Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Английская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX века. Характеристика «качественных» и «массовых» английских газет. Специализация периодических изданий.
В 60–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет. В 60–70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия», 1868) стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. В 1874 г. был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры современной истории, обещал отразить интересы женщин, публиковать критические материалы, написанные «джентльменами и учеными». В 1877 г. по типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Периодика второй половины XIX в. была достаточно специализированной. О приключениях и путешествиях писал «Уайд Уорлд Мэгэзин» («Журнал всего мира», 1898), существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания. Первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно». В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе. Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спортом и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа. У многих партий были свои газеты. Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации. Для жителей объединенной Европы предназначал Р. Максвелл свою новую воскресную газету, вышедшую в мае 1990 г. и ставшую региональным изданием. Качественная, богато иллюстрированная (в газете используется цветная печать) «Юэропиэн» («Европеец») вышла тиражом 300 тыс. экземпляров. Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи. «качественная» пресса в освещении наиболее важных социально-политических проблем апеллировала к разуму читателя, опираясь на систему аргументов, убеждающих аудиторию в логичности рассуждений и доказательств. Массовая пресса в основном использовала метод внушающего воздействия, которое «прививает психические состояния, т. е. идеи, чувствования и ощущения без помощи логики и каких-либо доказательств». Обилие иллюстраций, броские заголовки, набранные крупным шрифтом, стремление ориентироваться на язык улицы – все это стало отличительными чертами «популярных» газет. Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. По мнению владельцев массовых газет, на их полосах не нужно печатать то, что можно увидеть по телевидению, т. е. информацию. Не случайно, что рост тиражей массовых газет вызвал в 70-е годы обеспокоенность английской общественности. В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван и тем, что молодежная аудитория переориентировалась не только на телевидение. В ее распоряжении оказался широкий набор видеопродукции, компьютерные игры, с которыми «старым» средствам информации конкурировать достаточно сложно. В 60-е годы укрепились позиции важнейших периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров (эту газету контролировала компания «Манчестер Гардиан энд Ивнинг Ньюс Лтд.»). Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файнэншл Таймс» – 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.)[189]. В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, – «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет. В 1966 г. «Дейли Уоркер» была заменена газетой «Морнинг Стар», которая, оставаясь коммунистическим изданием, заявила о себе как о трибуне всех левых сил страны. Компартия стремилась укрепить свою социальную базу и упрочить связи с лейбористским движением. Вначале тираж «Морнинг Стар» значительно возрос, но затем он существенно снизился. Проблема распространения газеты приобрела новую остроту.
