Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные символы, используемые в чертежах раскроя складных коробок






 

Сплошную основную линию применяют для начертания контуров объемного изображения ящика или коробки, а также контуров их развертки. Ее толщина зависит от величины и сложности контурного изображения, а также от формата чертежа.

По толщине сплошной основной линии определяют толщину остальных линий. Сплошную тонкую линию используют в качестве размерных и выносных линий, штриховки и обозначают линии сгиба на развертках. Ее толщина составляет приблизительно от половины до одной трети толщины основной сплошной линии.

Штриховые линии служат для изображения линий невидимого контура, а также для условных изображений способов механической обработки картона и гофрокартона: биговки, насечки, рицовки. В последнем случае штриховые линии снабжаются пояснительной надписью над выносной линией. В чертежах FEFCO и ЕСМА штриховой линией изображают биговку вершиной внутрь коробки или ящика.

Биговку вершиной наружу обозначают штриховой линией с точкой между штрихами. Надсечку и рицовку изображают штриховой линией с тремя точками между штрихами. Двойную биговку обозначают сдвоенной штриховой линией.

Пунктирной линией изображают перфорацию. При дырчатой перфорации диаметр отверстий указывают числом после соответствующей надписи.

Сплошную волнистую линию используют в местах выполнения волнистого разреза картона или гофрокартона для предотвращения ранений при пользовании тарой.

Штрихпунктирной тонкой линией обозначают расположение осей симметрии и центров, а также линии развертки, совмещенной с видом. Последний прием применяют для облегчения понимания принципа построения развертки тары, у которой трудно построить объемное изображение, например, у конвертов.

Однотипные линии на всем поле чертежа должны иметь одинаковую толщину и яркость, прерывистые линии должны иметь штрихи и интервалы между ними одинаковой длины. Все линии должны заканчиваться в определенных нужных местах. Не допускаются случаи, когда линия не доходит до заданного места или переходит за него. Лишь в целях исключения возможных ошибок при чтении чертежей с плоским изображением разверток допускается штриховые линии не присоединять к пунктирным и местам вырезов или надрезов и не доводить до контурных линий (рис. 5.3).

Рисунок 5.3. – Применение сплошной и штриховой линий:

а – штриховые линии при обозначении мест обработки; б – стыковка штриховых линий с просечками и вырезами

 

Продольное направление волокон материала на чертеже изображают одной утолщенной стрелкой. Направление волны гофра у гофрированного картона обозначают двумя стрелками из утолщенных линий.

В отличие от правил, регламентируемых ГОСТ для машиностроительного черчения, размерные линии не всегда выносят за пределы изображения раскроя тары. Часто размерная цепочка для лучшей наглядности и обзора вносится в изображение раскроя.

Условные обозначения мест нанесения клея на склеиваемые поверхности в виде сплошных полос, прерывистых полос или круглых пятен выполняют перекрестной штриховкой. Места склеивания обозначают также и пояснительной надписью, расположенной над выносной линией.

Для коробок и ящиков габаритными размерами принято считать их внутренние размеры. Их определяют по развертке как расстояние между серединами биговочных канавок, ограничивающих соответствующую сторону. Габаритные размеры коробок приводятся в такой последовательности А× В× Н или L× B× H. Следует отметить, что в ГОСТ 9142-90 длину, ширину и высоту тары обозначают такими же, как и в Европе, буквами, но только прописными: l, b, h. Заглавными буквами L, B и H обозначают общую длину и ширину соответственно всей развертки.

 

Основные элементы развертки складных коробок показаны на рисунке 5.4.

Все элементы можно условно разделить на главные и вспомогательные. К главным элементам относят лицевую 1, заднюю 3, боковые 2 и 4 стороны, а также верхнюю 8 и нижнюю 18 и 20 стороны (панели). На них наносят текстовую и изобразительную информацию. Вспомогательные элементы служат для крепления и фиксации основных элементов коробки. К вспомогательным элементам относят склеиваемый клапан 5, верхние клапаны 9, 10, верхний лицевой клапан 11 и нижние боковые 19 и 21.

 

Рисунок 5.4 - Основные элементы развертки складных коробок

 

Система нижних боковых клапанов и нижних сторон образуют дно коробки. Нижние стороны могут быть приклеены друг к другу или скрепляться замковыми затворами. На рисунке 5.3 показан пример одной из конструкции затвора.

На нижней стороне 20 выполнены прорези 23 специального профиля, в которые вставляются запирающиеся язычки 22 нижней стороны 18.

Верхние боковые клапаны 9 и 10 совместно с верхней стороной 8 и верхним лицевым клапаном 11 образуют крышку коробки. Крышка может быть приклеенной или многократно открывающейся с фиксацией разнообразными замковыми затворами. Замки выполняются преимущественно на верхнем лицевом клапане 11 в виде вырезов 12, прорезей 13. В них входят и выполняют роль затворов либо верхние боковые клапаны 9 и 10, либо язычки 17 на задней стороне 3. Повышают прочность и надежность замков плечи 15 верхнего лицевого клапана. Для удобства сборки крышки верхний лицевой клапан 11 имеет конусную заходную часть 14, а в основании верхних боковых клапанов 9 и 10 вырезаны специальные компенсаторы 16. Если изготовление складной коробки завершается процессом склеивания продольного шва по склеиваемому клапану 5, то складывание (фальцовку) коробки осуществляют по двум линиям биговки 7 или 6.

