Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электрона (Томсон);






светового давления (Лебедев);

идеи кванта (М. Планк);

создание теории относительности (Эйнштейн) и др.

Крушение прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени получило название «кризиса физики», которое обозначало кризис механистических оснований классической науки.

II этап (сер. 20-х гг. – 40-е гг. ХХ в.) – создание квантовой механики и соединение ее с теорией относительности в новой квантово-релятивистской картине мира.

III этап (40-е – 70-е гг. ХХ в.) - овладение атомной энергией, создание ЭВМ и кибернетики, начало освоения космоса и развитие космонавтики и др. Научная революция соединяется с технической, что приводит к НТР.

В настоящее время происходит очередная глобальная революция, в результате которой рождается новая наука – постнеклассическая, в которой сосуществуют несколько парадигм.

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя исторические типы рациональности — это своего рода абстрактные идеализации, все же историки и философы науки выде­ляют несколько таких типов.

В историческом развитии науки, начиная с XVII сто­летия, возникли три типа научной рациональности (это выраже­ние системы оснований науки) и соответственно три крупных этапа эволюции науки:

1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисцигошнар-ная и дисциплинарно организованная наука);

2) неклассическая наука;

3) постнеклассическая наука.

Классический тип научной рациональности исходил из прин­ципа объектности — исключения из описания и объяснения всего относящегося к субъекту, средствам и приемам его деятельности. Полагалось, что только таким образом можно достичь истинного знания. Субъект познания рассматривался как неисторичный, не обусловленный никакими внешними обстоятельствами, воспро­изводящий объект так, каков он есть на самом деле. Цели и цен­ности науки, определяющие стратегии исследования, на этом эта­пе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Однако классическая наука не осмысливает этих детерминаций, полагая их вечными и неизменными.

Неклассическй тип научной рациональности ведет к измене­ниям в сфере идеалов и норм исследования. Происходит отказ от прямолинейного онтологизма, и возникает понимание относи­тельной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность не­скольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности. Возникает понимание того, что субъект познания детерминирован определенной научной традицией, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. Принимаются объяснения со ссылками на средства познавательной деятельности, учитываются связи меж­ду знаниями об объекте и характером средств и операций деятель­ности. Однако связи между внутри научным и и социальными цен­ностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии.

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над научной деятельностью. Он учитывает соотнесен­ность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевым и структурами. Выявляется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Современная наука требует включения в знание ценностных параметров, поскольку ее объектами являются человекоразмерные системы. Человек уже не находится за пределами мира, он включен в него. Более того, человек и Вселенная существуют в нерасторжимой сопряженнос­ти. Поэтому ценность представляют не столько «объектные» ис­тины, сколько те, которые сопоставимы с непосредственным бы­тием людей.

 

 

3. Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы ХХ века. Возникновение классической науки сконцентрировало в себе глубокие преобразования человеческого интеллекта и рефлексивную переработку предшествующих форм сознания. Этот процесс можно охарактеризовать как наиболее революционный переворот, который совершил (или который претерпел) человеческий разум после создания древними греками космоцентрической картины мира.

Становление классической науки связано с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера. Благодаря творчеству этих ученых сформировались представления о природе, господствующие в естествознании на протяжении практически трех столетий. Математика позволяла выразить знание в четких количественных закономерностях, а контролируемый эксперимент – добиться его объективности (независимости от исследователя).

Доминирующей дисциплиной этого периода стала классическая механика, которая рассматривалась и как эталон науки вообще, и как универсальный метод познания. Возникла тенденция сведения (редукции) всех знаний о природе к фундаментальным принципам механики, что обусловило механистический характер классической науки. Механицизм – попытки объяснения природы с точки зрения механических законов, сведение сложных явлений к простым, а целого к сумме частей. Усилия ученых были направлены на выявление простых элементов любых образований, причем связи между этими элементами игнорировались.

С механицизмом связан метафизический характер классической науки. Метафизический способ мышления исходит из отрицания идей всеобщей связи и развития. Природа, исходя из него, рассматривалась как нечто неразвивающееся, функционирующее на основе неизменных законов механики.

Понимание причинности в классической науке также связано с механицизмом. Здесь господствовал механический (лапласовский) детерминизм, согласно которому все явления строго обусловлены и абсолютно предсказуемы. Это исключало любые случайности, трактуя их как недостаточность знания.