Французская журналистика во 2-й пол. XIX - нач. XX века. Законы о печати. Пресса периода Парижской коммуны. «Дело Дрейфуса» и политические тенденции во французской журналистике. Газета «Фигаро» (“Le Figaro”). Закон об обязательном начальном бесплатном образовании –> увеличение числа читающих людей. «Большая четверка франц. Прессы» - «Птижурналь»: 1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене – 1 су (5 сантимов!). Это была ежедневная «Птижурналь», основанная Моизом-ПолидоромМийо.Олицетворяя народ в «маленьких людях» – консьержках, ремесленниках, рабочих и землепашцах, – «Птижурналь» пыталась беззастенчиво им льстить, превознося их добродетели, реальные и мнимые. Изобретая многочисленные приемы саморекламы, «не страшась быть глупой», газета вела настоящую «охоту за читателем в собственном доме». Снабжая читателей простой, но разнообразной информацией, зачастую развлекательной или сенсационной, регулярно публикуя «полицейские» романы с продолжениями, она быстро увеличивает свой тираж. К 1865 г. – 260 тыс., затем роман-фельетон Эмиля Габорье доводит его до 300 тысяч. Подробное изложение «дела Тропмана» (об убийстве семьи из 8-ми человек) поднимает тираж до 410 тысяч и лишь установка новых печатных машин Марннонн, появившихся в 1867 г., позволяет ей справиться с техническими проблемами. По словам Золя, в те годы в самом глухом уголке Франции можно было встретить пастуха, отдыхающего вместе со своим стадом и листающего при этом - «Птижурналь» - «Птипаризьен» - «Матен» - «Журналь». В 60е гг «Птижурналь» превращается в акционерное общество (тираж мог достигать пол млн экз.) - Растет вес рекламы, - Развлекательные материалы, - Попытка наладить обратную связь. «Фигаро» 1825г. основал Морис Алуа. (и по сей день издается). Расцвет газеты связан с именем крупного парижского издателя Ж.-И. Вильмессана. Вильмессан купил «Фигаро» в 1854 г. и за короткое время превратил ее в одну из самых популярных французских газет. Сначала газета позиционировала себя как неполитическое издание. Она привлекла читателей разнообразием информации, остроумием, интонацией непосредственной беседы. С 1856 г. «Фигаро» выходит дважды в неделю. С 1866 г. становится ежедневным изданием. С 1867 г. издание приобретает все более определенную антибонапартистскую политическую окраску. В 1880 г. руководителем издания стал ФрансисМаньяр. Тональность газеты стала более серьезной, улучшилось качество информации и литературных материалов. Именно «Фигаро» в 1885 г. опубликовала «Манифест символизма» Жана Мореаса. С газетой сотрудничали А. Франс, Э. Золя, М. Баррес, М. Пруст и другие крупные писатели и ученые. Пик популярности и влиятельности «Фигаро» пришелся на рубеж ХIX–ХХ веков. Тираж газеты достиг 80 тысяч экземпляров. Ф. Маньяр (до 1880г) – с его приходом в журнале появляется сильный литературный раздел (на его страницах печатаются Эмиль Золя и др.) ü Широкая сеть корреспондентов в провинции и заграницей. ü LeFigaro (Лё Фигаро́) — ежедневная французская газета. Название получила в честь Фигаро — героя пьес Бомарше. Из его же пьесы «Женитьба Фигаро» взят девиз газеты, напечатанный прямо под её названием: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна» (фр. «Sans la liberté de blâ mer, iln’est point d'é logeflatteur»). ü С 1866 года газета выходит ежедневно. В 2005 году тираж составлял около 340 тыс. экземпляров. ü В 1975 году газета была приобретена РоберомЭрсаном. В 1999 году американский инвестиционный фонд CarlyleGroup приобрёл 40 % акций газеты, которые были проданы им в 2003 году. По состоянию на 2004 год газета находится под контролем консервативного политика имиллиардера Сержа Дассо, известного как глава французской аэрокосмической группы DassaultAviation. В одном из радиоинтервью Дассо заявил, что «газеты должны пропагандировать здоровые идеи». ü Считается, что газета отражает официальную точку зрения нынешнего французского правительства и вообще умеренно правых партий. За это «Фигаро» регулярно подвергается критике со стороны «левых» изданий, таких как «Liberation», «Marianne» и других.
Всплеск реваншистских националистических настроений во Франции того времени отразились в прессе, как и крупные скандалы того времени, например, «ДЕЛО ДРЕЙФУСА» - процесс (1894—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859—1935). Процесс сыграл огромную роль в историиФранции и Европы конца XIX века.
