Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть. Тема: Морфология как часть грамматики






Занятие 1

Тема: Морфология как часть грамматики. Основные понятия морфологии

Вопросы

1. Объект морфологии. Аспекты изучения слова в морфологии.

2. Грамматическое значение (ГЗ) слова. Сопоставить с лексическим и словообразовательным значением.

3. Понятие грамматической формы слова. Способы и средства образования грамматических форм слова.

4. Понятие морфологической парадигмы.

5. Грамматическая категория; двуплановая природа грамматической категории.

6. Понятие о частях речи в грамматике. Принципы выделения частей речи.

7. Особенности морфологического строя русского языка.

 

Практическая часть

Задание 1. Чтобы слушатели яснее представили себе, что такое грамматическая форма и грамматическое значение, известный лингвист академик Лев Владимирович Щерба предложил студентам прокомментировать следующую фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Попытайтесь и вы сделать то же самое.

Задание 2. Почему слова синий, синева, синеть имеют разное частеречное значение?

Задание 3. Какие грамматические значения и какими грамматическими способами выражены в следующих случаях?

Город – города, засыпать – заснуть, иду – шел, низкий – ниже, читать – читай, я – меня, достойный – самый достойный, плохой – хуже, делал – буду делать, сон – сна, бежал – бежал бы, угощу – угостишь.

Задание 4. Выпишите отдельно синтетические, аналитические и супплетивные формы.

Более современный, человек – люди, не возражал бы, спою, будем голосовать, давайте дружить, идти – шел, распечатают, интенсивнейший, брать, взять, пойдем, ищу – найду, экспансивнее, ребенок – дети, самый приветливый, ты – тебя.

Задание 5. Во всех словоформах, употребленных в тексте, выделить грамматические форманты и определить их значение. Назвать исходную форму и часть речи каждого слова в тексте.

Текст для анализа

Великое множество домов, повыше и пониже, казавшихся отсюда совсем крошечными, сливаются воедино в неразбериху города. Она тонула в густейших сумерках. Виднелись редкие неподвижные огоньки и миниатюрные золоченые купола далеких церквей. Остальное было неразличимо. И вдруг всюду зажглись тысячи огней. Это был час, когда на улицах и площадях включают свет.

Задание 6. Найти словоформы одной парадигмы, доказать:

сладкий, сладость, сладчайший, сладенький, сладковатая, слаще, сладкого, более сладкий,

сладости, сладковатый.

Задание 7. Покажите на примерах, что перечисленные ниже слова могут быть разными частями речи:

скучно, пора, раз, один, меньше, согласно, как, просто, ближе, грустно, вокруг, чуть.

 

Литература

1.Раздел «Введение в морфологию», «Предмет морфологии» в указанных учебниках по современному русскому языку / Под ред. Д.Э. Розенталя, П.А. Леканта, В.А. Белошапковой, Л.И.Рахмановой, В.Н. Суздальцевой.

2.Лекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.