Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть. Задание 1.Одушевленными или неодушевленными являются существительные?






Задание 1. Одушевленными или неодушевленными являются существительные? Составьте с ними предложения. В каких падежах имеются формальные различия между существительными одушевленными и неодушевленными?

попрыгунья, кукла, спутник, ферзь, мертвец, подмастерье, оригинал, народ, молодежь, истребитель, толпа, стрекоза, юноша, животное, туз, тюфяк.

Задание 2. Определить род имен существительных; назвать признаки, указывающие на род. К каждому слову подобрать определение (прилагательное).

тень, зверь, тесть, возище, задира, мозоль, тюль, лето, депо, дружище, ветрище, домишко, бездарь, недотрога, гель, жюри, логин, пиксель, шампунь, денди, кофе, сластена, алиби, визави, сирота, соня, бандана.

Задание 3. Определить род следующих несклоняемых существительных и аббревиатур.

Торонто, Дели, какаду, Тбилиси, Сочи, АЭС, каноэ, харчо, ООО, ГИБДД, МХАТ, пари, пони, мадам, ГАК, загс, вуз, ДВФУ, карэ, кольраби, колибри, авеню, портфолио, тату, бра, салями, пенальти, мартини, парео, лобби, спа, протеже.

Задание 4. От существительных множественного числа образовать форму единственного числа, именительного падежа. Определить род существительного:

вольеры, бутсы, заусеницы, клавиши, клипсы, кеды, перифразы, спазмы, ставни, унты

Задание 5. Разбить имена существительных на 3 группы: 1) имеющие форму единственного и множественного числа; 2) не имеющие множественного числа; 3) не имеющие единственного числа. Ответ мотивировать.

вражда, долг, молодость, Альпы, белила, деньги, джунгли, бег, снег, масло, родня, огорчение, искатель, спирт, игра, сутки, люди, горизонт, грязь, встречи, коммюнике, тревога, быт, такси, всходы, сын, учитель, образ, цвет, Холмогоры.

Задание 6. Употребить существительные в следующих падежных формах:

1) в т. п., ед. ч.: стремя, дворишко, путь, мать, А. С. Пушкин, город Пушкин, Чарлз Дарвин, Бородино, Кустодиев.

2) в т. п., мн. ч.: колено, полено, плечо, ухо, дверь, зверь, кость, дочь, мать.

3) в и. п. и р. п. мн. ч.: мандарин, яблоко, помидор, договор, плясунья, кочерга, блюдце, дупло, мольба, серьга, полотенце, свеча, килограмм, курица, теленок, носок, чулок, сапог, туфля, ребенок, шофер, редактор, порт, дно.

Задание 7. Распределить существительные по типам склонения; указать существительные нетипового склонения; от каждого существительного образовать форму п.п., ед.ч.

край, рабочий, цемент, зверь, ночь, судья, народ, столовая, лук, холод, страх, старость, век, гусь, мостовая, яд, долг, якорь, гравий, невежда, вуз, стремя, интервью, детвора, ель, очки, сани, близнецы, староста, племя, взморье, кофе, подмастерье, армия, санаторий, церковь, пристань.

Задание 8. Назвать часть речи каждого слова в тексте. Сделать полный морфологический разбор 2-3 существительных. Определить падежные значения всех слов, изменяемых по падежам.

Порядок морфологического разбора существительного:

1) исходная форма.

2) постоянные морфологические признаки: собственные/нарицательные,

одушевленные/неодушевленные, род, склонение.

3) Непостоянные признаки: число, падеж.

4) Синтаксическая функция в предложении.

 

Текст для анализа

Ивану стало известно, что мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора, и красную потертую мебель, и бюро с часами, звенящими каждые полчаса, и книги от крашеного пола до закопченного потолка. Иван узнал, что гость и его незнакомка уже в первые дни своего знакомства пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и созданы они друг для друга навек.

Задание 9. Найти ошибки в образовании форм имен существительных:

Все смотрели на него как на призрака. Дети играли в солдатиков. В детстве многие из нас играли в казаков-разбойников. Золушка так торопилась, что потеряла один туфель. Мы выехали на просторное авеню. На город обрушилось цунами. Гаврик рос круглой сиротой. Когда Ломоносов пришел учиться в академию, его все дразнили: «Такая дылда пришла учиться!». Молчалин оказался очень хитрым лисой. Алеше бабушка казалась добрым волшебником. Земля с холоду стала крепкой. У нас во дворе качеля сломалась. У меня на глазе был ячмень. Мальчик был разведчиком у партизанов. У сестер было много красивых платей. Я напою тебя какаом. Я укрылась пальтом. Сколько время? На собрании объявили, что каждый родитель должен принять участие в дежурстве. Налейте мне чайка и положите сахарка.

Литература

1. Раздел «Имя существительное» в указанных учебниках по современному русскому языку / Под ред. Д.Э. Розенталя, П.А. Леканта, В.А. Белошапковой, Л.И.Рахмановой, В.Н. Суздальцевой.

2. Лекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.