Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие №19. Метод социальных проектов как средство интеграции научного исследования и практики






Цель: Формирование умений проводить исследования по проблеме повышения эффективности технологии социального проектирования как средства обучения и воспитания; раскрыть общее и особенное в проектировании образовательного процесса и научного исследования

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание сущности, способов, этапов проектирования; владение способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью развития умений проектирования профессиональной деятельности, повышения социальной активности студентов.

Теоретическая часть. Социальное проектирование представляет собой процесс моделирования и конструирование новых социальных объектов, связей и отношений, направленных на изменение социальной среды. Социальное проектирование начинается с выявления противоречий, несоответствий в работе социальных институтов, системы управления, коммуникативных связей. Выявление, анализ и обобщение этих противоречий является основанием для формулирования проблемы, поиска путей, средств её решения.

Социальное проектирование, направленное на изменение политической, социально-экономической, культурно-досуговой, бытовой сфер жизни, ориентирует его участников на обращение к нормативно-правовым документам, развивает умения и навыки информационного поиска, актуализирует креативные возможности, готовность отстаивать свою точку зрения, способствует осознанию собственной социальной позиции.
Концептуальной основой проектной деятельности является её активный характер, направленность на решение проблемы, применение исследовательских методов. Метод проектов как основа проектной технологии обучения – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательным представлением полученных результатов. Признаками проектной технологии являются: познавательная активность; поиск, формулирование и решение проблемы; самостоятельная работа; применение совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов; реальность полученного результат.

Выделяют три главных этапа (ступени) проектирования: моделирование, создание проекта, методическая разработка.

Первый этап – замысел, идеальные представления о желаемых результатах воспитательных действий (моделирование). Моделирование – это мысленный образ будущей деятельности, постановка целей и задач, предполагаемые способы их решения, предвосхищение желаемого результата. Работа педагога на данном этапе, как правило, имеет творческий характер и находит воплощение в концепциях, в описании моделей, в формулировании проблемы, прогнозировании эффективности будущей деятельности. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с воспитанниками.

Второй этап – это разработка общих подходов к организации будущей деятельности, разработка основных компонентов модели (создание проекта). На данном этапе осуществляется описание компонентов модели в общих чертах, определяются внутренние связи между компонентами, определяются связи с внешней средой. Результаты этого этапа находят закрепление в педагогических документах: положениях, паспорте имеющихся ресурсов; программах (модули, разделы, темы); планах воспитательной работы; договорах с партнёрами. На этой ступени производится реальная работа с созданной моделью, она доводится до уровня практического использования - для преобразования педагогической действительности.

Третий этап – детализированное и законченная разработка конкретных действий, воспитательных дел и мероприятий (методическая разработка) Методическая разработка (например, создание сценария) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками педагогических отношений (методическое конструирование). Такое конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Окончательная разработка воспитательных дел и мероприятий - это уже решение методической задачи: результаты воплощаются в сценариях воспитательных дел и мероприятий, материальных и технических средствах, презентациях, индивидуальных и групповых заданиях, методическом обеспечении).

Обязательным условием эффективности проектной образовательной технологии является практическая значимость результатов, внедрение полученных результатов в практику. Методическим условием реализации проектной технологии является соблюдение определённой последовательности, порядка действий: определение проблемы и постановка задач («мозговой штурм», «круглый стол»); выдвижение гипотезы; обсуждение методов решения (наблюдений, опросов, эксперимента и др.); обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Отличительной особенностью социального проектирования является направленность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем.

Вопросы и задания

1. В чём заключается общее и особенное научного и социального проектов?

2. Подготовьте таблицу, отражающую виды проектов.

3. Разработать конкурсный проект, имеющий социальную направленность.

4. Подготовить отзыв на студенческий социальный проект.

5.Сформулируйте темы студенческих социокультурных проектов и обоснуйте их актуальность. Приготовьте выступление, содержащее ретроспективный анализ возникновения и распространения проектных технологий..

 

Список литературы и источников

1.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

2..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика.-2012.-№7. – С.3-13

 

4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

5.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с.

6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.