере моделирования компетентностно- ориентированной образовательной среды подготовки будущего бакалавра- учителя в педагогическом вузе.

Рис.2 Производственная деятельность

Педагогические вузы много лет готовили учителей в соответствие с государственными образовательными стандартами, в основу которых была положена предметно-знаниевая педагогическая парадигма, с некоторыми допущениями элементов деятельностного подхода. В соответствии с этим организовывалась и образовательная среда подготовки будущего учителя, условия которой могли обеспечить студентам в основном возможности для усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, предусмотренных такими стандартами.

Традиционный образовательный процесс и педагогическая практика по известным причинам слабо обеспечивают возможности для формирования и развития у студентов таких качеств. Для этого необходимы специальные условия, в которых студенты смогут получить опыт соответствующей профессиональной деятельности, потому как умения любой деятельности формируются и развиваются в процессе этой деятельности. В соответствие с принципами непрерывности и последовательности воздействия образовательной среды на ее субъекта, условия для проявления элементов профессиональной деятельности студентов необходимо организовывать с первого курса. В учебно-познавательной деятельности студента – будущего учителя всегда должны присутствовать такие два ее компонента как квазипрофессиональная учебная деятельность и профессионально-педагогическое общение. Эти деятельности имеют специфику целей, предмета и результата и реализуются в условиях профессионального контекста обучения или контекстного обучения.

В основе контекстного обучения лежат следующие принципы:

- педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность;

- последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;

- адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;

- ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);

- педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий.

Эти принципы детерминируют определенный комплекс условий, влияний и возможностей формирования и развития профессиональных и личностных качеств бакалавра как некоторую образовательную среду, которую мы будем называть профессиональной образовательной средой. Заметим, что в этой образовательной среде целесообразно выделять два ее типа: квазипрофессиональная и собственно профессиональная. Квазипрофессиональная – это образовательная среда, в основе которой лежит моделирование учебно-познавательной деятельности студентов на профессиональную деятельность учителя (имитация профессиональной деятельности). Собственно профессиональная – это образовательная среда с условиями реальной профессиональной деятельности (педагогическая практика, индивидуальная и коллективная работа в образовательном учреждении и др.).

Таким образом, анализируя смыслообразующие факторы приведенных определений, можно предположить, что с точки зрения средового подхода, квазипрофессиональная среда в настоящее время может быть создана посредством материальной организации профессионально ориентированного образовательного пространства, используемых педагогических технологий имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста и мультимедийных средств, создающих эффект присутствия в профессионально-ориентированном киберпространстве виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.