Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческая тайна




Любого рода хозяйственная деятельность неразрывна связана с получением, а так же использованием информации различного характера. В условиях динамично развивающихся рыночных отношений, информация является не просто неотъемлемым элементом хозяйственных отношений, а представляет собой своего рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя наибольший интерес и значение приобретает именно та информация, которую он использует для достижения целей своей деятельности, и разглашение которой может повлечь негативные последствия и поставить под угрозу безопасность осуществления своей деятельности.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая. К промышленной относится информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.д. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр. Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности.

Весь объем информации такого рода можно разделить на три группы:

1) информация для открытого пользования;

2) информация ограниченного доступа, т.е. определенного круга должностных лиц государственных органов;

3) информация только для работников, руководителей организации.

В правовой литературе некоторые из исследователей выделяют такие признаки, характеризующие коммерческую тайну:

- во-первых, это сведения (информация), имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, и обладатель этих сведений принимает меры к их конфиденциальности;

- во-вторых, это сведения носят конфиденциальный характер;

- в-третьих, неприкосновенность этих сведений обеспечивается государственно-правовой защитой;

- в-четвертых, незаконное получение, использование и разглашение этих сведений причиняет вред их владельцу;

- в-пятых, эти сведения могут быть известны доверенным лицам, работающим в коммерческих или государственных структурах, на которых возлагается обязанность неразглашения этих сведений;

- в-шестых, за незаконное получение, использование или разглашение этих сведений законодательством устанавливается юридическая ответственность.



Коммерческую тайну следует отличать от государственных секретов, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 июля 2010 года "О государственных секретах", определены как сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а так же конституционным правам и свободам граждан. Государственные секреты делятся на две категории: государственная тайна и служебная тайна.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. №670 "Об утверждении Положения о коммерческой тайне"

Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемыеэкономические интересы и информация о различных сторонах и сферахпроизводственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической,финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической

безопасности субъекта хозяйствования. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

- не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;- обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектомхозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальностичерез систему классификации информации как коммерческой тайны,разработки внутренних правил засекречивания, введениясоответствующей маркировки документов и иных носителей информации,организации секретного делопроизводства; не являться государственным секретом и не защищаться авторскими патентным правом; не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования,способной нанести ущерб интересам государства.Коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могутсоставлять: учредительные документы, а также документы, дающие право назанятие предпринимательской деятельностью и отдельными видамихозяйственной деятельности; сведения по установленным формам отчетности офинансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые дляпроверки правильности исчисления и уплаты налогов и другихобязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работающих, их заработнойплате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

 



 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал