Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ревность заговорила 4 страница






  - Крупно Один стрелец, сказав: «Жди. Поспеешь жареным быть», уходит. Другой становится у двери, сквозь большие щели которой пробивается свет. Слова 11/2    
  Крупно Казак оглядывается осторожно, настораживается. Из-за двери вдруг доносятся голоса. Голоса 11/2    
    Первый Слушает казак, слышит мертвый, ровный голос боярина Киврина: «Замышлял ли ты, вор Иван Разя, противу воеводы Долгорукова? А коли замышлял противу посланного в войну государем-царем полковод­ца, то и противу великого государя замышлял ли?» Слова 61/2    
    Средний Слушает казак. И прерывающийся другой голос ответил: «Противу всех утеснителей казацкой вольно­сти - воевод, бояр, голов корыстных, дьяков бессовест­ных - замышлял». Слова      
  Первый Услыхав этот голос, вскочил с своего места казак, прильнул к щели и видит:        
  Пыточная Общий Пыточная. На стенах, потрескивая, горят факелы. За столом бородатый дворянин, помощник разбойного начальника боярина Киврина. На главном месте, за тем же столом, сам боярин Киврин.У дверей, на ска­мье, по ту и другую стороны - два дьяка. Огонь факе­лов мотается. По мутной белой стене порывисто ме­чется тень казака, вздернутого на дыбу. Рубаха сорва­на с плеч. Серый кафтан лежит перед столом на полу. Слова     Панорама
Объект                  
    съемки План Содержание Звук         Примечание  
    (декорация)                  
                   
  _ Первый И так же мертво спрашивает Киврин: «Пишите, Слова        
      дьяки... Сносился ли ты, вор Иван Разя, со псковски-          
      ми стрельцами, кои били шведских послов и хлеб госу-          
      дарев закупной у них отняли"?»          
  Первый И тем же прерывающимся голосом, но твердо от- Слова 11/2      
      вечает казак: «Жаль, не ведал того, - сносился бы!»          
  Первый Уже раздраженно, снова спрашивает Киврин: Слова 11/2      
      «Еще что молвишь?»          
  _ Первый И снова отвечает казак: «Пошел бы с теми, кто Слова        
      встал за голодный народ, на тех, кто сидит на Руси          
      худче злых татар, на помещиков пошел бы, бояр, кто          
      продает мужика за собаки место...»          
    Первый Последние слова казака приводят в ярость бояри- Слова        
    на. Он вскакивает и вопит: «Палач, кали щипцы,          
      ломай ребра вору!»          
  Лестница Первый С наружной стороны пыточной прильнул к двери Стон 11/2      
      пришедший казак. За дверью тяжелый стон и хри-          
        пящий крик: «Дьявол! А-а-а-а!..»          
47 Средний Казак вдруг хватается за дверь. Стрелец бросает­ся к нему. Казак молча ударяет его рукояткой пи­столета. Стрелец беззвучно падает. Стук 11/2    
48 Передний Казак хватается за дверь. Она заперта. Он рвет ее и кричит: «Иван, близко я, тут я, Иван!» Крик 11/2    
  Пыточная Первый Пыточная. Пораженный, вскакивает Киврин. -      
  - Первый Застыли дьяки. Крик      
  Первый Пытаемый, услыхав голос, отвечает: «Стенъко, брат, у гроба стою!» Слова      
    Средний Помощник Киврина бросается к двери. Дверь с треском срывается с петель. Снова сверкает сабля в руках Степана. Сбитый ею, падает по­мощник. Стоны пыта­емого 3'/,    
  Средний Метнулся Киврин. Но Степан настигает его. Сабля его скользит по шапке Киврина. Киврин падает. Звон сабли 11/2    
  - Первый Дьяки прячутся под стол. - 11/2      
    Средний Палач, получив удар саблей, метком опускается на пол. Степан бросается к висящему на дыбе брату, перерубает ремни, тело Ивана валится ему на руки. - 31/2    
                                       

 

 

