ВОЗВЫШЕНИЕ МАКЕДОНИИ. В отличие от Афин, Спарты, некоторых других эллинских государств, Македония долгое время находилась на периферии политической и культурной жизни Эллады. Рост авторитета Македонии начинается при царе Архелае, резко усиливается при царе Филиппе, том самом, кого обличал в своих речах Демосфен. В битве при Херонее (338 г. до н. э.), где антимакедонская коалиция потерпела поражение, македонской конницей, внесшей решающий вклад в победу, командовал 18-летний сын Филиппа – Александр. Судьба отвела ему краткую 33-летнюю жизнь, да и царствовал он немногим более 12 лет. Но Александр выказал такую грандиозную энергию, свершил так много, что этого хватило бы на много долгих человеческих жизней. Его имя среди – самых блистательных имен всемирной истории, а самый его образ вошел в литературу и искусство. АЛЕКСАНДР: ПОЛКОВОДЕЦ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. Будущий великий полководец родился в 356 г. до н. э. Его биография «обросла» легендами, анекдотами, так что порой трудно отделить истину от фантазии. Считается, например, что он появился на свет в тот самый день, когда Герострат поджег храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из «семи чудес света». Его мать Олимпиада, одна из шести или семи жен Филиппа, женщина властолюбивая, была втянута в дворцовые интриги, пережила своего гениального сына и была казнена в 316 г. по решению македонского войска. Александр получил прекрасное воспитание, как и многие аристократы его времени. Первым его учителем был Леонид, родственник матери, отличавшийся строгостью: он частенько заглядывал под подушку или матрас своего воспитанника, чтобы выяснить, не спрятала ли там мать для любимца сына какие-нибудь лакомства. Но Александр не обижался на своего учителя. Другой учитель, Лисимах, был человек простой, но не без хитрости: он называл своего воспитанника Ахиллесом, позднее сопровождал в походах, а однажды царь даже рисковал жизнью, чтобы спасти Лисимаха. АРИСТОТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА. К 13-летнему Александру отец пригласил в качестве учителя самого Аристотеля, который сумел привить Александру, универсально интеллектуально и физически одаренному, не только интерес к военному делу, к чему тот питал очевидную склонность, но и к естественным наукам, особенно медицине. И здесь быстро все схватывающий Александр имел успехи: научился врачеванию, лечил недуги ближних и предписывал им лекарства. Существует предание, что Филипп написал письмо Аристотелю, в котором благодарил судьбу за то, что его сын родился при жизни такого ученого и сумел так много у него взять. В знак уважения к Аристотелю Филипп восстановил его родной город Стагиру, лежавший в развалинах, и вернул туда жителей, часть из которых находилась в плену. Сам Александр полагал, что знания, полученные от Аристотеля, – это то главное, что отличает его от простых смертных. Плутарх в жизнеописании Александра свидетельствует: «…Аристотелем он вначале восторгался и любил его, как он сам говорил, не меньше отца, потому что благодаря этому он живет, а благодаря тому – хорошо живет». Жизнь Александра Македонского – яркий пример того, какую роль в формировании личности гения играют образование и воспитание. С детства Александр жадно впитывал знания. В 10 лет он играл на лире. Увлекался театром, был ценителем изобразительного искусства. Пристрастившись к чтению, не расставался с книгами даже в пору трудных походов. Одним из любимых его сочинений была гомеровская «Илиада», которую он почти всю знал наизусть. У него был список этой поэмы, выправленный самим Аристотелем; он хранил его в роскошной шкатулке. Позднее Александр свидетельствовал, что изображение боевых действий в поэме стало для него первой школой военного искусства. Он также штудировал историков (Ксенофонта), поэтов (Пиндара), трагиков. Однажды в присутствии отца Александр лично принимал персидских послов, которых удивила гибкость ума, восприимчивость и обширность познаний юноши. Они признавались, что сын талантами уже не уступает Филиппу. В другой раз, когда Филипп воевал, 16-летний сын по его распоряжению взял на себя управление государственными делами и успешно выдержал экзамен. После гибели Филиппа в 336 г. в Греции оживились антимакедонские силы. Александр, ставший царем в 20 лет, сначала жестоко подавил восставших фракийцев, затем осадил и разрушил город Фивы, центр сопротивления. Полновластный хозяин Эллады, Александр устремил свои взоры на Восток. ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО. Свой поход Александр начал в 334 г., имея от 30 до 45 тыс. пехотинцев и 5 тыс. всадников. Война с персами велась от имени общегреческого союза государств как отмщение за святыни, поруганные во время вторжения персов в Элладу. Высадившись в Малой Азии, Александр Македонский нанес поражение персам при Гранике (334 г. до н. э.), а год спустя окончательно разгромил их в битве при Иссе (333 г. до н. э.). Была захвачена огромная поенная добыча. Затем Александр овладел восточным побережьем Средиземного моря, Сирией, частью Палестины. Стремительное продвижение Александра было задержано у хорошо укрепленного города Тир, который был взят после ожесточенного штурма. Подчинив себе Палестину, Александр захватил и Египет, и стал хозяином неиссякаемой хлебной житницы, столь необходимой эллинам. Важнейшим делом Александра стало основание в 332–331 гг. нового города в низовьях Нила, названного в его честь Александрией, которому суждено было стать крупнейшим центром науки и культуры. Уверовав в собственное величие, Александр побудил жрецов главного египетского храма Амона провозгласить, что он – бог и сын бога. Последующие успехи на поле брани окончательно убедили Александра в собственном всемогуществе. В Египте, как и в других захваченных странах, Александр стремился упрочить свою власть, опираясь на местную знать. Укрепившись на Ниле, Александр отправился в новый поход в Месопотамию, в битве при Гавгамелах разгромил войска Дария и едва не взял в плен царя, который спасся бегством. Центры Ахеменидской державы Сузы, Персеполь, Эктабак были захвачены, и в руки македонцев попали несметные сокровища. Продолжая движение на Восток, Александр выступил в Среднюю Азию и почти всю ее подчинил (329–327 г. до н. э.). Новый поход уже был нацелен на Индию, Александр достиг реки Ганг, но по требованию войска, утомленного до последней степени лишениями и боями, вернулся домой.
