Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 20. Академическое письмо. Подготовка научного текста






Цель: раскрыть приёмы, правила написания и оформления научного текста

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции: знание правил написания, оформления, редактирования научного текста, отражающего результаты педагогического исследования; владение способами поиска научной информации, её обработки, навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

Актуальность темы семинара обусловлена потребностью в повышении культуры письменной и устной речи студентов, в формировании коммуникативных компетенций.

Теоретическая часть. Завершив научно-исследовательскую работу, важно правильно ее оформить. Согласно правилам подготовки рукописей для публи­кации, рукопись должна содержать новые факты и/или новые их интерпретации, синтез или критику существующих точек зрения, теорий или данных, обосновывать новые гипотезы, теоретические, методологические или методические подходы. Она должна обла­дать концептуальной строгостью, обоснованностью фактов, подхо­дов и интерпретаций, ясностью и краткостью изложения. Рукопись должна быть логически построена - от постановки проблемы, цели исследования, изложения методических приемов, приведения не­обходимой аргументации до обоснования выводов работы.

Например, работа, содержащая экспериментальное исследо­вание, должна иметь следующую структуру.

Краткое введение в проблему, постановка задачи.

Методики должны быть изложены достаточно подробно (воз­можна ссылка к литературе для подробного описания) в следую­щем порядке: испытуемые (количество, пол, возраст), особенности испытуемых, отобранных для исследования (например, включен­ных в экспериментальную и контрольную группы), инструкции испытуемым, описание экспериментальной процедуры, использо­ванная аппаратура и ее существенные характеристики, регистри­руемые показатели, обработка и критерии валидностирезультатов. Необходимы ссылки на источники всех использованных методик.

Результаты должны быть изложены кратко и точно, по воз­можности в количественных терминах, без интерпретации. Коли­чественные данные должны учитывать пределы точности измере­ния показателей, зависящие от способов регистрации и обработки. Рисунки и таблицы, представляющие экспериментальный матери­ал, не должны содержать ссылок на текст; в тексте должны быть содержательные ссылки на таблицы и рисунки. Следует приводить только необходимые ссылки на литературу. Работа завершается вы­водами или заключением.

В современных условиях предъявляются серьезные требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы. Опыт показывает, что для подавляющего числа исследователей подготовка работы, удовлетворяющей всем требованиям, дело вполне посильное. Необходима только целеустремленность, устойчивость и учет с само­го начала всех требований, о которых говорилось в данном прило­жении. Кратко сформулируем в обобщенной форме методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы:

1. Посвящайте исследование актуальной, интересующей вас научной задачи (проблеме).

2. Формулируйте название темы так, чтобы оно выражало ре­шаемую научную задачу (проблему), не начинайте название со сло­ва «исследование...», а также со слов «совершенствование...», за исключением тех случаев, когда речь идет о совершенствовании научно-методического аппарата и (или) методики исследования.

3. Обосновывайте актуальность не темы, а решаемой научной задачи.

4. Формулируйте научную задачу исследования в виде, характе­ризующем ожидаемые результаты, являющиеся вкладом в науку.

5. Заботьтесь о признании вашего приоритета в получении но­вых научных результатов исследования, стремитесь оперативно опубликовать возникшую новую научную идею и результат иссле­дования, если они обладают новизной.

6. Существенную часть работы посвятите обоснованию мето­дики исследования.

7. Стремитесь четко выделить среди новых научных результа­тов исследования те, которые являются вкладом в науку и те, ко­торые являются вкладом в практику. Акцентируйте внимание на новых научных результатах, являющихся вкладом в науку.

8. Новые научные результаты, представляющие собой вклад в практику, излагайте в плане иллюстраций значимости результа­тов, являющихся вкладом в науку.

9. Характеризуйте во введении к работе новизну результатов исследования не перечислением их наименований, а указанием конкретных элементов новизны.

Литературное оформление материалов исследования требует соблюдения ряда правил. Необходимо доступно, чётко вычленять и передавать основные идеи, положения, выводы, рекомендации. Статья обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение её итогов, выводы и предложения. Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Статья, как правило, имеет следующую структуру: актуальность освещаемых вопросов, подходы других учёных к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Следует избегать наукообразности, чрезмерного использования специальной терминологии, затрудняющих понимание мыслей исследователя. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность.

Вопросы и задания.

1.Подготовьте план предполагаемой статьи;

2.Подготовьте выступление-отчёт о курсовой работы;

3. Проведите редакторский анализ научного текста;

4.Напишите рецензию на текст прочитанной статьи;

5. Подготовьте презентации к выступлению.

6.Ознакомьтесь с текстом научной статьи. Выделите главную идею, структуру статьи: введение, основную часть, заключение (выводы). В основной части определите: метод (методику) исследования; основные положения (тезисы); доказательства, примеры; выводы.

7. Выполните библиографическое описание книги, статьи из сборника, статьи из журнала, электронного источника, автореферата диссертации.

Методические рекомендации к заданию 7.

Библиографический список литературы представляет собой перечень учебных, учебно-методических, монографических изданий, статей из журналов и сборников и других источников информации по определенной теме, рекомендованных автором программы.

Источники библиографического списка могут быть расположены

- в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или заглавий)

- в систематическом порядке (по отраслям знания, отдельным вопросам, темам)

- в хронологическом порядке (обратная или прямая хронология)

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Группировка источников начинается с изданий на русском языке, а затем на иностранных языках.

Каждый источник, включенный в список, должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» и ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

 

 

Список литературы и источников

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

4.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

5. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Список литературы

Основная

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

 

 

Дополнительная литература:

1.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

 

2.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011

 

3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика.-2012.-№7. – С.3-13

 

4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

5.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с.

6.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011

 

7.Романов К.В. Культурно-антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы// Педагогика. – 2009. - №5. – С. 27-32.

8. Бермус А.Г. Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика. – 2008. -№6.-С.15-22.

 

9.3. Методическая литература

1.Послевузовское профессиональное педагогическое образование / А.В.Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2011.-71с.

9.4. Интернет-ресурсы:

1. https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

2. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

3. https://www.sinncom.ru/ Инновации в образовании.

4. https://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека

5. https://eidos.ru/shop/index.htm Магазин электронных изданий

10. Программное обеспечение

Специализированное программное обеспечение не требуется

11.Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Аудитории, оборудованные мультимедийными системами.

2. Учебно-демонстрационные CD-диски

3. Учебно-демонстрационные DVD-диски

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.