Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская Федерация как социальное государство






Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. К сожалению, данная норма не содержит конкретных механизмов реализации социальной политики государства и не закрепляет минимального стандарта социального обеспечения.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

У государства не может быть или, по крайней мере, не должно быть собственных интересов, поскольку главное назначение государства - обслуживать гражданское общество; управлять от его имени.

В юридической литературе выделяют следующие принципы социального государства: достоинство человека, справедливость, ответственность, преодоление фактического неравенства с целью устранить резкие расхождения материальных статусов индивидов.

Трудности в определении сути социального государства вполне объяснимы и обусловлены рядом обстоятельств: во-первых, неоднозначностью самого слова «социальное», а во-вторых, сложностью и не разработанностью концепции социальных отношений и социальной сферы. Последняя занимает чрезвычайно обширное пространство общественной жизни и характеризуется значительным разнообразием относящихся к ней явлений. Социальные же отношения не только олицетворяют непосредственные условия и процессы обеспечения человеческого существования, но и складываются между социальными общностями, охватывают все виды их деятельности (экономическую, политическую, культурную). В последнем понимании они являются так называемыми «синтетическими», обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия».

Множество авторов по-разному трактуют понятие «социальное государство». К примеру, профессор М.В. Баглай под социальным государством понимает государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.[8]

«Государство, принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающее политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций» - такое определение социального государства приводит Э. Баталов.

Некоторые авторы, определяя социальное государство, указывают на ведущую роль политических партий и объединений в построении социального государства. Так, В.Г. Постников понимает под социальным государством «исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества. Эволюция и перспективы развития социальных функций государства в этой связи всегда будут зависеть не только от тех целей, которые ставит перед собой государство как официальный представитель всего общества, но и от соотношения социально-политических сил». Б.В. Ракитский обоснованно замечает, что «по-настоящему социальным государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства». Это особенно актуально в современной российской действительности, когда большинство в Государственной Думе составляет проправительственная партия, что позволяет без препятствий принимать любые антисоциальные законы.

Н.А. Волгин считает, что «социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане». [9] С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие «социальное государство» применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия.

Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира, констатируется, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества».

Некоторые авторы, например В.А. Четвертин, считают, что принцип социального государства - произвольное перераспределение национального охватывающими все виды человеческой деятельности. Наконец, нельзя не учитывать, что социальные отношения и социальная сфера находятся в постоянной динамике.

Обобщение отечественной и зарубежной литературы, в основном немецкой, поскольку именно в Германии концепция социального государства разработана наиболее обстоятельно, дает возможность выделить три аспекта сущности социального государства. Первый связан с пониманием «социального» в самом общем плане, не подразумевающем каких-либо оценочных суждений; социальное здесь равнозначно общественному, или связанному с обществом. Термин «социальное государство» в этом смысле означает, что государство несет ответственность за существование общества. При этом важно избежать крайностей, чего не удалось в российских условиях, когда произошел переход от тоталитарного господства государства над обществом к либеральному государству. В другой интерпретации слово «социальное» указывает на общественный статус человека, его связь с обществом. Термин «социальное государство» в этом смысле подчеркивает существование обязанностей индивида по отношению к другим людям и обществу в целом.

Однако наиболее полно суть явления отражает третий подход, согласно которому социальное государство - это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование. Сторонники такого подхода обратились к обыденному пониманию слова «социальное» и связали государственность с конкретно-историческим политическим движением, преследующим социальные цели.

Для создания механизма эффективного функционирования социального государства в России нужно использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Обязательным условием реализации социальной политики государства являются демократические ценности: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, иных обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), инициатива по принятию законов в социальной сфере.

Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Основными направлениями социальной политики государства должно быть обеспечение достойного существования человека и свободное развитие личности. Важным фактором достижения данной цели выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их охраны и защиты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.