Лекция: Общество разделилось на два лагеря: за и против Дрейфуса. Альфред Дрейфус – еврей, мог ли он служить Франции на 100%? Обвинили, оказался не виновным, вышел на свободу. Эмиль Золя – писатель-натуралист, журналист. Сотрудничал со многими франц.изданиями. Расследовал самостоятельно «дело Дрейфуса», публикация письма «Я обвиняю». Его осудили, штраф и тюрьма. Покинул Францию, чтобы избежать тюремного заключения и пережить вне страны общую ненависть по отношению к нему (по улице ходили толпы людей и кричали «Смерть Золя!», публичное сожжение его книг и публикаций в библиотеке).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Дрейфуса Полковником Анри и майором Пати де Кламом, решительно высказался за предание Дрейфуса Обвинение. Процесс 1894 года В конце 1894 г., когда у власти стоял кабинет Дюпюи, с генералом Мерсье в должности военного министра, в генеральном штабе была обнаружена пропажа нескольких секретных документов. Через некоторое время начальник бюро разведки полковник Анри представил в военное министерство бордеро, то есть препроводительную бумагу, без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов. Бордеро это было, будто бы, найдено в выброшенных бумагах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Дрейфуса. Альфред Дрейфус был арестован 15 октября 1894 года. Министр иностранных дел Ганото на основании каких-то данных не верил этому бордеро и был против возбуждения дела, но не решился настаивать на своем и впоследствии играл двусмысленную роль человека, убежденного в невиновности, но не заявлявшего о том публично и поддержавшего министерства, враждебные Дрейфусу. Военный министр Мерсье, побуждаемый военному суду. Суд происходил в Париже в декабре 1894 г., при закрытых дверях. На виновности Дрейфуса решительно настаивали начальник генерального штаба генерал Буадеффр, его помощник генерал Гонз, Пати де Клам, Анри и другие. Судьи колебались — улик было недостаточно. Тогда с согласия военного министра следователь изготовил фальшивый документ — записку, якобы написанную германским послом и изобличавшую Дрейфуса в сотрудничестве с немцами. Дрейфус был приговорен за шпионаж и государственную измену к разжалованию и пожизненной ссылке в Кайенну, и в январе 1895 г. препровожден на Чёртов остров. Историю на википедии, если что, там немного, но суть не в том, вот больше про вмешательство Золя в дело https://ru.wikipedia.org/wiki/Я_обвиняю_(статья): «Я обвиня́ ю» (фр. «J’accuse») — статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года. Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство вантисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик. Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года. Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.
Немецкая пресса во 2-й пол. XIX – нач. XX века. Место печати в государственной жизни. Политическая дифференциация газет. Содержание журнальной периодики. Развитие печати в Германии шло медленее, чем в передовых западноевропейских странах. Причина — раздробленность Германии, суровая цензура. В 1749 г. — ограничения для политической прессы. В 1788 г. цензуре подлежат научные периодические издания. В начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов, скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма. В середине 90-х гг. XVIII века необходимость реформ. Выразителями «эстетической» программы стали литературные журналы «Оры» Шиллера и «Пропилеи» Гёте (эстетические вопросы, проблемы состояния современной культуры и литературы). Журнал «Атеней» братьев Шлегелей. Толчок развитию политической прессы — Великая французская революция. Не все немецкие периодические издания в поддержку Франции («Берлинские вечерние листки» — орган консерваторов). Но французское влияние на определенном этапе оказалось благотворным для немецкой журналистики. Появились новые газеты и журналы, на левобережных территориях — свобода печати. С 1798 г. — «Всеобщая газета» Котта. Бастионами немецкого романтизма — «Газета для отшельников», литературно-художественный журнал «Феб», «Европа» — обращалась к немецкой истории, пыталась пробудить национальное самосознание немцев. В 1810 г. — строгая цензура для немецких газет. К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов — журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал». Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал». Все венские демократические газеты выступали за проведение избирательной и судебной реформы, за отделение церкви от государства, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от феодальных податей и т. д. Другая важная тема немецкой прессы: объединение Германии (либеральные «Национальная газета», «Берлинская всеобщая газета», «Северонемецкая всеобщая газета»). Наиболее влиятельные из немецких провинциальных газет в XIX веке — «Франкфурте цайтунг», «Магдебурге цайтунг» и особенно «Кёльнская газета». Главным оппонентом демократической и либеральной прессы — «Новая прусская газета».Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Новая Рейнская газета». В 1850-х гг. немецкая публика на неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов). Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. С 1852 г. К. Гуцков издавал журнал «Развлечения у домашнего очага», большой популярностью пользовались «Родной дом», «Друг семьи», «Беседка». 6 июля 1854 г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова. Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом «железного канцлера» стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг». Курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление). Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса). В конце 70—80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих). Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.
|