Механистичность и метафизичность проявлялась в ряде познавательных установок классической науки.

1) Объектность – исключение из описания и объяснения всего, относящегося к субъекту, средствам и приемам его деятельности. Полагалось, что только таким образом можно достичь истинного знания. Субъект познания рассматривался как неисторичный, не обусловленный никакими внешними обстоятельствами, воспроизводящий объект таки, каков он есть на самом деле.

2) Однозначность в истолковании событий, исключение из случайностей, которые рассматривались как свидетельство неполноты знания.

3) Имеющееся научное знание рассматривалось как абсолютно истинное. Полагалось, что истинная картина природы уже создана и ее можно лишь совершенствовать в деталях.

Таким образом, классическая наука постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время существует убежденность в социальной нейтральности науки. Считается, что она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины.

Определенные перемены оснований науки происходят в конце XVIII- первой половине XIX века, когда начинается переход к дисциплинарно организованной науке. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, биология и т.д. в это время происходят несколько комплексных научных революций, связанных с проникновением в естествознание идей всеобщей связи и эволюционного развития. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной, в биологии и химии формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними.

 

4. Становление неклассической науки происходило на фоне резкого усиления ее производительной роли, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества.

Основные черты неклассической науки (10-20-е гг. – 70-80-е гг. ХХ в.):

- отказ от классической механики как основы познания и объяснения действительности, замена ее квантово- релятивистскими теориями;

- разрушение классической модели мира – механизма. На смену пришла модель мира-мысли;

- смена стиля мышления как отказ от механистических и метафизических установок;

- вероятностный детерминизм выражается в отказе от динамических и введении статистических закономерностей. Статистические закономерности проявляются в массе явлений, имеют форму тенденции и описывают состояние объекта с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом. Необходимость здесь проявляется через действие множества случайных факторов. Пример статистических закономерностей – законы квантовой механики и законы в обществе и истории. Понятие вероятности в статистических закономерностях выражает степень возможности наступления, осуществимости явления или события в конкретных условиях. Вероятность – это количественное выражение (мера) возможности: если вероятность события равна единице, то это действительность, при вероятности ноль – наступление события невозможно, между единицей и нулем – вся шкала возможностей;

- активная роль исследователя в познании, признание влияния исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты;

- отказ от субстанционализма, т.к. материя неисчерпаема вглубь.

Постнеклассический этап в развитии науки связан с научной революцией, разворачивавшейся в течение трех последних десятилетий ХХ века и до сих пор не завершившейся. В процессе этой революции появились и начали успешно реализовываться физическая научно-исследовательская программа унитарных калибровочных теорий (С. Вайнберг, А. Салам и др.) и общенаучная исследовательская синергетическая программа (Г. Хакен, И. Пригожин и мн. др.). Первая из них осуществляется в области физики высоких энергий и космологии, обнаруживая новые закономерности развития микро и мегамиров. Вторая касается нового понимания привычного макромира и не имеет дисциплинарных границ. Ее предметная область выходит за пределы природных процессов в область человекоразмерных самоорганизующихся систем: экологических, технологических, социальных.

Основные черты постнеклассической науки (с 80-х гг. ХХ в.):

- изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.);

распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ;

повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей;

изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы;

включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений;

использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции.

Усиление междисциплинарных взаимодействий приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Современная наука требует включения в знание ценностных параметров, поскольку ее объектами являются человекоразмерные системы. Человек уже не находится за пределами мира, он включен в него. Более того, человек и Вселенная существуют в нерасторжимой сопряженности. Поэтому ценность представляют не столько «объектные» истины, сколько те, которые сопоставимы с непосредственным бытием людей.

5. Элементы классического естествознания появляются в идее зачатков знания на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. В этот период наука еще не выделилась в специфическую сферу духовной деятельности, а теоретическое мышление не приобрело самостоятельного развития. Здесь происходило переплетение элементов знания с мистикой и суеверием (астрономии с астрологией, математики с кабалистикой, медицины с магией). Зачатки математических и других рационально-практических познаний не получили интегрированного выражения в соответствующей теории.

