Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая концептуализация философии






История философской мысли и ее современное развитие дают основание для выделения трех основных трактовок, или определений, философии. Это, по-другому, три исторически сменяющих друг друга философских традиции.

В первой из них (по времени это античность) философия предстает в виде совокупности всех знаний о мире и человеке в нем. В так понимаемой философии концентрированно выражался античный синкретизм — нерасчлененность общественного сознания на отдельные формы, отсутствие сколько-нибудь заметной дифференциации средств и методов познания, коммуналистский дух единения в сравнительно небольших городах-полисах. Древние философы были универсалами. Фактически они занимались всеми представляющими общий интерес вопросами.

К рассматриваемой концепции восходит своими корнями и идея отпочкования от философии отдельных (конкретных, специальных, частных) наук. Известный комментатор Аристотеля, армянский мыслитель Давид Непобедимый (V - VI вв.) писал в данной связи: “Философия есть мать мудрости, искусств и всех наук, от нее рождаются и берут начало все искусства и науки”. Между тем, идея эта не столь уж и убедительна, как кажется многим. Философию можно считать материнским лоном всех наук, но лишь при условии, что прежде мы признаем правомерным само отождествление философии со всей суммой знаний, пусть первоначальных, самых общих — не суть важно. Скорее всего ситуация была иной: наравне с другими науками философия “выпочковывалась” из первоначального синкретического конгломерата человеческих знаний. От философии отделялись другие науки, формы культуры ровно в той мере, в какой она сама отделялась от них. В этом процессе выкристаллизовывался предмет, уточнялось само понятие философии как “знания начал”, первопричин бытия — словом, как метафизики.

К сожалению, до сих пор широко распространен образ философии как совокупности самых различных знаний, как синтеза всего и вся, как дисциплины, компетентной во всех вопросах. Отголоски праматеринства и отпочкования здесь несомненны. Видеть в философии праматерь всех наук столь же односторонне, как и возводить ее на престол царицы — науки всех наук. Впрочем, логика у этих односторонностей есть: при таких, так понимаемых корнях другой вершины и быть, пожалуй, не может. Только вот, сдается мне, что место и роль философии в обоих случаях, а значит и в развитии человеческой культуры, явно преувеличены. Нельзя не согласиться здесь с М. Мерло-Понти: “Мир не лежит, свернувшись калачиком, у ног философии, она не есть высшая точка зрения, откуда обозреваются все окрестные перспективы”.

Вторая из названных традиций отождествляет философию с теоретическим знанием, противопоставляя его знанию эмпирическому, опытному, прикладному. Такое понимание философии относится в основном к XVII -XVIII векам. История сохранила немало прямых свидетельств указанной интерпретации философии. Так, Ньютона называли философом, а его сочинение по теоретической механике, увидевшее свет в 1687 году, было озаглавлено “Математические начала натуральной философии”. Книга Линнея по основам ботаники имела чисто философское название — “Философия ботаники” (1751). Традиция рассматривать философию как нечто фундаментально-теоретическое переходит и в XIX век. Достаточно сказать, что работа Лапласа (а это уже 1814 г.), в которой он разъяснял основные понятия и положения новой науки — теории вероятностей, называлась “Опыт философии теории вероятностей”. “Теоретическое” понимание философии дает о себе знать и в XX веке. Как известно, даже после второй мировой войны в некоторых западных университетах выдавали философские дипломы тем, кто успешно завершил обучение по специальности теоретической физики и математики. Данью рассматриваемой традиции является и академическая степень доктора философии, присуждаемая современными университетами Запада (в основном англо-американская система образования) по всем научным специальностям.

Наконец, третья традиция в интерпретации философии, которую можно назвать современной. Сводится она к трактовке философии как науки или учения о всеобщем (в форме принципов и оснований научного и любого другого познания). Что, однако, недостаточно ясно в данной трактовке, так это всеобщее — как его понимать? Ведь на всеобщее претендует ныне не только философия. К примеру, атрибутивная концепция информации (информация как свойство всех объектов или систем), несомненно, имеет дело со всеобщим, хотя относится она не к философии, а к междисциплинарному, общенаучному методологическому движению. Активно общается со всеобщим и современная астрономия. А возьмите возможные миры современной логики, математические формализмы с открытой физической интерпретацией и т. п. Есть, поэтому необходимость уточнить всеобщее применительно к философии и в философии. Иными словами, требуется конкретизация предмета философии или, что по существу то же самое, выявление специфики философского знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.