Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис конституционных положений о социальном обеспечении






Закрепление в Конституции 1993 года права граждан на социальную защиту, не означает, что до этого времени гражданин в Российской Федерации не имел никаких социальных гарантий и не мог рассчитывать на помощь со стороны государства. Еще с глубокой древности берет свое начало оказание помощи людям в удовлетворении их социальных потребностей. Оно помогало человеку приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры.

В нашей стране социальная защита населения имеет долгую и содержательную историю развития (с 1918 г.) 26 апреля 2015 г. ей исполнилось 97 лет. Однако различные формы защиты граждан со стороны государства применялись в течение десяти веков. Началом организации социальной деятельности формально можно считать договор 911 года «Об искуплении пленных» между киевским князем Олегом и греками. По договору устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они ни находились, и отправлении их на родину. Этот договор - первый документ - свидетельство заботы государства о тех своих гражданам, которые в ней (заботе) нуждаются.[1]

В Древнерусском государстве IХ века основным направлением социальной помощи была княжеская благотворительность. Следует отметить, что позитивную роль на Руси сыграло и принятие христианства в 988 году. Под влиянием православного учения, призывающего заботится о ближнем, быть милосердным, князь Владимир, помимо раздачи милостыни, «кормления» нуждавшихся, в 996 году издает Устав (закон), в котором общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства в лице Митрополита и подчиненных ему структур. Владимир активно строил церкви, так же в этот период появляются первые больницы.

Первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы, явилась «Русская Правда» князя Ярослава. Она стала основой последующих сводов законов. Таким образом, в российской юридической практике с самого начала утверждались основы социальной политики. Ярославом было основано училище на 300 человек. В ХП веке происходит оформление ктиторской монастырской формы поддержки нуждающихся, зарождается княжеская традиция попечения.

Татаро-монголькое нашествие на Русь приостановило развитие традиций милосердия. Поэтому осуществление общественной благотворительности все более становится делом церкви.

В развитии общественного призрения четко устанавливаются два направления. Первое - продолжение традиций среди князей в личном благодеянии и покровительстве убогим, престарелым, сиротам. Второе - усиление масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности Церкви.

Идея развертывания государственной системы общественного призрения была реализована в царствование Ивана IV Грозного. В его указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для их богадельни, обеспечить одеждой. Государство по мере своего развития все более активно принимает на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В 1551 г. был официально легализирован институт нищенства. В 1601 г. государство регулирует цены на хлеб в период голода. 1603 г. - Указ, разрешающий отпускать на волю во время голода семьи на прокорм. 1634 г. - Указ о даче «На прожиток» детям и вдовам, чьи отцы и мужья погибли на государственной службе. [2]

1649 год. Соборное уложение. Введение налога на выкуп пленных, закрепление за вдовами прожиточного поместья, подтверждение свободного выхода крестьян в голодные годы от своих феодалов. В Андреевском монастыре в 1648-1649 гг. Ф. Ртищев основывает школы. Открываются больницы Ртищева.

Большой вклад в становление общественного призрения на Руси внес царь Федор Алексеевич, царствовавший с 1676 г.: «Для успокоения больных и убогих устроил каменные дома: на содержание их и для искупления пленных определил довольные суммы, простил подданным многочисленные казенные недоимки и облегчил самые подати». По его Указу от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя, наряду с этим, в Указе обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать, поэтому такие «нищие» должны будут «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу». [3]

К концу XVII века в Европейской России насчитывается 4 благотворительных общества и 13 благотворительных заведений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.