Еще в XV – XVI в.в. начинает расти интерес к природе. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался началом первой глобальной научной революции и становлением классического естествознания. Научная революция разрушила антично-средневековую концепцию мира и привела к оформлению классического естествознания, парадигмой которого была механика. Картина мира, возникшая в её рамках, строилась на принципе жесткого (лапласовского детерминизма). Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики.

Мировоззренческой и методологической основой всего классического естествознания послужила механика И.Ньютона, длительное время, стимулируя развитие науки и обеспечивая новые технические открытия. Классическая механика господствовала в естествознании два столетия, идя от одного достижения к другому. Вместе с тем в естественных науках накапливались факты, эмпирический материал, которые не могли быть объяснены законами механики и не вписывались в сформировавшуюся механическую картину мира, основанную на идеях атомизма и механицизма.

Формирование эволюционных идей в естествознании во многом способствовало постепенному отказу от признания особой универсальной роли механики. Начинался переход к дисциплинарно организованному естествознанию. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, геология, биология и т.д. В них формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает абстрагироваться от идеи развития. Возникает проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. начинается научная революция, ознаменовавшая переход к новому способу познания, отражающему глубинные связи и отношения в природе. Она включала в себя как неожиданные открытия (открытия рентгеновских лучей, радиоактивности, и т.д.), так и великие теоретические достижения: квантовая теория М. Планка (1900 г.), специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна (1905 – 1906 гг.), атомная теория Резерфорда – Бора (1913 г). В начале XX века в естествознании возникают не только новые идеи, открываются новые неожиданные факты и явления, но и преобразовывается дух естествознания в целом, возникает новый способ мышления, глубоко изменяются методологические принципы естествознания. Естествознание вступает во второй этап своего развития – неклассический. Становление и развитие неклассического естествознания привело к пониманию относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности

6. История возникновения и развития социально-гуманитарного знания неразрывно связана с историей становления человечества как социума в его культуре. Сами языки народов мира, важнейшие элементы и трансляторы культуры со всей очевидностью формировались в качестве вербальных форм знания об окружающем мире, о богах и самом человеке в его отношениях с другими людьми и т. д. Знания аккумулировались в мифах, в религиозных верованиях, магии, фольклоре, обрядах, обычаях, мистериях, здравом смысле и передавались от поколения к поколению вначале в устной, а затем и в письменной традициях. Выступая в качестве достоверного социального опыта и понимаемого нашими предками как непреложные истины, не подлежащие сомнению, они, эти древние знания, служили им «руководством к действию» в их повседневной жизни – в хозяйственной и торгово-экономической сферах деятельности, в организации управления и выполнения властных функций, ориентировали на определенные стандарты и формы действий и поведения, помогали регулировать и межличностные, коммунитарные отношения, и развивающиеся социальные отношения.

Активно участвуя (в качестве мыслеобразов, мыслеформ человеческой деятельности) в формировании социума в системную организацию, социально-гуманитарное знание одновременно оформляет его культуру, наполняя её многообразное и сложное содержание. Оно заполняет собою летописи, проступает в религиозных текстах, литературных и исторических сочинениях и в философских трактатах. Впервые «в чистом виде» в качестве самостоятельных дисциплин социально-гуманитарные знания были выделены Аристотелем (логика, политика, этика, психология и др.). Однако в дальнейшем ходе человеческой истории (практически всё средневековье) оно остается и функционирует на уровне все тех же «учебных» дисциплин, развиваясь лишь в рамках теософии и позже – философии истории в виде «утопий», социальных, гуманистических, этических идей. И только после социальных потрясений в Европе в конце XVIII–XIX вв. общество испытывает потребность в более рациональной организации, расстановке сил и перспективных прогнозах своего развития, что послужило толчком к самостоятельному развитию социально-гуманитарного знания и его институцианализации.

Это была скорее предыстория социальных и гуманитарных наук. Что же касается истории этих наук, то она началась сравнительно недавно, в первой половине XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации отчётливо оформилось, с одной стороны, отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования, с другой стороны, потребность в соответствующем типе образовательных практик, формирующих нужный для данного типа культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокультурных потребностей конституировалась объектно-предметная область социально-гуманитарного познания, слоистая по своей конституции, что и определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (экономика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных (филология, история, культурология, философия и др.), имеющих различие в предмете, методе и функциях. Так, предметом социальных наук является общество в целом или законы развития его подсистем (экономической, политической, социальной и т. п.), формы общественных отношений, социальные общности и механизмы их связей и т. д. Знание об этих сферах необходимо для управления социальным развитием, для его прогнозирования, для разработки стратегических планов и целей общественного развития. Гуманитарные науки своим предметом имеют внутреннюю духовную жизнь человека. Для них важно раскрыть пути и формы формирования человека как личности, жизненноважные ценности и смыслы человеческого существования.

