Историография Греции по праву начинается с Геродота Если Эсхил был отцом трагедии, Аристофан – отцом комедии, то Геродот, по выражению Цицерона, – отцом истории. Этот титул он заслужил ролью первопроходца в данном жанре прозы, завидным искусством рассказчика, а также и обширностью историко-этнографического материала, им освоенного. Судьбой ему было предначертано многое увидеть, быть свидетелем великих событий, оказаться словно бы на скрещении взаимоотношений Запада и Востока. ВЕХИ БИОГРАФИИ. Биография его известна фрагментарно. Он родился около 484 г. до н. э. в городе Галикарнасе на побережье Малой Азии, в крупном морском порту, а потому получил прозвище Геродот Галикарнасский. Будущий историк принадлежал к знатному роду; по-видимому, по политическим соображениям должен был покинуть родной город, много странствовал. Довольно долго прожил он в Афинах, где познакомился с Периклом; трудно переоценить, сколь многим обязан был историк общению с великим государственным мужем. Геродот принял участие в воплощении замысла Перикла – основании общегреческой колонии Фурия в Южной Италии. Там он умер после начала Пелопоннесской войны, между 430 и 424 гг. Решающим фактором биографии Геродота стали его путешествия, что дало ему уникальную возможность увидеть Вавилон, Ассирию, Египет, Скифию, Колхиду, Фракию, Элладу, как материковую, так и островную, Малую Азию и Южную Италию. Обо всем этом он позднее написал, что стало неоценимым источником сведений по географии, этнографии его времени. Одни сведения он собирал лично, другие были получены от местных жителей и от других путешественников. Главный и поистине уникальный труд Геродота называется «История». В нем собраны все накопленные к тому времени свидетельства как об эллинах, так и о тех, кого Геродот называл варварами. Позднее его груд был разделен на девять частей, или книг, каждая из которых названа именем одной из греческих муз: Клио, Евтерпа, Галия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато. Полигимния, Урания, Каллиопа. Греческий историк Диодор (I в. до н. э.) так отзывался об этом труде: «Геродот описал деяния, общие почти всей вселенной, в девяти книгах». Известно, что отрывки из своего труда Геродот читал современникам, за что удостоился специальной почетной награды от афинского Совета. Среди слушателей был его младший современник, историк Фукидид. Н.Н. Батюшков так описал воображаемое чтение Геродотом своего труда в Олимпии в присутствии Фукидида:
Когда на играх Олимпийских В надежде радостных похвал Отец Истории читал, Как Грек разил вождей Азийских И силы гордых сокрушил, Народ, любитель громкой славы, Забыв ристанья и забавы, Стоял и весь вниманье был. Но в сей толпе многонародной Как старца слушал Фукидид, Любимый отрок Аонид, Надежда крови благородной.
«ИСТОРИЯ» ГЕРОДОТА. Цель своего труда Геродот видел в том, чтобы «деяния людей не изгладились из памяти до времени и чтобы великие, достойные удивления подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, не потеряли своей славы…» В основу своего труда Геродот положил концепцию исконной вражды между Европой и Азией, уходившей еще в давние мифологические времена. В труде Геродота выделяются две основные части. В первой части (книги I–IV) описываются события, связанные с ростом персидской державы. Начинаются они с расширения провинции Лидия, царь которой Крез первым нанес обиды эллинам и покорил города Малой Азии. Крез, в свою очередь, был побежден персидским царем Киром, распространившим свое владычество на всю Азию. Большое место уделено у Геродота походам Кира против эллинов в Малой Азии и против вавилонян. После смерти Кира его преемник Камбис завоевывает Египет. Это дает возможность Геродоту, приводя живые подробности и детали, описать эту страну, ее природу, памятники, обычаи и нравы местных жителей. Тема I книги – четыре похода Дария против Скифии, что позволяет Геродоту дать описание земель, лежащих к северу от Понта (Черного моря), в частности, быт и нравы обитавших там скифов. Труд Геродота до сих пор считается одним из неоценимых источников, касающихся ранней истории Причерноморья. Повествуя также о походах Дария на Фракию и Ливию в I–IV-й книгах, историк активно вводит географический и этнографический элемент. Главная тема второй части геродотова труда (книги V–IX) – греко-персидские войны. Здесь немало драматических эпизодов: разрушение персами Милета; их вторжение в Аттику; битва при Марафоне, где греки во главе с Мильтиадом разбили агрессоров; новый поход персов уже под началом Ксеркса. Перед читателями развертываются такие славные страницы в жизни Эллады, как подвиг в Фермопильском ущелье, победа в морском сражении при Саламине, вынудившая Ксеркса вернуться в Азию, наконец, триумф эллинов при Платеях над персидским полководцем Мардонием. Повествование доведено до 478 г., вплоть до завоевания греками города Сеста. В изложении Геродота реальное, достоверное причудливо «сплавлено» со сказкой, мифом. Историк верит в изречения оракулов и гадателей, объясняет некоторые события вмешательством божественных сил; в этом плане он близок к великим трагикам Эсхилу и Софоклу. Все кары людям – результат воли олимпийцев. Например, когда Крез решился воевать с персами, он спросил об этом оракула и получил весьма витиеватое, двусмысленное предсказание о том, что в этом случае он сокрушит великое царство. На самом деле, оракул, как выяснилось, имел в виду не персидское, а его, Креза, государство. Поголовная гибель троянцев – также наказание богов за их тяжкие прегрешения. ВСТАВНЫЕ НОВЕЛЛЫ. Красочность и занимательность геродотовского повествования достигаются благодаря «интегрированию» в текст вставных новелл. В дальнейшем подобный прием получит развитие в мировой литературе: у Пегрония («Сатирикон»), Апулея («Золотой осел»), Сервантеса («Дон Кихот»), Гоголя («Мертвые души»). Одна из вставных новелл у Геродота посвящена Поликратову перстню и должна иллюстрировать мысль о всесилии богов, распоряжающихся судьбами людей. Одновременно она показывала, сколь непрочно человеческое счастье. Поликрат, греческий тиран на острове Самос, был безмерно богат и, памятуя о зависти богов, получил от Амасиса дружеский совет умилостивить олимпийцев, добровольно отказавшись от столь ценного для него предмета – перстня. Отсюда пошло выражение: «Боги завистливы». Но боги не пожелали принять его жертвы. Перстень был брошен в море, где его проглотила прекрасная рыба, которую позднее поймал рыбак. Тот решил поднести ее в дар Поликрату. Последний, польщенный этим подарком, позвал рыбака на обед. Слуги, разрезав рыбу, обнаружили в ее животе перстень Поликрата и с радостью отнесли ее хозяину. Увидев перстень, Поликрат уразумел, что все это – промысел божий. В конце концов Поликрат был коварно убит по приказу персидского сатрапа Оройта. В этом сказалась ненависть к нему богов за его слишком большое счастье. Этот сюжет, заимствованный у Геродота, Шиллер положил в основу своей баллады «Поликратов перстень», широко известной благодаря прекрасному переводу В. Жуковского. Геродот принимает на веру также и мифы. Для него конкретные исторические деятели так же достоверны, как и мифологические. У царей и полководцев могут быть предками герои мифов или даже олимпийские боги.
|