Объект съемки (декорация) План Содержание Звук         Примечание
  Первый Степан держит на руках брата. Иван смотрит на него и коснеющим языком хрипло шепчет: «Уми­раю, Стенъко, упомни меня...»      
  - Первый Степан смотрит на брата. Иван умирает. Степан опускает тело на пол, становится около него на   1'/2    
      колени.        
  - Первый Снимает шапку, долго молчит, потом говорит: «Жив буду, трижды кровь твоя отольется боярам». Слова з'/2    
  Первый Очнувшись, Киврин под столом тихонько ползет - 21/2    
      к двери.        
    Первый Стоит у тела брата Степан. За дверью вдруг раз­дается дикий, свистящий вопль Киврина: «Стрелъ-цы, стража, ратуйте!» Крик Киврина      
  - Средний Степан вскакивает, бросается к двери... - - -  
  Лестница на башне Средний Сшибает с ног кричащего Киврина, бежит к лест­нице. 11/2    
    Средний Сталкивается на ней с стрельцами. Саблей и те­лом мнет их на ступенях. Звон сабли и борьба      
  - Первый Пробивается.        
  2-я улица Общий Предрассветная улица Москвы. По ней быстро бежит Степан. 2 У    
  Набатная башня Средний Набатная башня. На ней ударяют в набат. Набат 11/2    
  - Общий Заметались тени пеших и конных стрельцов. - 2 1/2    
68" Вход в баш­ню на мосту - У пыточной, как зверь, мечется Киврин. Грозит: «Хоть в землю заройся, сыщу вора!» Слова      
  1-я улица Общий Улица Москвы. Бежит Степан. Ближе и ближе вы­стрелы и топот. Выстрелы      
  3-я улица Общий Останавливают стрельцы на улицах случайных прохожих. Окрики 2 1/2    
  Окраина Москвы Общий Окраина Москвы. Садится на коня Степан. Слы­шится далекий набат. Близки выстрелы и крики. Набат      
  4-я улица Общий Рыщет по улицам стража. Крики      
Объект                  
    съемки План Содержание Звук         Примечание  
    (декорация)                  
  _ Общий Быстро удаляясь, мчится на коне Степан. Оста- Топот        
      навливает на момент коня. копыт        
  - Первый Грозит: «Вспомните мои дела, клятые бояре!» Слова        
  Дорога у Общий Мчится, удаляясь от Москвы, дальше и дальше, Топот        
  Москвы   скрывается в туманной дали. копыт        
  Черкасск Общий И встают из тумана очертания других, не москов- Голоса        
      ских стен и башен. Окруженный со всех сторон          
      полой водой, яснее и яснее вырисовывается Чер- Слова - -    
      касск. Тихи и спокойны воды Дона. И далеко кру-          
      гом разносится перекличка часовых: «Славен город          
      Черкасск!», «Славен Тихий Дон!!!»          
  Первый Протяжно кричит с башни дозорный: «Славен го- Слова        
      род Черкасск!»          
  Дон у Средний Вырываясь из степи на берег, появляется Степан. Звук 2 1/2      
  Черкасска   Не сбавляя хода коня, врезается в воду. воды        
    Первый Плывет. Погоняет усталого коня - з'/2      
                             

г

 

  _ Средний Выбирается на противоположный берег и, махнув рукой часовым, скрывается за тыном Черкасска. Фырканье коня 4'/2   \
  Улица у куреня Общий Спешивается у казачьего куреня. 2 1/2   \
  - Средний Идет в курень. -      
  Курень Степана Крупно И, войдя, останавливается в дверях. Стук 1'/2    
  - Первый Услыхав стук двери, отрывается от зыбки с ре­бенком женщина — жена Разина Алена. Увидела Вскрик      
      его и застыла, потрясенная неожиданностью        
      и радостью.        
  Средний Потом с криком бросилась к нему. Стремительно обнимает его... -      
  Первый ..целует, гладит волосы, лицо, плечи, повторяя одно: «Стенъко мой, голубь мой!..» Целует снова и снова. Утыкается лицом в грудь, Слова Смех      
      и плачет и смеется от радости.        
  Первый Степан смотрит на жену. Поднимает ее голову. Долго смотрит ей в лицо. Что-то похожее на улыбку мелькает на губах его; он шепчет: «Аленуш- Слова      
      ка моя...»        

 

Объект съемки План Содержание Звук         Примечание
    (декорация)                
s                  
  Первый Рука тянется, чтобы погладить волосы, но он Слова _  
      вдруг закрывает глаза и, бросая в сторону шапку,        
      говорит: «Спать!..»        
  - Средний Подходит к кровати и плашмя падает на нее. Але- Стук 2 1/2    
      на бросается к ногам его, хочет снять сапоги.        
      «Ивашко Черноярец пришел ли с моря1 Слова 31/2    
  - Первый Алена хотела ответить, но какая-то пугающая Слова      
      мысль останавливает ее, и она, приближаясь,        
      спрашивает: «Потто тебе Черноярец?»        
  - Первый Степан, засыпая: «Утром кличь его». Слова 11/2    
  - Средний Алена, не отвечая, смотрит на него, потом в ужа-        
      се оглядывается кругом, как будто ища поддерж-        
      ки и помощи, наклоняется к лицу мужа...        
  - Первый ...и растерянно шепчет: «Пришел будто во сне и, как Слова -  
          сон, уйти хочешь».        