Для облегчения и автоматизации процесса проектирования коробок, создания системы унификации автоматизированного оборудования для их изготовления во многих странах основные типы коробок и их развертки стандартизированы. Некоторые виды наиболее популярных в США разверток складных коробок приведены на рисунке 5.5.

 

1-обратное сворачивание; 2-автоматически складывающееся дно; 3-стиль аэроплана; 4-прямое сворачивание; 5-со склеиваемым дном; 6-скобянское дно; 7-с замками типа конверт; 8-с язычками типа язычков Ван Бурена для склеивания дна; 9-стиль взломщика; 10-со склеиваемым дном и открывающейся крышкой; 11-с отрывным дном; 12-для мороженого.

 

Рисунок 5.5 – Некоторые виды разверток складных коробок США

 

Затворные клапаны дна и крышки могут иметь различную конструкцию, соединяться встык, внахлестку, замками-затворами, приклеиванием. По размерам клапаны могут быть разновеликими, одинаковыми или с одним удлиненным наружным клапаном. Дно и крышка могут формироваться из трех или четырех клапанов (рис. 5.6.).

Верхняя (поз. 8 рис. 5.4.) и нижняя панели затворных клапанов могут начинаться либо от разноименных сторон (лицевой и задней, поз. 1 и 6 рис. 5.5.), либо от какой-то одной стороны (поз. 3 и 4 рис. 5.5). Первый вариант экономически более выгодный, поскольку при позиционировании индивидуальных разверток на листе выбранного формата картона позволяет получить максимальный коэффициент использования материала. Но этот фактор не всегда имеет решающее значение. С точки зрения дизайна предпочтительнее вариант, когда обе панели начинаются с лицевой стороны.

Рисунок 5.6. – Складные коробки с четырех- (а, б, г) и трехклапанным (в) дном и крышкой:

t – припуск на сгиб по линии биговки; с – ширина склеиваемого клапана;

k – размер, принимаемый конструктивно

 

Выбор конструкции дна и крышки зависит от многих факторов: вида упаковываемого продукта, его веса, особенностей технологии упаковывания и других этапов жизненного цикла, включая особенности потребления продукции.

При упаковывании мелких гранулированных или порошкообразных продуктов целесообразно применять для крышки и дна закрывающиеся внахлест и склеиваемые по кромкам пары верхних 6 и 7 и нижних 8 и 9 (рис. 5.7.) панелей. Величина панелей равна ширине коробки. Боковые клапаны 10-13 прямоугольной формы являются противопыльными. Такая конструкция обеспечивает максимальную площадь склеивания и герметичность клеевых швов.

Рисунок 5.7. – Раскрой складной коробки для гранулированных и порошкообразных продуктов

 

При упаковывании крупных продуктов, для которых герметичность и прочность дна и крышки не являются решающими факторами, запорные панели и боковые клапаны могут быть урезаны с целью экономии картона. Возможны два варианта конструктивного решения. Либо все панели и боковые клапаны урезаны до размера, несколько меньшего ширины коробки, либо внутренняя панель 9 и боковые клапаны 12 и 13 урезаны, а наружная панель 8 выполнена на всю ширину коробки, как показано на рис. 5.7.

 

Конструирование затворов складных коробок

Предохранение заполненной товаром складной коробки от случайного раскрытия обеспечивают специальными типами затворов: заклеиваемого, вставного или шлицевого.

Высокую надежность, удобство при хранении и потреблении имеет конструкция заклеиваемого затвора с отрывной полоской для вскрытия (рис. 5.8). На внешней панели затвора выполняют перфорацию для отрывной полоски. Внутренняя панель имеет вставной клапан. После заполнения продуктом складывают боковые клапаны, закрывают и приклеивают внутреннюю панель. Вскрытие производят после отрывания полоски..За счет вставного клапана на внутренней панели можно осуществить многократное открывание и закрывание крышки. Ширина клеевой полосы зависит от применяемого вида оборудования и обычно составляет около 3 мм.

Рисунок 5.8 – Заклеиваемый затвор с отрывной полоской для вскрытия

Вставные затворы могут быть выполнены с приклеиванием вставного клапана, с заклеиванием этикетками, марками и другими способами, а также без приклеивания вставного клапана.

Рисунок 5.9 – Конструктивные особенности выполнения клапанов складных коробок

Высота вставного клапана h (рис. 5.9) зависит от размеров и формы коробки, но обычно составляет не менее 20 мм. Для обеспечения трения с боковыми клапанами 8 и 9 на вставном клапане 7 предусмотрено плечико 1, шириной ln=(0, 2…0, 3)h. С целью облегчения сборки вставные клапаны обычно имеют закругленные углы радиусом R=h – ln, а боковые клапаны 8 и 9 уменьшены на величину s, равную толщине картона.

В случае выполнения коробки с дном из закрывающихся внахлест панелей 10 и 11 внутренняя запорная панель 10 должна иметь высоту меньше, чем у внешней запорной панели 11 как минимум на толщину материала (hc=hb–s).

Если не требуется максимальной площади приклеивания, боковые клапаны выполняют скошенными под углом β ≈ 15˚. Скос может начинаться от корпуса коробки или после небольшого запорного плечика (у клапана поз. 12 показаны оба этих варианта). Такое исполнение боковых клапанов облегчает сборку коробки в высокоскоростных машинах. Для механизированной сборки коробок в объемную конструкцию высота боковых клапанов

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.