Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регламентация свободы слова в международных документах. Свобода слова и ответственность. Свобода слова в документах Совета Европы.






Французская Декларация прав человека и гражданина 1739 г, среди естественных, неотчуждаемых и священных прав особое значение придавала свободе слова: «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый человек поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом».

Всеобщая декларация прав человека, которая была провозглашена 10 декабря 1948 г. признала: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Свое развитие свобода слова нашла и в других международных документах. Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, документы региональных международных организаций, имея небольшие расхождения в терминологии, дают аналогичную трактовку свободы слова.

 

Большое внимание свободе слова уделяет Совет Европы. Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Европейских конференций министров по проблемам средств массовой информации помогают правительствам, обществу осознать значимость свободы слова и такого социального института, как средства массовой информации, а журналистам, в свою очередь, осознать свой статус и ту ответственность, которую они несут перед обществом, Среди таких документов принципиальное значение имеют: Политическая декларация, резолюции и постановления четвертой Европейской конференции на уровне министров по проблемам в области средств массовой информации «Средства массовой информации в демократическом обществе» (1994), Резолюция 820 Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» (1984), Резолюция № 1 четвертой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Будущее общественного телерадиовещания» (1994), Заявление четвертой Европейской конференции министров по политике средств массовой коммуникации «О нарушениях журналистских свобод (1994).

Резолюция № 2 четвертой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Журналистские свободы и права человека» (1994) закрепила принципы реализации журналистских прав и свобод. Журналистам, как, впрочем, и политикам, их следовало бы хорошо знать.

Принцип первый: поддержание и развитие подлинной демократии требуют наличия и укрепления свободной, независимой, плюралистической и ответственной журналистики. Чтобы воплотить это требование, журналисты должны:
• информировать индивидуумов о деятельности органов государственной власти и частного сектора, предоставляя им, таким образом, возможность сформировать собственное мнение; в позволять индивидуумам или группам высказывать свои мнения, содействуя информированию органов государственной власти и частного сектора, а также всего общества, об этих мнениях;
• подвергать постоянному критическому рассмотрению деятельность различных органов власти.

Принцип второй: журналистская деятельность в различных электронных и пишущих СМИ основывается прежде всего на основополагающем праве на свободу слова в том виде, как она гарантирована в статье 10 Европейской конвенции по правам человека и интерпретируется в юриспруденции органов Конвенции.

Принцип третий: для того чтобы журналисты действительно могли содействовать развитию подлинной демократии, им нужны следующие гарантии:
а) доступ без ограничений к профессии журналиста;
б) действительная редакционная независимость по отношению к политической власти и давлению, осуществляемому частными заинтересованными группами или органами государственной власти;
в) доступ к информации, которой располагают органы государственной власти, обеспечиваемый справедливым и непредвзятым образом:, в порядке осуществления политики информационной открытости;
г) защита конфиденциальности источников информации, используемых журналистами.

Принцип четвертый: ограничение свободы слова возможно только при наличии определенных условий:

а) ограничения возможны в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 10 Европейской конвенции по правам человека;
б) ограничения должны быть необходимыми в демократическом
обществе и отвечать настоятельной общественной потребности;
в) они должны быть предусмотренными законом и ясно и точно сформулированными;
г) интерпретироваться узко;

д) быть пропорциональными цели, преследуемой такими ограничениями.

Принцип пятый: органы государственной власти и все, кто имеет отношение к журналистской деятельности, должны поощрять:
а) профессиональную подготовку журналистов;
б)диалог между журналистами, редакторами, издателями,
руководителями и владельцами СМИ — как электронных, так и пишущих — и властями, ответственными за политику в области СМИ на правительственном и межправительственном уровнях;
в) создание или поддержание условий защиты журналистов
(национальных и иностранных), находящихся в командировке
или в опасной ситуации;

г) гласность в отношении: • структур собственности различных предприятий СМИ; * отношений с третьими лицами, которые оказывают влияние
на их редакционную независимость.

Принцип шестой: журналистика должна служить свободе слова, которая включает в себя право получать и сообщать информацию, при соблюдении других основополагающих прав, свобод и интересов, защищаемых Европейской конвенцией по правам человека.

Выполняя социальные функции, журналисты должны ответственно выполнять свой долг, сохранять независимость и критический подход.

Принцип седьмой: в своей деятельности журналисты должны:
а) уважать права человека в получении достоверной информацию о фактах и событиях; б) собирать информацию честными способами; в) честно представлять информацию, комментарии и критику,
избегать неоправданных покушений на частную жизнь, диффамацию и необоснованные обвинения; г) исправлять ошибки, допущенные в распространенной информации; д) сохранять в тайне источники информации; е) не поощрять любое насилие, ненависть, нетерпимость или
дискриминацию.

Принцип восьмой: органы государственной власти должны проявлять сдержанность во взаимоотношениях с журналистами, даже если те допускают ошибки, и признавать за журналистами право разрабатывать нормы саморегуляции.

 

Свобода слова и ответственность

«Свободу печати!» — скандировали ликующие толпы, неся на руках по улицам Лондона мужественных издателей, после того как решением суда присяжных те были признаны невиновными в бунтарских нападках на Георга III и его министров. Спустя несколько столетий люди стали утверждать, что свобода слова держится не на эмоциях, а на триаде: закон, традиции, навыки.
Безусловно, определить, какими конкретными пределами ограничивается свобода слова, нельзя. Но, основываясь на теории, согласно которой свобода индивида не может обуславливаться несвободой другого индивида, мировое сообщество пришло к выводу, что одной из важнейших задач содействия прогрессу человечества является установление должного равновесия между интересами личности и интересами демократического общества, между правами личности и правами коллектива.

Всеобщая декларация прав человека содержит общее положение, которое касается ограничения права на свободу слова. Статья 29 гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Пакт о гражданских и политических правах также устанавливает, что пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Однако эти ограничения должны быть установлены законом и являться необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного
порядка, здоровья или нравственности населения.
«Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию должно быть запрещено законом», — провозглашает статья 20 Пакта.

Европейская конвенция о правах человека еще больше детализировала положение, которое допускает ограничение свободы слова. «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Право выражения своего мнения не может быть ограничено косвенными методами или средствами, как-то: злоупотреблением правительственным или частным контролем над бумагой; частотами радиопередач; инструментами или оборудованием, используемыми в распространении информации, или любыми иными средствами, направленными на задержку в обмене и распространении идей и мнений. Всякая пропаганда войны, а также национальной, расовой или религиозной вражды, которая ведет к подстрекательству к незаконным действиям против любого лица или группы лиц на основе расы, цвета кожи, религии, языка или национального происхождения, рассматривается как преступление, наказуемое по закону.

В международных документах имеются две категории ограничений. Первая категория — положения, определяющие конкретные действия, на которые налагается вето: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию должно быть запрещено законом».
Такие нормы не вызывают разночтения и, как правило, полностью имплементируются в законодательство стран — участниц международных соглашений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.