Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики тела






Я разъясню вам характеристики тела так, как это делает большинство комментаторов. Правда, лама Цонкапа не входит в их число, он описывает тело по-своему, но к его варианту мы обратимся чуть позже (см. главу 15).

Итак, можно сказать, что тело существует одновременно на трёх уровнях: грубое, тонкое и очень тонкое, или тончайшее тело. Грубое тело состоит из плоти, крови, костей, пяти органов чувств и так далее.

Тонкое, или как ещё говорят ваджрное, тело включает в себя каналы и пребывающие в этих каналах энергии и капли, или тигле (санскр. бинду). По всему телу проходят тысячи таких тонких каналов. Для созерцания мы используем три главных канала: центральный канал, или авадхути, который проходит в нашем теле сверху донизу перед самым позвоночником, и два боковых канала — лалана и расана, расположенные по обеим сторонам центрального параллельно ему. В нескольких местах центральный канал ветвится, и от него в разные стороны отходят небольшие боковые каналы, или спицы, образуя чакры. Позже я расскажу о каналах и чакрах подробнее (см. главу 14).

Те энергии-ветры, о которых здесь идёт речь, — это не воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, но совершенно особые тонкие «ветры», протекающие по нашим каналам. Они обеспечивают функционирование нашего тела и связаны с различными уровнями ума20. В Тантре есть выражение «Ум едет верхом на ветре». Это означает, что наше сознание, оседлав ветры, движется вместе с ними по тонким каналам. Мы работаем с ветрами и учимся управлять ими во время созерцания внутреннего огня.

В состав ваджрного тела входит также тонкая подвижная энергия в виде красных и белых капель. По-тибетски эти капли называются тигле, но я предпочитаю использовать индуистский термин кундалини ввиду его универсальности. В тантрах эти капли называют также бодхичитта. Вообще-то, по-тибетски мы чаще говорим кунда табу чангсем (тиб. кип da ltа bu byang sems), что переводится как «луноподобная бодхичитта». Красные и белые капли находятся одновременно во всех каналах, но в пупочной чакре преобладают красные женские, а в теменной — белые мужские капли. (В некоторых тантрических текстах эти капли кундалини называют божествами, и там говорится, что это даки и дакини танцуют по всей нервной системе.)

Третье, тончайшее, тело проявляется в момент смерти. После растворения четырёх первоэлементов-махабхути умирающий имеет три видения: белое, красное и чёрное, а после них возникает ясный свет смерти. Все вместе эти видения называются четыре шуньи, то есть дословно «четыре пустоты». Тонкие состояния сознания, постигающего эти четыре шуньи, сопровождаются энергией тонких ветров, самым тонким из которых является ветер, сопряжённый с умом ясного света и пребывающий в неразрушимой капле сердечной чакры. Этот тончайший из всех ветров и есть «очень тонкое тело».

Когда йогин восстаёт из переживания мудрости ясного света, тончайший ветер проявляется как иллюзорное тело. С достижением иллюзорного тела — а это очень высокая степень реализации — обретается полное единство тела и ума. У нас пока ещё нет правильного взаимодействия между телом и умом. У нашего ума свои энергии, а у тела — свои, и они не объединены друге другом.

Освоение тонкого и очень тонкого тел помогает нам понять, что внутри нашего физического тела есть и другие тела, а значит, нам не стоит переживать о том, что наше грубое тело изнашивается и в какой-то момент вообще перестанет нам служить.

Кроме того, тантрические учения разъясняют зарождение и развитие человеческого существа: в них рассказывается о том, как сознание, пребывающее в состоянии бардо, чувствует мужскую и женскую энергии родителей, испытывает влечение к ним, а затем входит в оплодотворённую яйцеклетку. Как было сказано ранее (см. главу 9), в тантрической медитации вы созерцаете мужскую и женскую энергии в виде белой луны с красноватым оттенком, а себя — как сияющий свет в её центре. Так выглядит изнутри наше зачатие, начало нового существования.

