Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДЕВУШКА. Да.






ГОЛОС. На безымянную жертву? Ты погибнешь, и ник­то.., никто не будет даже знать, чью память почтить!..

ДЕВУШКА. Мне не нужно ни благодарности, ни сожа­ления, мне не нужно имени.

ГОЛОС. Готова ли ты на преступление?

ДЕВУШКА. И на преступление готова.

ГОЛОС. Знаешь ли ты, что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

ДЕВУШКА. Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

ГОЛОС. Войди.

ЧТЕЦ ОТ АВТОРА. Девушка перешагнула порог, и тя­желая завеса упала за нею.

ГОЛОС. Дура!

ВТОРОЙ ГОЛОС. Святая!

На сцене одна за другой появляются студентки выпуск­ного курса. Те, кто во время обучения стали мамами Они выходят вместе со своими чадами.

ОДНА ИЗ МАМ. Эти пять лет мы любили не только институт, вынашивали не только замыслы режиссерских работ, давали жизнь не только игровым программам. ВТОРАЯ МАМА. Как видите, вся наша жизнь - игра. КТО-ТО ИЗ МАЛЫШЕЙ. От этих игр - ребенок тигр. И далее следует заключительный текст, связанный с ос­новным художественным приемом сценария.

 

Итак, эпизод состоит из двух частей. Инсценированно­го стихотворения в прозе И.С.Тургенева и представления детей и молодых мам выпускного курса. Его смысл стано­вится ясным только в единстве этих двух фрагментов, а эффект монтажа возникает в момент их стыковки.

Приведенный пример отсылает нас еще к одному наи­более любопытному приему сюжетообразования - загад­ке. Загадка - иносказательное поэтическое воспроизведе­ние какого-либо предмета или явления, построенное на изображении их признаков, в то время как сам предмет или явление впрямую не называются. Создание загадки, по наблюдению Д.Родари, трехэтапно. Остранение - ассо­циация - метафора. Он рассматривает действие этого пра­вила на примере пера, т.е. шариковой авторучки.

"Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то он оставляет от­четливый след.

Вторая операция: ассоциация и сравнение. "Светлую по­верхность", упомянутую в нашем определении, можно тол­ковать по-разному, ибо образов и значений вырисовыва­ется множество. Мало ли "светлых поверхностей" поми­мо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как "черный знак", на "белом поле" может чер­неть р. виде тропинки

Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: " Это не­что такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле".



Четвертая операция (необязательная): состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в мак­симально привлекательную форму. Нередко загадке при­дают форму стиха. В нашем случае это не сложно:

Он на белом-белом поле Оставляет черный след."*

В праздничной драматургии прием действует на различ­ных структурных уровнях. При помощи его возможно по­строение всего сценария, отдельного эпизода (как в при­веденном выше примере) и даже смыслового периода в тексте ведущего. Вспомним хотя бы такую синтаксичес­кую конструкцию: "Мы приглашаем на сцену человека, который работает на заводе ровно столько лет, сколько лет самому заводу, человека, который сидел за рычагами первого Челябинского трактора..." и т.д. и т.п. Построе­ние фразы воспроизводит рисунок загадки. Называются признаки, по которым можно понять, о ком идет речь, но само имя смещено на конец предложения или смыслового периода.

Освоение этого приема связано с цепкой наблюдатель­ностью сценариста. "Остранить" предмет или явление -это значит внимательно в них вглядеться, увидеть их как совокупность внешних и внутренних признаков. Кстати, термин "остранение" ввел в литературный обиход В.Шкловский. По его утверждению, "остранение" предме­та или явления выводит последние из режима автомати­ческого воспроизведения, делая их тем самым фактом ис­кусства.

Разными способами конструируется сюжет в конкурс­но-игровых программах. Театрализованные подчиняются общим закономерностям сюжетосложения, которые рассмат-



* Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумы­вания историй. - М.: прогресс, 1974.

 

ривались выше, а вот игровые программы для одного или двух ведущих (монопрограмма) имеют свою специфику.

В текстах ведущего сосредоточено объяснение условий конкурсов, игр, забав, розыгрышей. Намечен своеобраз­ный фарватер, по которому должно двигаться игровое дей­ствие. Сюжет игры со всеми перипетиями возникает в мо­мент ее приведения. Поэтому предпочтительнее такие кон­курсы, где победитель определяется по простым и ясным критериям (кто быстрее, кто больше, кто точнее и т.п.) без привлечения в качестве судей зрителей или жюри; такие правила, которые заставляют участников проявить свои лучшие творческие качества: смекалку, находчивость, юмор; такие игры и конкурсы, которые рождают настоя­щий азарт и втягивают в действие всех присутствующих.

Прогнозирование поведения участников состязания и болельщиков подводит сценариста к необходимости созда­ния текстовых вариантов, а следовательно, варьируется и развитие самого сюжета.

Вопросы и задания

1. Какие группы персонажей населяют праздничную драматургию?

2. Компоненты сюжета. Каковы функции каждого из них?

3. В чем особенности монтажного построения сюжета?

4. Используя различные приемы (повтор, доведение до абсурда, буквализация образного выражения, заимствова­ние), напишите небольшую сценку на выбранную тему.

5. Выберите сценарии театрализованного представления и проанализируйте законы его построения.

6. Сочините рассказ о реальном человеке, используя прием загадки.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал