Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы конституционного права на социальное обеспечение и пути их решения на современном этапе






Среди наиболее непростых вопросов социальной правовой защиты следует назвать защиту от безработицы. Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Другая актуальная проблема правового регулирования – защита материнства и детства. Статья 38 Конституции Российской Федерации закрепляет институт защиты материнства и детства. Он находится под защитой государства. Законодательству в этой сфере правового регулирования не хватает системности, можно отметить, что акты в разных отраслях права разобщены, они носят разрозненный характер.

Семейный кодекс РФ в ст. 139 обязывает определенных лиц (судей, иных должностных лиц, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении) сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Такие противоречия усложняют применение охраны прав лиц, поскольку добавляют определенные характеристики, условия в отношении тайны – ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Распоряжением Правительства РФ №1618-р от 25 августа 2014 г. была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Этот ключевой документ определяет направления развития социального института семьи до 2025 года, закладывает основы для повышения качества ее жизни. Приоритетом будет переход от политики поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к политике обеспечения семейного благополучия и поддержания социальной устойчивости семьи.

Планируется, что реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: 2015-2018 годы и 2019-2025 годы.

Первый этап (2015-2018 годы) планируется реализовывать в соответствии с федеральным планом реализации Концепции. Предусмотрено создание механизмов реализации Концепции, ее нормативное правовое обеспечение. В субъектах РФ будет проводиться дальнейшее совершенствование программ, направленных на улучшение положения семей. На втором этапе (2019-2025 годы) будет продолжена реализация мероприятий по стабилизации семейного благополучия.

Итогом реализации Концепции должна стать сформированная к 2025 году система мер, которая позволит семье чувствовать себя уверенной и защищенной от различных рисков.

Большое значение имело введение законодателем права получения материнского капитала. Но, вместе с тем, возник целый ряд вопросов, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложности складывающегося правоприменения, многие нюансы получения материнского капитала, субъекты его получения, цели и порядок получения нуждаются в более тщательном правовом регулировании.[43]

В целях сохранения позитивных демографических тенденций предлагается продлить срок действия программы материнского (семейного) капитала по 31 декабря 2018 года включительно, сохранив действующие направления использования соответствующих средств, которые определены с учетом степени важности получения семьями, имеющими детей, помощи от государства.

Законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей пока не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Это связано с не разработанностью в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», а также узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей» и др., что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, которые реально занимаются воспитанием и содержанием ребенка, – опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение тех или иных видов социальных пособий.

В связи с выше изложенным представляется, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, где будут регулироваться все правоотношения в этой области, особенно координация деятельности заинтересованных министерств, ведомств и должностных лиц.

В настоящее время регулирование социальных пособий в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей, в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Недостатком же пенсионного законодательства можно считать характер исчисления размера пенсии, в частности, ее зависимость от количества страховых взносов, несоизмеримость пенсии с трудовым доходом, существование размеров пенсий ниже прожиточного минимума. В связи с этим у пенсионеров нет возможности поддерживать здоровье, продолжительность жизни в России остается одной из самых низких.

Следует прийти к тому, что необходимо выработать реальные критерии (показатели) оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не должны быть ниже прожиточного минимума.

Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно.Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно выделить ряд проблем.

Основная – это отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Другая задача – совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области медицинской помощи и охраны здоровья, в частности принятие нового федерального закона о здравоохранении в Российской Федерации, в котором будут урегулированы многие имеющиеся сегодня проблемы (в том числе такие практические вопросы, как нехватка квалифицированных кадров, дефицит финансирования, нерациональное использование средств, износ помещений, медицинской техники и оборудования), а также федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует проблема реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

В Российской Федерации ежегодно принимаются и реализуются государственные программы, направленные на создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.

На данном этапе в РФ реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. Цели данной программы: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Задачи программы: - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам

Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Оценивая сложившееся законодательство Российской Федерации в сфере регулирования социальных прав, следует отметить существование значительных пробелов и противоречий, устранение которых связано как с принятием новых федеральных законов, так и обновлением действующих.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.