Западные представления о том, как яйцеклетка и сперма попадают в матку будущей матери, и о последующем развитии плода очень похожи на тантрические. Я был просто поражён множеством совпадений, когда смотрел документальную телепередачу, посвященную оплодотворению и внутриутробному периоду. У тибетцев есть слова, но нет визуального представления, а на Западе всё записали на плёнку. Это очень помогло мне, ведь я порой с трудом представляю, что там творится у вас в головах, что вы знаете, а чего не знаете, и поэтому иногда не решаюсь озвучивать некоторые буддийские идеи. Но этот фильм меня обнадёжил. В тибетских текстах рассказывается о том, что зародыш растёт, повторяя движения ветров; что первой появляется и совершенствуется сердечная чакра, затем из неё произрастают главные каналы, а от них ответвляются все остальные. У нас есть подробное описание того, как энергия развивается и функционирует, приводя в согласование внутренние и внешние факторы.

А вот Калачакра-тантра содержит очень интересные разъяснения о взаимодействии между солнцем, луной, звёздами и самим временем, между внутренней энергией и внешним миром, а также наставления о том, как это сделать объектом созерцания. Существует подробнейшая разработка всех этих вопросов21.

Обладать детальным научным знанием весьма полезно, и это иллюстрируется такой историей. Как-то раз Васубандху со своим братом Асангой поспорили, кто из них точнее опишет ещё не родившегося бычка. Сперва Асанга с помощью телепатических способностей разглядел у телёнка на лбу белое пятнышко. А затем Васубандху проанализировал положение телёнка в теле коровы и понял, что его брат ошибся, не сумев сочетать телепатическую информацию со знанием. Он сказал: «Да нет там на лбу никакого пятнышка. А вот кончик хвоста действительно белый». Васубандху догадался, что хвост животного, пройдя между ног. расположился так, что белый кончик, который Асанга принял за пятнышко на лбу, оказался как раз между рогами. С нетерпением ждали йогины отёла, а когда наконец дождались, то увидели, что Васубандху был совершенно прав. Так научное понимание Васубандху оказалось выше телепатии Асанги.

Очень полезно понимать природу ваджрного тела, знать, как оно функционирует, потому что тогда вы сможете научиться управлять всеми его энергиями. Вы найдёте подход к воздействию на центры удовольствия и центры страдания, научитесь по своей воле включать и выключать их. Используя доскональное знание своей нервной системы, можно будет, например, облегчить любую боль. Зная взаимосвязи внутри своего тела, можно избавиться от неприятных ощущений. Согласно тантрическим представлениям боль в любой части тела часто обусловлена затруднениями движения ветров, которые, в свою очередь, связаны

с навязчивыми и циклическими состояниями ума. И когда вы поймёте основные принципы строения своего тела, то будете знать, как ослабить любое возникшее в нём напряжение.

Ваше тело — живое, и вы должны научиться прислушиваться к его ритмам, пока не почувствуете, что каждая клеточка нервной системы разговаривает с ми. Когда вы разовьёте такую чувствительность, то практически сможете чётко указывать телу, что нужно делать. Вас перестанет пригибать к земле, вы позабудете свою тяжкую поступь, станете порхать, а ваше тело будет казаться невесомым, почти бесплотным. Вы испытаете доселе незнакомое ощущение полёта, чувство необычайной свободы. Простое прикосновение к телу будет доставлять наслаждение. И всё это уже есть в нас. Вместо того чтобы быть носителем боли, ваше тело может стать источником блаженства. Наконец, вы достигаете такой гармонии тела и ума, когда вам кажется, что тело — это ум, а ум — это тело. Это удивительно яркое ощущение их единства.

Большая часть того внимания и почти все усилия, которые мы уделяем своему телу, направлены на поддержание его чистоты и опрятности, то есть на внешние факторы. В Шести йогах Наропы мы, наоборот, имеем дело с тонким, или ваджрным, телом. Используя различные методы созерцания, мы учимся управлять энергиями ваджрного тела, в первую очередь энергией ветров, а поскольку ум действительно «едет верхом на ветре», мы будем в состоянии направлять его куда захотим. А под конец возьмём да и направим его прямиком к Пробуждению! Вот почему так важно тщательно изучить природу своей тонкой нервной системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.