Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 15. Применение диагностических методик в педагогическом исследовании






 

Цель: раскрыть назначение. Роль, способы применения диагностических методик

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание основных методик личностной диагностики; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; методикой организации научно-педагогического исследования; владение количественным и качественным анализом результатов диагностики, готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью подготовки студентов к опытно-экспериментальной работе, овладения методикой организации эксперимента.

Теоретическая часть. Изучение результатов воспитания, уровня воспитанности – одна из наиболее сложных задач педагогических исследования.

Уровень воспитанностиопределяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах личности, сформированных в результате воспитательного воздействия.

Для получения необходимой информации применяются различные методы изучения: наблюдение, независимые характеристики, анализ результатов деятельности, опросы, эксперимент. Объективность оценки значительно повышается, если применяются специальные диагностические методики. Для выявления уровня нравственной воспитанности (как отдельного воспитанника, так и коллектива в целом) целесообразно использовать тест «Размышления о жизненном пути» ). Использование специальных диагностических методик, помимо получения необходимых сведений, способствует развитию самооценки воспитанников, их саморефлексии, самовоспитанию.

Важное значение и для педагогов, и для самих воспитанников имеет представление о показателях социального развития.. К ним относятся: патриотизм, коллективизм, гуманность, честность, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, активность, смелость, сила воли, самокритичность, скромность, любознательность, эстетическое развитие, стремление к физическому совершенствованию. В педагогике разработаны критерии социального развития личности по каждому показателю, которые можно рассматривать как норму воспитанности. Для получения необходимых знаний о воспитанниках используются разнообразные приемы (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел студентов, их творческих работ). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки. Во-первых, социальные качества проявляются в социальном окружении и должны оцениваться теми людьми, среди которых воспитанник живет и учится. Во-вторых, данный метод позволяет студентам научиться определять наличие данных качеств у себя, способствует развитию их самооценки и самовоспитанию.

Как организовать коллективную экспертную работу?

После специальной беседы о том качестве (показателе), которое является предметом диагностики студенты получают задание оценить данный показатель у своих товарищей. Результаты отмечают в заранее подготовленном оценочном листе. Далее в диагностическую карту на основе обобщения полученных сведений заносится среднее арифметическое значение оценок всех воспитанников. Графа «общий индекс» (среднее арифметическое значение всех позиций для конкретного воспитанника) характеризует уровень воспитанности каждого студента. Строка «среднее значение» отражает качественную характеристику воспитанности. Для этого применяется диагностическая карта.

Важно понимать, что диагностика уровня воспитанности не самоцель, а действенное средство повышения эффективности педагогического процесса. Проанализировав полученные данные, можно получить четкое представление о том, какие акценты необходимо сделать в воспитательной работе с отдельными кадетами и с подразделением в целом, чтобы повысить ее результативность.

 

 

Вопросы и задания

1.Методики изучения личностных качеств.

2.Методики изучения ценностных ориентаций.

3.Систематизация результатов. Разработка опросных методик.

4.Проблемы исследований организации работы с одарёнными учащимися.

5. Составьте аналитическую справку о существующих методиках изучения личностных качеств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.