 

92 _ Средний Подымается снова, долго стоит с неподвижным, Стук      
      полным муки лицом, бросается к колыбели с ре- шагов      
      бенком, хватает его оттуда, подбегает к спящему        
      Степану...        
  Первый ...и, протягивая ему ребенка, умоляюще шепчет: Слова 51/2    
      «Взгляни хоть, какой у нас сыночек, Стенько...По-        
      будь с нами... хоть недолго... совсем недолго побудь..»        
  Первый Алена обнимает мальчика, показывает ему на Слова      
      Степана: «Ну же, сынку, проси батька пожить с        
      нами».        
  Первый Прижимает ребенка к себе и, устремив взор на - 2 1/2    
      лицо Степана, застывает.        
    Крупно Смотрит Алена. -      
      Пауза. ЗТМ.        
               

 

СЮЖЕТ

Определение сюжета

Французское sijet значит: повод, предмет, со­держание, тема. Во французском словоупотреблении sujet — это подлежащее, т.е. предмет, о котором говорит­ся в предложении.

В нашем словоупотреблении термин сюжет применя­ется, главным образом, по отношению к произведениям искусства; при этом широком значении данного термина говорят о сюжете как теме, предмете^ изображения во всех видах искусства; в узком значении говорят о сюжете как исключительной принадлежности так называемых «сюжетных» (фабулярных) литературных видов, каковы­ми являются эпическая (включая и стихотворный эпос) и драматическая поэзия. В этом последнем случае термин сюжет часто заменяется термином фабула. Такое словоу­потребление неточно, но, как будет видно из дальнейше­го, имеет некоторое оправдание, поскольку предметом изображения (сюжетом) фабулярных (эпических и драма­тических) произведений являются события и характеры, раскрывающиеся в событиях, а события в их движении называются фабулой.

С определением понятия сюжет в области так называ­емых «сюжетных» (фабулярных) литературных видов не все обстоит благополучно. Существуют различные пони­мания и применения этого термина. Сюжет определяют или как «тему в более конкретном оформлении», как «ос­новной конфликт» в произведении, как «основную ли­нию драматической борьбы» (В.М. Волькенштейн) или как «движение образа», вернее образов, характеров и т.д. Обычно авторы этих определений не стремятся к согла­сованию различных определений и каждый противопос­тавляет свое определение всем другим как наиболее пра-

 

пильное. А между тем все они говорят об одном и том же, но только в разных выражениях, и каждый — со своими недомолвками.

Наиболее простым и очевидным представляется оп­ределение сюжета как «темы в конкретном оформле­нии», — очевидным уже потому, что это, собственно го­воря, не определение, а тавтология (выражение в иных словах того же содержания, которое имеет термин сюжет). В этом определении не расшифровано понятие «конкретного оформления». Если мы учтем, что речь идет о предмете изображений событийных (фабулярных) произведений, что события мыслятся в становлении, движении, развитии, что движение, развитие совершает­ся в борьбе и предполагает наличие несоответствия, про­тиворечия конфликта, то определение сюжета как основ­ного конфликта и будет как раз являться расшифровкой определения сюжета как конкретной темы или темы в кон­кретном оформлении. В таком понимании сюжет является primum movens — основной пружиной событий или дей­ствия, событийным зерном произведения, в котором заложе­ны возможности дальнейшего развития, но конкретного направления этого развития не дано. Такой сюжет еще не раскрыт фабулярно (в событийности). В нем заложена только возможность фабулярного раскрытия (т.е. фабулы). И такой сюжет (конкретную тему) смешивать с фабулой нельзя. Вместо термина сюжет в этом значении часто го- / ворят тема, имея в виду конкретную тему, т.е. основной] конфликт произведения, то несоответствие, противоре-/ чие в «реальных отношениях жизни», которое является предметом художественного изображения.

Но сюжет эпического или драматического произведе­ния может быть изложен еще конкретнее; может быть сформулирован не только конфликт, но и основное направление, «основная линия драматической борьбы», Раскрывающей определенные характеры (образы людей) в движении событий, в движении, изменении, развитии Их (т.е. характеров) внутреннего содержания, их внутрен-Неи жизни. Понимаемый таким образом сюжет уже фабу-Лярен: он содержит в себе, хотя только в основных






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.