Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апатия к инонациональному






(от греч. «α π ά θ ε ι α» – бесстрастие)

эмоциональная пассивность, равнодушие к инонациональным ценностям, особенностям культуры, языка, быта, традициям др. народов, безразличие к событиям, идеалам, достижениям и проч., имеющим к таковым отношение. А. к и. часто сочетается со сниженной интеллектуальной и эмоциональной активностью в отношении к собственной национальной культуре, детерминируемой низким уровнем духовных запросов. Проявление А. к и., особенно со стороны больших национальных групп, доходящее до тотального пренебрежения аксиосистем прочих народов, их исторической памятью и др. становится причиной кардинального ухудшения «микроклиматических» условий в пространстве межнациональной коммуникации [8, с. 36-37].

См.: Межэтнические (межнациональные) отношения; Национальная самобытность.

АПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛИЗМА

(от др.-греч « α π ο λ ο γ ί α» – оправдание, «защитительная речь»)

когнитивные и поведенческие практики, имеющие итогом защиту несправедливости во взаимоотношениях народов, попытку демонтажа границ между патриотизмом и объективно конструктивным национализмом в личностном, групповом и общественном бытийном контексте [8, с. 37].

См.: Национализм; Национальная самобытность.

АССИМИЛЯЦИЯ (в этнографии и социологии)

(от лат. «assimilatio» – уподобление, слияние, растворение)

процесс и результат слияния одной какой-либо народности, национальной группы с другой путём усвоения языка, обычаев, культуры другой народности, а также в результате смешанных браков [29, с. 22]. Процесс А., как правило, сопровождается постепенной утратой одним из субъектов слияния собственного языка, культуры, национального самосознания. Истории известны случаи насильственной А. (например, «мадьяризация» в 1867-1919 гг. в Австро-Венгерской империи по отношению к невенгерским этническим меньшинствам – сербам, русинам, евреям, цыганам, румынам и др.).

См.: Межэтнические (межнациональные) отношения; Русификация; Этническая идентичность.

БИКУЛЬТУРНОСТЬ

(от лат. « bi » – двойной и «lingua» – язык)

состояние одновременного и полноценного владения двумя культурами. В отечественном социокультурном, образовательном пространстве Б. есть результат взаимодействия родной и неродной культур (русской и другого этноса), может включать в себя двуязычие (билингвизм).

См.: Двуязычие (билингвизм).

ГЕНОЦИД

(от греч. «γ έ ν ο ς» – род, племя и лат. «caedo» – убиваю)

одна из экстремальных форм проявления нетерпимости, выражающаяся в осуществлении различных антигуманных действий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение инонациональных, расовых и религиозных групп населения. Г. подразумевает также предумышленное создание условий по предотвращению поколенного воспроизводства. Кроме этого, к категории Г. относится преднамеренное устранение национальной самобытности народа, принудительная языковая и культурная ассимиляция (в т. ч. этноцид).

Истории известны: Г. 1915-1917 гг. в отношении армянского населения Османской империи (в т. ч., на территории современной Турции); систематический массовый Г. фашистов против славянских народов, цыган, евреев 1941-1945 гг.; осетино-ингушская трагедия 1992-1993 гг. (статус Г. оспаривается) и др. В международном процессуальном праве Г. осмысливается как тягчайшее преступление против человечества: в 1948 г. принята международная конвенция «О предупреждении преступлений геноцида и наказание за него», устанавливающая ответственность лиц, виновных в совершении Г. [8, с. 54].

См.: Ксенофобия; Межэтнические (межнациональные) отношения; «Национальный вопрос»; Расизм, Шовинизм.

ГОСУДАРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ

основной элемент политической системы общества, наделённый исполнительной и принудительной властью. Г. н. выполняет общегражданские и социально-специфические функции; имеет собственную политико-правовую организацию – управленческую и административную систему; проводит в т. ч., политику либо согласования, постоянного поиска и реализации совпадающих интересов этнических общностей, ассоциаций и пр., либо предпочтения интересов одних национальных групп в ущерб др., что обусловливает эскалацию социальной напряжённости. В большинстве случаев границы этнического расселения и государственные рубежи совпадают [8, с. 58-59].

См.: Коренные народы; Межэтнические (межнациональные) отношения; Национальное (этническое) меньшинство; Национальность государствообразующая; Этнос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.