Завоевания Александра Македонского, рождение новых государств на Востоке не только резко изменили и решительно раздвинули границы эллинского мира. Своим результатом они имели глубинные перемены в структуре античного общества. Наступила новая эпоха, получившая название эллинизм. Современные ученые склоняются к тому, что эллинизм – сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление. Оно характеризуется синтезом греческих и восточных начал. Сам же эллинистический период – новый этап в развитии античного рабовладения. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИЗМА. Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении – III–II вв. до н. э. Однако предпосылки его складывались уже в IV в. до н. э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическим, бюрократическим устройством (Птоломеев в Египте, Селевкидов в Сирии). Свои победоносные походы Александр Македонский сопровождал основанием новых городов, таких, как Александрия, Пергам, Антиохия, которые быстро выросли в крупные культурные и научные центры. Из прежних сохраняли свое значение лишь Афины. На завоеванных землях оседали приезжавшие из Греции вместе с торговцами и ремесленниками и люди искусства. Они распространяли эллинские культурные традиции, навыки и умения среди местного населения. И, в свою очередь, знакомили соотечественников в Греции с тем самобытным и ценным, что обретали на Востоке. Наблюдалось интенсивное взаимодействие и взаимообогащение восточных и эллинских культур, осуществлялся своеобразный синкретизм. Подобное слияние греческих и восточных элементов обнимало самые разные сферы жизни. И это была важнейшая характеристика эллинизма. РЕЛИГИЯ. Процессы культурного синтеза не обошли стороной религию. На Востоке укореняется культ бога Сараписа, который выполняет роль как Зевса, так и Плутона. Египетский бог Осирис походил на Диониса. Богиня Фригии Кибела уподоблялась Рее, матери Зевса. Были смешанные божества, например, упоминавшийся Зевс-Аммон; его функции взял на себя Александр Македонский. Восточные властители, цари и фараоны, обожествлялись; это помогало укреплять их режимы. ВОСТОЧНЫЕ МОНАРХИИ И ИХ БЫТ. Несметные богатства, доставшиеся победителям-македонцам, теперь принадлежали грекоязычной знати. Новые хозяева восточных государств окружали себя раболепствующими приближенными, придворной челядью, опирались на разветвленную касту жрецов и чиновничества. Между знатью и простыми людьми ширилась пропасть. Приобретало все более резкие формы имущественное неравенство. Новые восточные владыки, подражая своим предшественникам, стремились к пышности и роскоши, тяготели ко всему грандиозному, монументальному. Возводились огромные храмы, величественные дворцы. Сохранилось описание одного из празднеств в Александрии, длившегося с раннего утра и до ночи, в котором участвовало множество актеров, облаченных в дорогие костюмы. По улицам вели дрессированных животных. Было задействовано около 80 тыс. воинов, конных и пеших. Участникам празднества и зрителям щедро раздавались угощения, вино, сладости. АРХИТЕКТУРА. Архитектурные сооружения эллинизма призваны были поражать воображение своими размерами. Была создана грандиозная статуя бога Солнца в Родосской гавани. Она называлась Колосс Родосский и считалась одним из «семи чудес света». Семью чудесами света в античности называли самые прославленные памятники архитектуры и скульптуры. К ним помимо Колосса Родосского относились: египетские пирамиды в Мемфисе; стены Вавилона и находящиеся в нем «Висячие сады» Семирамиды; статуя Зевса, выполненная Фидием в Олимпии, этом культовом центре в Элиде (Пелопоннес); храм Артемиды в Эфесе (сожженный Геростратом) и мавзолей, монументальное сооружение в Галикарнасе, построенный в IV в. до н. э. Статуя Колосса Родосского развалилась во время землетрясения. Художник Стасикрат разработал проект призванного поразить воображение монумента Александра Македонского на Афонском мысе. На его протянутой руке должен был размещаться целый город.
|