Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания и условия ограничения свободы слова.






 

Поскольку осуществление указанных Конституцией правомочий может затрагивать права и свободы других граждан, интересы общества, постольку необходимо уточнить пределы этих правомочий. Такое уточнение, с одной стороны, может рассматриваться как гарантия реализации этого права (не совсем четкое указание на границы субъективного права может служить препятствием к его активному использованию), а с другой — как гарантия предупреждения нарушения прав, граничащих со свободой слова (права на доброе имя, неприкосновенность частной жизни и др.).

Уточнение пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания права. Иногда эти пределы можно установить исходя из принципа единства прав и обязанностей. Например, гражданин имеет право получить объективную информацию, а журналист, соответственно, обязан проверить достоверность передаваемых сведений. Однако чаще в качестве правовых средств, при помощи которых устанавливаются ограничения свободы слова, выступают юридические запреты, когда пределы правомочий определяются через указание действий, подлежащих запрету. Именно такой метод чаще всего применяется к. правам, связанным с распространением информации.

В качестве примера можно привести статью 5 Закона «О печати и других средствах массовой информации», которая не допускает использования средств массовой информации для совершения действий, наказуемых в уголовном порядке; для раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности государства; разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; для распространения сведений, порочащих честь и достоинство руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь; для распространения информации от имени политических партий, профессиональных союзов или других общественных объединений, которые не прошли в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию); для опубликования либо обнародования незавершенных производством материалов дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения, соответственно, лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскной деятельности.

По сфере распространения ограничения-запреты могут быть двух видов:
1. Общие ограничения, которые касаются всех субъектов информационной деятельности и, как правило, распространяются
на отдельные правомочия. Например, согласно статье 5 «Закона о
печати и других средствах массовой информации» запрещается
использовать СМИ для распространения сведений, содержащих
государственную тайну.

2. Частные ограничения, которые касаются отдельных субъектов информационной деятельности. К таким ограничениям
можно отнести запрет учреждать средство массовой информации лицу, ранее являвшимся учредителем СМИ, функционирование которого прекращено по решению суда. Запрет сохраняется в течение двух лет (ст. 8 Закона о печати).
По времени действия запреты могут быть постоянными и временными. В первом случае мы проиллюстрировали постоянный запрет, во втором — временный.

По характеру ограничений запреты могут касаться либо формы и способа распространения информации, либо содержания. Например, запреты, касающиеся содержания, установлены статьей 5 Закона о печати.
Не допускается использование средств массовой информации для: совершения действий, наказываемых в уголовном порядке; раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента РБ, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией РБ. Распространения информации от имени политических партий, профессиональных союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию). Не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности.

 

 

Тема №2 Доступ к информации. Государственная и иная, охраняемая законом тайна.

 

1. Основы взаимоотношений СМИ с государственными органами и иными организациями.

2. Формы доступа к информации. Институт аккредитации.

3. Информация ограниченного доступа.

4. Государственные секреты

5. Коммерческая и профессиональные тайны.

6. Ответственность за разглашение тайных сведений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.