Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль науки в современном образовании и формировании личности.






10. В основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Современная образовательная система использует научно обоснованные подходы, в которых учитываются особенности нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой сферы деятельности субъектов образовательного процесса. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной области», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие основоположения присутствуют в составе мыслительной деятельности педагога, они передаются им обучаемым. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения многообразных наук о человеке. в частности антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Образование – это необходимая ступень социализации личности. Целостный процесс образования служит интересам общества и личности. В то же время, изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:

- операционный, предполагающий освоение логики учебного предмета;
- межоперационный, как совокупность дисциплин данного учебного курса;
- тактический, отвечающий за формирование содержания знания на основании пройденный дисциплин;
- стратегический, ставящий задачи интегрирования содержательного потенциала знаний во внутреннюю смысловую структуру личности;
- глобальный, свидетельствующий о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса.

 

11. Питательной средой для науки является образование. Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социально значимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

 

В процессах образования, в его, с одной стороны, молодежной, с другой — педагогической среде, их соединении и взаимодействии рождаются новые идеи. Здесь возникает «вольтова дуга» оригинальных и смелых мыслей, фантастических проектов. Множество научных открытий имеют свои истоки в образовании. Таким образом, образование становится источником научных идей. Большое значение имеет образование и как сфера реализации научных идей, которые влияют на структуру интеллекта, мотивируют его развитие.

Образование определяет фундаментальность науки, возникновение тех ее положений, которые отражают объективные закономерности. Ведь образование формирует не только навыки и умения, но и профессиональное мышление, являющееся следствием определенной системы полученных знаний и развитых способностей в их практическом использовании.

Эта роль образования дополняется и фактором перспективности науки. Там, где есть фундаментальные глубокие знания, где формируется питательная среда научных открытий, всегда существуют перспективы дальнейшего развития науки. Следует отметить, что потенциал науки также зависит от образования, которое концентрирует комплекс знаний. Наконец, важным фактором является и то, что в процессах образования формируются и растут научные кадры.

 

 

Тема 3/4. Наука в контексте исторического развития общества

План






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.