Александр Македонский тяготел ко всему грандиозному. Его обуревали смелые проекты. Так, он решил осуществить слияние древних народов способом «смешения крови». С этой целью была осуществлена впечатляющая свадебная церемония в Сузах. Она состоялась вскоре после его возвращения из индийского похода. В Сузах был воздвигнут огромный шатер, изукрашенный с максимальным великолепием. Вокруг шатра располагались диваны и столы в ожидании женихов с Востока и Запада. Александр взял в жены Статиру, дочь персидского царя Дария III; несколько лет до этого он женился на Роксане, дочери крупного вельможи из Бактрии. Но разводиться с Роксаной ему не требовалось, поскольку входил в моду восточный принцип многоженства. Вступали в новые брачные союзы и сподвижники и полководцы Александра. Гефестион, лучший его друг, женился на сестре Статиры, Кратер – взял в супруги племянницу Дария. Всего брачную церемонию осуществляли восемьдесят представителей македонской знати, породнившиеся с красивыми девушками из восточных семей.
Став хозяином огромных завоеванных территорий, Александр стремился сплотить разноплеменное население, придав своей колоссальной империи внутреннее сходство. Но этого он не успел добиться, скончавшись в 323 г. в возрасте 33 лет. АЛЕКСАНДР КАК ЛИЧНОСТЬ. Александр был личностью ярчайшей, поражавшей воображение современников и потомков. Он был смел, решителен, дальновиден, обладал большим полководческим талантом, масштабностью мышления крупного государственного деятеля. Правда, в последние годы жизни он проявлял деспотизм, неуемное властолюбие, склонность к подражанию безумной роскоши восточных царей, что вызывало недовольство, попытки заговоров, им жестоко подавляемых. Как и следовало ожидать, после смерти Александра между его полководцами разгорелась борьба за власть, начался жадный дележ его огромного наследия. Империю Александра не удалось сохранить в целостности: на ее месте образовалось несколько крупных государств – царство Птоломеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, Вавилонии и Ираке; царство Антагонидов в Македонии. Были и более мелкие государства, например, Пергамское царство. Завоеванный Восток начал заселяться колонистами из Эллады. АЛЕКСАНДР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Не МНОГО найдется личностей в мировой истории, которые бы привлекли к себе столь пристальное внимание историков, писателей, людей искусства и нашли отражение во множестве сочинений, а также в скульптурах, произведениях живописи. Труды об Александре можно разделить на исторические и собственно художественные, литературные. Александр волновал воображение и античных писателей, например Плутарха и Каллисфена; последнему, официальному биографу полководца, ошибочно приписывается авторство сказочной повести «Деяния Александра». Среди античных источников, освещающих деятельность Александра, его личность выделяются «История Александра» Курция Руфа, «История Филиппа» Помпея Троча в изложении Юстина. Наиболее интересной книгой является «Поход Александра» римского государственного деятеля и историка Флавия Арриана (ок. 95—175 гг. н. э.) Образ великого полководца оказался созвучным художественным вкусам средневековой эпохи: в XII–XIV вв. во Франции Александр стал героем ряда рыцарских романов. В них он представлен не столько реальной исторической фигурой, сколько совершенным рыцарем, искусным полководцем, мужественным воином и одновременно светским человеком с куртуазными манерами, тонким обхождением, умеющим ухаживать за дамами и играть на арфе. Роман об Александре под названием «Александрия» был переведен и на русский язык и пользовался большим успехом в Древней Руси. Сведения об Александре наше читатель в ту далекую пору черпал переводной литературы, поступавшей из Византии и Болгарии. В «Александрии», появившейся на Руси, видимо, в XII в., особенно пленяли читателей описания диковинных стран, в которых побывал Александр. Своеобразное преломление получает образ Александра и в литературе Востока, где он был, пожалуй, популярней, чем на Западе. При этом образ полководца обогащался за счет местного фольклора в духе восточных традиций и представлений. Александр выступает под именем Искандера как центральный персонаж целого ряда героических поэм, бытовавших на Востоке. Восприятие Александра Македонского современниками нашло воплощение в прославленной скульптуре Лисиппа, о которой в эпиграмме Посидиппа говорится:
Мастер со смелой рукой, Лисипп, сикионский ваятель, Дивно искусство твое! Подлинно мечет огнем Медь, из которой ты образ отлил Александра. Не в праве Персов хулить мы: быкам грех ли бежать перед львом.
|