Самый термин «новоаттическая комедия» указывает на два важнейших обстоятельства: во-первых, эта жанровая разновидность рождена новой исторической эпохой; во-вторых, она отлична от древнеаттической комедии. Последняя, представленная Аристофаном, носила отчетливо выраженный политический, социальный, тенденциозный характер. «Средняя» комедия, пережившая расцвет в IV в., до нас практически не дошла. Взлет новоаттической комедии – III в. до н. э. ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИКИ. Это – комедия бытовая, любовная, семейная. Известное в античной эстетике истолкование искусства как «воспроизведения жизни», т. е. бытовой повседневности, применимо к новоаттической комедии. Она близка некоторым «трагедиям интриги». Еврипида, популярность которого начинает расти с эпохи эллинизма, в частности Новоаттической комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и арисгофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, веселье. Эта разновидность комедии, как можно судить, являла довольно щедрый пласт литературных образов и была представлена почти пятью десятками авторов; однако подавляющее большинство их произведений утрачено. Главный акцент в новоаттической комедии сделан на психологической характеристике персонажей, показанных обычно в семейной сфере. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ И СЮЖЕТОВ. При этом, как можно судить по немногим уцелевшим произведениям, фрагментам, а также переделкам греческих оригиналов, выполненных римскими комедиографами, для комедии подобной жанровой разновидности характерен определенный набор устойчивых сюжетов и ситуаций. Это попытки юноши вызволить свою возлюбленную, оказавшуюся в лапах сводника; участь подкинутого младенца, родившегося вне брака; отношения родителей и детей; соперничество между сыном и стариком-отцом; ревность и другие перипетии любовных коллизий. Указанные мотивы были намечены уже Еврипидом (соединение разлученных супругов, брата и сестры, узнавание подкинутого ребенка и др.). Нередко новоаттическая комедия строилась на увлекательной интриге. Названным сюжетным типам соответствовали и некоторые закрепленные типы, или маски. В их числе были: «сводник», алчный и грубый; «сводня», старуха-пьяница; «юноша», обычно беспомощный, пылко влюбленный и страдающий от недостатка средств; «старик», отец юноши, нередко охотник до молоденьких девушек; «девушка», ставшая живым товаром сводника; «гетера», многоопытная, знающая, как выманивать деньги; «хвастливый воин», наемник, беспардонный бахвал, фантазер по части мнимых побед как на поле боя, так и над женскими сердцами.
|