Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие технических наук.






1. Вопрос об истории науки и критериях ее периодизации является дискуссионным и активно обсуждается в современной зарубежной и отечественной литературе. Например, В.В. Ильин на материале истории естествознания выделяет преднаучный, классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки. При этом он исходит из трансформации основных характеристик научного познания, не поднимая вопрос о влиянии на развитие науки социальных факторов.

А.С. Кравец предлагает периодизацию европейской науки, в основе которой лежат социокультурные параметры. Это позволяет ему выделить четыре периода в развитии науки. Первый - романтический (XV-XVIII века). Он связан со становлением капиталистических отношений, характеризуется возникновением опытного естествознания и профессиональной науки. Второй - классический (XVIII- XIХ века). В это время происходит распространение капитализма, наука предстает как совокупность теорий и становится на службу государству. Третий - постклассический (со второй половины XIХ века). Для него свойственно возникновение основных теорий истолкования мира и широкое внедрение научных идей в технику. Четвертый период - постнеклассический - начался в последнюю треть ХХ века. На этом этапе происходит сращивание науки с государством и реализация крупномасштабных научных проектов.

В.И. Кузнецов и Г.М. Идлис характеризуют четыре стадии развития естествознания следующим образом. Первая начинается с древнейших времен и заканчивается в XV веке. В этот период формируются представления общие о природе и окружающем мире, сформировалась натурфилософия (раздел философии, изучающий устройство мира и природы), которая стала изначальным собранием идей для последующего развития естествознания. Вторая стадия начинается с XV-XVI веков и характеризуется как аналитическая. Ей присуще мысленное расчленение сложившегося целостного образа природы, которое привело к возникновению множества частных естественных наук (физики, химии, биологии). Третья стадия датируется концом XIX – началом ХХ веков, для нее характерно постепенное восстановление целостной картины природы на основе накопленного ранее материала. Поэтому Кузнецов и Идлис называют ее синтетической стадией изучения природы. Наконец, в конце ХХ столетия формируется постнеклассическое естествознание, которое требует не только целостности в рассмотрении природы, но и начинает формировать интегральную картину мира на основе новейших достижений естественнонаучных дисциплин.

Наиболее распространенная периодизация науки в отечественной истории науки обоснована в трудах В.С. Степина. Согласно этому подходу глобальные научные революции разделяют качественно своеобразные этапы в истории науки. Они приводят к формированию нового видения мира, влекут за собой новые способы его познания. Глобальная научная революция может первоначально происходить в одной из фундаментальных наук, превращая ее на определенный период в лидера естествознания. В историческом развитии науки, начиная с XVII столетия, согласно этой точке зрения, возникли три типа научной рациональности (это выражение системы оснований науки) и соответственно три крупных этапа эволюции науки:

1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука);

2) неклассическая наука;

3) постнеклассическая наука.

2. Научная революция – это интенсивный период развития науки, ведущий к радикальным изменениям в системе знаний, в принципах и методах научного познания. Для научной революции всегда характерно возникновение кризисных ситуаций, связанных с коренной ломкой устоявшихся господствующих представлений о природе. В истории науки выделяют несколько типов научных революций:

частная – затрагивает одну область знания;

комплексная – затрагивает ряд областей знания;

глобальная – радикально меняет основания науки.

В истории науки глобальных революций было три: В VI – IV вв. до н.э. возникла наука как рациональный способ познания мира; ХVI-ХVII вв. – революция привела к созданию классического естествознания; ХХ в. – научно-техническая революция – вела не только к радикальным изменениям в науке и технике, но и к масштабным социально-экономическим преобразованиям, в том числе качественным изменениям в производительных силах общества.

Итак, глобальная научная революция означает «потрясение основ», в результате которого происходит смена парадигм. В истории развития естествознания принято выделять три глобальные научные революции и называть по именам ученых, сыгравших в них решающую роль: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

В VI – IV вв. до н.э. возникла наука как рациональный способ познания мира. Аристотель создал формальную логику – науку о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания. Аристотель впервые предметно дифференцировал научное знание: отделил науки о природе от метафизики (философии) и математики. Аристотелевские нормы научности знания, способы обоснования в науке успешно использовались в течение 1000 лет, а законы формальной логики действуют и поныне.

Революция в естествознании, начавшаяся в 90-х гг. ХIХ в. и продолжавшаяся до середины ХХ в. также носила глобальный характер. Она началась в физике, а затем распространилась на все остальные науки.

I этап (90-е гг. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в.): были сделаны открытия, в корне изменившие научные представления о мире, -

электромагнитных волн (Герц);

коротковолнового электромагнитного излучения (Рентген);

радиоактивности (Беккерель);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.