Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданский Национализм






комплекс разделяемых населением государства ценностей, правовых и др. норм, а также политических и культурных символов, которые оформляют представление о стране как национальном государстве и о её народенации (В. А. Тишков) [39, с. 586].

См.: Национализм; Нация.

ДВУЯЗЫЧИЕ (БИЛИНГВИЗМ)

(от лат. « bi » – двойной и «lingua» – язык)

применительно к образовательной политике Российской Федерации – национально-русское, русско-национальное. Д. рассматривается как умение использовать два языка (русский и нерусский) на индивидуальном и групповом уровнях. Официальное Д. предполагает государственную поддержку функционирования двух языков в государственной и общественной сферах, в том числе в образовании – в качестве языков обучения и изучения. Так, национально-русское Д. – изучение русского языка с опорой на родной (нерусский), русско-национальное Д. – изучение нерусского языка с опорой на русский.

См.: Бикультурность.

ДИАСПОРА

(от греч. « δ ι α σ π ο ρ ά » – рассеяние)

часть народа, проживающего вне страны его происхождения в иноэтническом окружении. Иногда термин «Д.» употребляется в отношении лиц нерусской национальности, имеющих свои национально-государственные образования в составе Российской Федерации, но живущих в других регионах России. Например, татар, мордвы, чувашей, живущих вне своих республик. Однако применение к ним термина «Д.» является условным, поскольку речь идет о перемещении в пределах одного федеративного государства [36, с. 98-99].

Первоначально Д. называлась совокупность представителей еврейского населения, расселившегося (со времени Вавилонского плена – 586 г. до Р. Х.) вне Палестины.

Первое десятилетие нового века отмечено колоссальным ростом численности и «идейно-культурного» веса африканской и азиатской Д. в ряде стран Западной Европы – Германии, Англии, Швейцарии, Швеции и др., факт чего выступил в роли катализатора расовых, шовинистских, фашистских настроений со стороны «принимающей» общественности [8, с. 68-69].

См.: Автохтоны; Коренные народы; Ксенофобия; Межнациональные конфликты; Межэтнические (межнациональные) отношения; Национальное (этническое) меньшинство, Расизм, Шовинизм.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛИЗМА

наблюдаемая и регистрируемая во всех без исключения государственных образованиях определённая идентичность существенных черт идейно-психологических и предметно-практических действий людей, нарушающих справедливость в системе межнациональных отношений. З. ф. н. проявляется, в частности, в идеологизации национализма и эксплуатации последнего в качестве инструмента политической активности, распространения и легитимизации (латентной или демонстративной) практики нарушения моральных и правовых норм равенства народов и др. [8, с. 74]

См.: Национализм.

«ЗАПАДНИКИ»

представители течения российской общественно-политической мысли середины XIX в., идейно противостоящие т. н. «славянофилам». Предметом дискуссии стало отношение к историческим ценностям народов, возможность приращения национальных ценностей путём использования интеллектуального, культурно-бытового, социального опыта народов Западной Европы. Споры между З. и славянофилами затрагивают большой спектр социальных проблем: предпочтения социального строя, государственно-правовой и политической организации общества [8, с. 74]. В фокусе полемики также – особенности русского национального характера, разногласия в оценке последствий реформ Петра I Алексеевича и проч.

Среди наиболее известных З.: А. И. Герцен, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, И. И. Панаев, В. Г. Белинский, П. А. Анненков и др. [41, с. 196]. Термин «З.» не является строго научно категорией [8, с. 74].

См.: «Славянофилы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.