7. В техническом знании отображается опыт практической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах. Технические науки охватывают различные виды технологии, производственных и технических средств и различные аспекты деятельности инженеров, обеспечивая расчетно-проектировочную, конструкторскую, эксплуатационную сферы научно-обоснованными знаниями, методиками, правилами. Технические науки распадаются на две ветви: дескриптивную, нацеливающую на описание того, что происходит в технике, и нормативную, формулирующую правила, по которым она должна функционировать.

Технические науки на начальных стадиях их формирования представляли собой, своеобразные «прикладные» разделы соответствующих естественных наук, которые условно можно назвать базовыми. В дальнейшем в технических науках появляются и самостоятельные теоретические разделы

Становление и развитие технических наук происходило параллельно с развитием соответствующих видов техники и технологических процессов.

В формировании технических наук можно выделить 3 этапа: этап донаучного развития технических знаний (до второй половины ХУ11 в.); этап становления и развития технических наук " классического" типа (ХУ111-начало ХХ в.); этап формирования комплексных научно-технических дисциплин «неклассического типа» (с первой трети ХХ в.).

На донаучном этапе развития технических знаний основным было конструктивно-функциональное описание технических объектов. Принцип их действия вытекал из их структуры, характера взаимодействия элементов, их морфологических свойств (отдельные машины, включаемые в некоторых дискретных точках технологических процессов - в строительстве, мельницы, подъемники в шахтах и т.п.). Идея технического описания в этот период - описать конструкцию как совокупность морфологических элементов и их конструктивных связей; функционирование ясно из их конструкции.

Возникновение технических наук " классического" типа связано со становлением экспериментального естествознания и перестройкой технического мышления в социокультурном процессе изменения общественного сознания при переходе к капиталистической формации: происходит изменение способа видения технических объектов, открывающее путь к становлению технических наук " классического" типа. Технические объекты начинают рассматриваться не просто как целесообразно функционирующие структуры, но и как структуры, осуществляющие, использующие некоторый природный процесс. В технических науках " классического" типа принцип действия технического объекта дается на естественно научной основе, а конструкция рассматривается как способ его реализации. Таким образом, появляется научное техническое знание, в котором технические устройства описываются как естественно-искусственные образования. При этом выделяются характеристики трех типов: конструктивно-морфологические (характеризуют строение устройства), процессуальные (характеризуют протекающий в устройстве природный процесс, изучаемый естествознанием), функциональные (характеризуют устройство с точки зрения его работы в качестве средства целесообразной деятельности, элемента технической системы).

Технические науки неклассического типа состоят из разнородных предметных и теоретических частей, включают системные и блок-схемные модели разрабатываемых объектов, описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании или инженерных разработках. Комплексные технические науки отличаются и по объектам исследования. Помимо обычных технических и инженерных устройств, как правило, более сложных, чем в традиционной инженерии, они изучают и описывают еще по меньшей мере три типа объектов: системы человек — машина (ЭВМ, пульты управления, полуавтоматы и так далее), сложные техносистемы (например, инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания — аэродромы, дороги, обслуживающая техника и так далее) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера. В последнем случае изучаются, с одной стороны, закономерности создания различных технических систем и сооружений, а также свойства, которыми они при этом будут обладать, с другой стороны — закономерности и особенности функционирования всей области технических сооружений и систем, действующих вопределенном регионе, социальной системе или культуре.

Существенно изменилась и область применения знаний неклассических технических наук. Если научные знания технических наук классического типа используются в основном в таких видах инженерной деятельности, как изобретение и конструирование, а также в традиционном инженерном проектировании, то знания комплексных научно-технических дисциплин, как правило, необходимы в нетрадиционных видах инженерной деятельности (например, в системотехнике) и в нетрадиционном проектировании.

 

Тема 4/5. Ключевые проблемы современной науки

План:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.