Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! ВВЕДЕНИЕ. Учебное пособие для студентов вузовСтр 1 из 61Следующая ⇒
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Учебное пособие для студентов вузов Под ред. С.Г. Корконосенко.
М.: Аспект Пресс, 2004.
Учебное пособие представляет собой комплексное исследование дисциплины «Социология журналистики», которую рекомендует ГОС (Государственный образовательный стандарт) по специальности «Журналистика». Авторы рассматривают вопросы методологии, истории социологии журналистики как научной и учебной дисциплины; применение методов социологического анализа действительности в труде журналиста; своеобразие социологической журналистики на примерах организации работы редакционных коллективов и практики отдельных сотрудников. Изложение материала строится на базе новейших достижений в развитии социологической, теоретико-журналистской мысли, опыта деятельности СМИ в условиях современной России и преподавания данной дисциплины в отечественных, а также зарубежных вузах. Пособие адресовано обучающимся не только по специальности «Журналистика» (бакалавриат, дипломированные специалисты, магистратура), но и по смежным – «Связи с общественностью», «Социология» и др.
ВВЕДЕНИЕ
Социологии журналистики нет необходимости доказывать свое официальное право на существование как научной и учебной дисциплины. Она давно заняла постоянное место в Государственном образовательном стандарте (ГОС) по специальности «Журналистика» и, соответственно, в учебных планах, расписании занятий. Другое дело, что содержание дисциплины еще остается поводом для дискуссий, причем не по частным вопросам, а с точки зрения подходов к предмету изучения. И действительно, чего в нем «больше» – социологии или журналистики? Какая научно-концептуальная тенденция преобладает: массово-коммуникационная (характерная для обществоведения) или профессионально-творческая (развиваемая в теории журналистики)? Делается ли главный упор на специфические методы и технику труда, переносимые из эмпирической социологии, или на мировоззренческие компоненты сознания журналиста? Нужно ли, выступая перед студентами, подробно обозревать результаты проведенных когда-либо исследований редакционных кадров, аудитории, содержания СМИ или лучше сосредоточиться на квалификации самого журналиста, познающего и отражающего действительность с помощью социологического инструментария?.. Перечень таких вопросов можно продолжать, и ни на один из них нет канонического ответа. При изобилии учебно-программных установок и методических разработок, в конечном счете, выбор содержания и методики преподавания делает конкретная кафедра. Авторы настоящего коллективного пособия стремились представить свою версию научной и учебной дисциплины, ни в коей мере не претендуя на незыблемость изрекаемых истин, хотя некоторые базовые положения представляются бесспорными. К ним привели авторов и многолетняя научно-исследовательская работа, и, в особенности, столь же длительный опыт преподавания социологии журналистики в высшей школе. Во-первых, данная дисциплина способна плодотворно развиваться, если строится как многоплановая, многоуровневая, комплексная. Чрезмерный уклон в какую-либо сторону – будь то технико-методическая эмпирика или, наоборот, академическая умозрительность – лишает ее жизненной силы. Иначе говоря, это наука, постоянно питаемая конкретной практикой, но одновременно эмпирико-исследовательская и редакционная практика, прочно стоящая на теоретико-концептуальном основании. Во-вторых, она имеет право на самостоятельное существование и собственное название, если развивается в семействе журналистских дисциплин. В противном случае рискует раствориться в смежных областях знания – прежде всего в социологии массовых коммуникаций, которая энергично и успешно разрабатывается в рамках классической социологии. Надо учитывать, что для студентов Социология журналистики предстает в едином ансамбле с другими профессиональными курсами – Основами журналистики, Основами творческой деятельности журналиста, Теорией и практикой СМИ, Психологией журналистики, Правовыми основами журналистики и др. Все они по отдельности и вместе нацелены на формирование квалифицированного специалиста-практика. И каждая добавляет в окончательный результат элементы, не свойственные специфике дисциплин-партнеров. Университеты, в особенности государственные, как производственные организации не могут позволять себе роскошь давать знания только для процесса познания, ради интеллектуальной эмансипации аудитории. В то же время миссия пограничных дисциплин состоит в соединении цеховых студий с достижениями и опытом других наук, лежащих за пределами теории журналистики. Значит, социология журналистики – это типичный, ярко выраженный представитель социального знания о прессе, или, точнее, социальных теорий журналистики. В-третьих, приложимость и применимость социологии журналистики в редакционном производстве (этот критерий оценки мы считаем обязательным) измеряется тремя качествами: точной соотнесенностью с профессиональными потребностями журналиста, отражением достижений и тенденций развития социального знания о мире, органичным сочетанием профессионально-журналистского и обществоведческого компонентов. Такая сложная и многоплановая постановка задач требует адекватного построения как всего процесса изучения социологии журналистики, так и, конкретнее, данного учебного издания. Но этот процесс не укладывается и не замыкается в пределах одной дисциплины. Различные социальные аспекты статуса и деятельности прессы затрагиваются в базовых и специальных курсах. В результате студенты не просто получают комплексное знание, а еще и привыкают смотреть на свою профессию социологически. Преподаватели по необходимости апеллируют к тому материалу, который студенты осваивают на параллельных курсах, входящих и в социально-гуманитарный (курс социологии в первую очередь), и в общепрофессиональные циклы. То же происходит с учебной литературой. Отдельные темы, которые по логике должны детально освещаться в нашем пособии, уже получили развернутое изложение в ранее вышедших и доступных студентам книгах. Поэтому им уделяется меньше внимания в настоящем издании. К примеру, собственно социологические представления о методах сбора информации не описываются во всей полноте. Мы отсылаем читателя к имеющейся в изобилии исходной литературе и делаем упор на применение универсальных методик в труде журналиста. Подобным образом не раскрываются в виде специальных разделов и темы об участии прессы в социальном контроле, о ее особенностях как социального института, политическом функционировании и т.п. Об этом можно прочитать в других учебных и научных изданиях, в том числе принадлежащих перу членов авторского коллектива (Основы журналистики. М, 2001; Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. СПб., 2001; Журналистика в мире политики. СПб., 2004 и др.). Социолого-журналистское знание и отражающая его литература существуют как гигантский гипертекст. И одна из задач университетского образования состоит в том, чтобы научиться свободно пользоваться системой явных или подразумевающихся ссылок на источники недостающей информации. Сказанное о построении книги имеет отношение и к составу авторов. Пособие подготовлено кафедрой социологии журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Но к работе привлечены также ведущие специалисты из других учебно-научных центров страны. Причем имеются в виду не только непосредственные авторы разделов, но и участники ежегодного семинара кафедры «Журналистика и социология», который действует на межвузовской основе более десяти лет, и его материалы выходят специальной издательской серией. Имеются в виду также те исследователи и педагоги, кто пользуется более ранним нашим пособием «Социология журналистики. Очерки методологии и практики» (издано при поддержке Института «Открытое общество»; М., 1998) и высказал авторам свои пожелания по тексту книги. Пользуясь случаем, мы хотели бы выразить признательность всем нашим неофициальным соавторам, благодаря которым напряженная работа по совершенствованию одного из центральных курсов в системе журналистского образования продолжается непрерывно.
|